О проблемах синтеза христианства и коммунизма. Часть VII (2/3 начало)

Oct 11, 2018 17:53




Табличка у входа в здание Архиерейского синода РПЦЗ на Манхэттене

Особого внимания заслуживает ещё история РПЦЗ после 1945 года. Для полноты картины не хватает нескольких важных моментов. Как она выжила, находясь в шаге от развала. С какими силами была связана. И чем она занималась всё это время.




Эмблема НТС
ЦЕЛИ АНТИСОВЕТСКИХ ЭМИГРАНТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В 1945 на оккупированной союзниками территории Германии собрались представители всех эмигрантских антисоветских организаций Европы и благополучно перешли под контроль американских спецслужб.

Что характерно, одни и те же лица могли одновременно состоять в разных антисоветских организациях, в т.ч. и религиозных. Практически невозможно понять, где заканчивается одна антисоветская структура и начинается другая. И даже безобидные, на первый взгляд, скауты были тесно связаны c НТС и РСХД. Так, например, основоположник русского скаутского движения и участник гражданской войны О.И. Пантюхов в письме председателю НТС Байдалакову летом 1938 года писал:

«Уверен вполне, что Вы одинакового со мной мнения о необходимости взаимной поддержки. Это уже и было, отчасти, проведено в жизнь: лет пять-шесть тому назад я горячо рекомендовал Союз в своих обращениях и письмах к руководителям русских скаутов-разведчиков. Результатом было развитие работы Союза на Дальнем Востоке, где очень многие из руководителей и старых разведчиков взялись за работу в Союзе и заняли руководящие роли. В других странах тоже. [...] Нам надо еще много работать, чтобы создать чисто русское движение молодежи, влив свое (но талантливое и веселое) в увлекательную систему скаутизма». [1]

Ещё в качестве примера можно привести Ростислава Полчанинова, который был участником Псковской миссии, НТС и ОРЮР.
В марте 1943 г. при помощи НТС я устроился в Псковскую православную миссию на должность преподавателя Закона Божия. [2]

Несмотря на некоторые противоречия, в общем-то, цели антисоветских организаций совпадали. А НТС просто был неким связующим звеном между ними. К тому же, всех антисоветчиков объединяла патологическая ненависть к коммунизму.

Антисоветские эмигрантские организации, возникшие во время и после Великой Отечественной войны <…> берут начало от белоэмигрантских антисоветских организации, преследуют те же цели - свержение Советской власти и реставрацию капитализма. [3]

В докладной записке от 10 марта 1942 г. начальника отдела пропаганды при начальнике тыловых областей группы армий «Центр» сообщалось, что главная цель НТС - «возрождение великой России» с сохранением «преимущественного положения за Православной Церковью». [4]


Собор РПЦЗ в Мюнхене 1946 г.
ПОСЛЕВОЕННЫЙ КРИЗИС РПЦЗ

В конце войны РПЦЗ оказалась на грани развала. Она тогда пережила двойной кризис, теряя и попов и паству. Однако новые кураторы спасли РПЦЗ от неизбежной самоликвидации. Оккупационные власти выделяют под резиденцию РПЦЗ двухэтажное здание в Мюнхене (Donaustrasse 5), и в 1946 году позволяют провести Собор, на котором РПЦЗ принимает в свои ряды новых попов-коллаборационистов. Ну а прихожан вербуют по лагерям перемещенных лиц из бывших полицаев, власовцев и прочих изменников Родины.

РПЦЗ образца 1922 года, и образца 1946 года - это две качественно разные организации. И хотя обе были враждебно настроены по отношению к СССР, отличаются они по степени антисоветской ненависти. В послевоенной РПЦЗ эта ненависть была просто запредельной.

А самый главный и принципиальный момент в истории РПЦЗ заключается в том, что РПЦЗ - это церковь предателей. Коллаборационистами там были и сами попы и их целевая аудитория. Иудами и предателями их справедливо назвал патриарх Сергий еще в 1943 году: “Как Иуда погубил свою душу, <…> так и эти: предатели…”

После окончания войны <…> эмигрантская псевдоцерковь лишилась всех храмов и монастырей, находившихся в предвоенное время в Югославии, Болгарии, Чехословакии, и Венгрии. Часть священнослужителей и монахов бежала на Запад, а оставшиеся приходы либо вошли в состав национальных православных церквей (Сербской, Болгарской и Чехословацкой ), либо признали юрисдикцию Московского патриархата (венгерский благочинный округ в Будапеште).
Недосчиталась карловацкая группировка и многих приходов в Западной Европе: одни стали опекаться Московским патриархатом, другие - Константинопольским.

Но опасность для карловацкой группировки заключалась не только в резком сокращении общего количества входивших в нее приходов. Катастрофически сокращался состав« архиерейского синода». <…> Оказавшись в столь критической ситуации, митрополит Анастасий занялся реанимацией руководящего органа эмигрантской псевдоцеркви. Срочно посвятили в епископский сан трех верных людей. В авральном порядке приняли в «русскую зарубежную церковь» бежавших на Запад иерархов развалившихся украинской и белорусской «автономных православных церквей» - сразу девятерых.
<…>Англо - франко - американские оккупационные власти <…> закрыли глаза на недавнюю профашистскую деятельность карловацкого епископата и духовенства, взяли под свое покровительство и выделили в пострадавшем от войны и переполненном беженцами Мюнхене двухэтажное здание для резиденции митрополита Анастасия и штаб-квартиры его «синода». [5]


перед парадом в Дабендорфской школе РОА, 1943
ДАБЕНДОРФСКАЯ ШКОЛА РОА

Бывшие союзники не были заинтересованы в окончательном разгроме фашизма и антисоветских сил в Европе. О чем свидетельствует тот факт, что они не побрезговали воспользоваться услугами начальника отдела «Иностранные армии Востока» (отдел «ИАВ») Рейнхарда Гелена.

А Гелен был одним из инициаторов создания Дабендорфской школы РОА (школа по подготовке агентов-пропагандистов), где преподавали члены НТС. И в своих мемуарах Гелен признает, что "пришлось приложить немало усилий, чтобы как-то сохранить то, что было уже сделано по организации русского освободительного движения". [6]

<…> осенью 1942 года дали согласие создать «русский отдел пропаганды». Фактически под этой вывеской был создан «русский руководящий центр» в Дабендорфе. Там велась подготовка офицеров и пропагандистов, а также других кадров, издавались газеты на русском языке; в контакте с отделом пропаганды верховного главнокомандования вермахта и отделом «ИАВ» разрабатывались основы политической и военной концепции русского освободительного движения. (см. [6])

25 марта (1943г.) по просьбе Власова и Зыкова председатель НТС В.М. Байдалаков направил в Дабендорф большую группу преподавателей из Вустрау во главе с генералом Трухиным. Старшими из них были назначены А.Н. Зайцев и Н.Г. Штифанов. (см. [4])

В марте 1942-го в Вустрау под Берлином открылся учебный лагерь для переподготовки военнопленных, отобранных на административные должности в оккупированных областях. В.Д. Поремский, Р.Н. Редлих и другие деятели НТС отправились туда в качестве преподавателей. Вустрау стал ключевым местом встречи внутрироссийской оппозиции с зарубежной.
Из более чем пятисот выпускников Вустрау в НТС вступили около тридцати, в том числе будущие члены Совета Союза генерал Ф.И. Трухин и доцент А.Н. Зайцев (Артемов). [7.1]

Выпускником школы пропагандистов РОА был бывший офицер Красной армии Дмитрий Константинов - коллаборационист-власовец, рукоположен во диакона самим Анастасием (Грибановским). В своей книге «Записки военного священника» он называет власовское движение «нерукотворным памятником».

Главным нерукотворным памятником, оставленным будущей России второй российской эмиграцией является Освободительное Движение Народов России, именуемое также в просторечии, не вполне точно, Власовским движением. [8]

В принципе, мнение Константинова совпадает с официальной позицией РПЦЗ по Власову. А для них он - чуть ли не «икона».

В Русском Зарубежье, частью которого стали и уцелевшие участники РОА, ген. А.А. Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения Исторической России. [9]


лагерь Менхегоф. 1946 г.
ОТ ДАБЕНДОРФА ДО РАДИО «СВОБОДА»

Промежуточным этапом на пути коллаборационистов от школы в Дабендорфе до работы на радио «Свобода» стал лагерь Менхегоф.

У лагеря Менхегоф была своя предыстория. Незадолго до обвала немецкого восточного фронта перед НТС возник вопрос о способах эвакуации и дальнейшего устройства семей членов НТС. [10]

Вскоре в Менхегофе делаются попытки воссоздать союзную периодическую печать. 11 ноября 1945 года - знаменательная дата: в этот день выходит первый, ротаторный номер еженедельника “Посев”. [11.1]
Не остается без внимания репатриационных миссий и главный оплот НТС - лагерь Менхегоф. Он был базой для многих акций по спасению людей от насильственной репатриации, начиная с поездок по всей Западной Германии на брошенном немцами военно-санитарном автомобиле с надписью “Тифус” (тиф) и кончая созданием “мастерской” по изготовлению бумаг, необходимых новым эмигрантам для документации их староэмигрантского происхождения. [11.2]
Но и “дипломатическая” работа велась в лагере. Здесь были подготовлены на разных языках меморандумы, переправлявшиеся за границу для вручения как отдельным лицам (Папе римскому, президенту США Трумэну, Элеоноре Рузвельт и др.), так и организациям (Красному Кресту, английскому парламенту, американскому сенату и др.). [11.2]

“23 июня, ровно через три недели после прибытия в Кассель, состоялось официальное открытие лагеря Менхегоф. На это торжество были приглашены члены Военного управления во главе с его начальником полковником Бардом, представителями командования 78-й дивизии и расположенных поблизости гарнизонов. После торжественного молебна в клубе состоялся концерт большого смешанного хора под управлением Е.И. Евца (1905 - 1990) и сольные выступления Б.С. Брюно (1910-1995), исполнявшего под гитару цыганские и русские романсы”.
Менхегоф не был единственным ДиПи лагерем, созданным членами Союза. Членами Союза были созданы и лагерь в Регенсбурге, и гамбургский Комитет бесподанных в доме на Миттельвег 113, а затем ДиПи лагерь Фишбек, но в ДиПи лагере Менхегоф, стечением обстоятельств, был создан центр НТС. [12]

К концу войны Болдырев оказался в Нидерзахсверфене около Нордхаузена в Тюрингии. С большим трудом ему удалось организовать переезд лагеря из Нидерзахсверфена, который американцы передавали в зону советской оккупации, в американскую зону. Таким образом он спас более 500 россиян от выдачи большевикам, и разместил их в лагере в Менхегофе около Касселя. Там же около Касселя он спас более 100 бойцов РОА роты капитана Копылова, снабдив их штатской одеждой и соответствующими документами. Эта группа, вместе с группой менхегофцев, была отправлена Болдыревым, при помощи парижских членов НТС в Марокко, в то время французскую колонию.
В июле 1945 г. Болдырев, по требованию большевиков, был арестован американцами, но через месяца два, по личному требованию генерала Эйзенхауера, был оосвобожден.
В 1948 г. Болдырев с семьей прибыл в США, где как член Совета НТС представлял Союз перед американскими властями. Болдырев получил в Вашингтоне профессорскую кафедру в Джорджтаунском университете. [13]



ДОМ «МИЛОСЕРДНОГО САМАРЯНИНА» В МЮНХЕНЕ. (Mauerkircherstrasse, 5)

Не остался без внимания и вопрос о воспитании подрастающего поколения. Если у эмигрантов первой волны причин ненавидеть Советский Союз было более чем достаточно, то у их детей (и тех, кто родился после 1917), эту ненависть нужно было культивировать искусственно.

В 1945 году поп-власовец Киселев получил ещё одно здание в Мюнхене, расположенное в 15 минутах ходьбы от резиденции РПЦЗ - дом «Милосердного Самарянина». Там Киселев основал русскую гимназию и помог созданию отряда скаутов ОРЮР. Старшим скаутмастером ОРЮР стал член НТС Борис Мартино. Как утверждает Б.Пушкарев (член НТС), две трети руководителей ОРЮР состояли тогда в НТС. (см. [7.2])

Кроме того, была ОРЮР - скаутская Организация российских юных разведчиков. На сборах и особенно в летних лагерях шла работа по воспитанию ребят в русском духе, велись занятия по истории, прививалась идея служения России независимо от того, что находились мы за ее пределами.
Движущей силой в ОРЮР были члены НТС - Национально-трудового союза российских солидаристов. Их порой называли нацмальчиками, так как первоначально организация именовала себя Национальным союзом русской молодежи, подчеркивая тем самым, что она отмежевывается от старых эмигрантских политических объединений, стремясь к активному сопротивлению коммунистическому строю со ставкой на национальную революцию в России. Почти все руководители ОРЮР были и членами союза. Это, однако, не означало, как утверждали некоторые, что принадлежность к ОРЮР автоматически вела к вступлению в НТС. Но естественно было и то, что наиболее энергичные и патриотически настроенные старшие члены ОРЮР видели в НТС возможность применить свои силы и считали за честь, если их приглашали вступить в организацию. Именно таким путем, в частности, пришел в союз его глава с 1995 года Б.С.Пушкарев (см. главу «Долгая дорога в Россию»).

В иной плоскости проходила деятельность РСХД - Русского студенческого христианского движения. Оно делало упор на ценностях духовных - оцерковлении жизни, углубленном понимании христианства, оказании помощи ближнему. Впрочем, противоречий между НТС и РСХД не было, и некоторые участвовали и в том и в другом. РСХД пришло в послевоенную Германию благодаря о.Александру Киселеву, основателю Дома «Милосердный самарянин». Он и его жена вошли в движение еще в Эстонии. [14]

Мое знакомство (Л.Чернова-Флам,- прим.) с ОРЮР состоялось летом 1946 года в летнем лагере, устроенном отцом Александром Киселевым возле местечка Гаутинг недалеко от Мюнхена. Это был первый послевоенный скаутский лагерь в Западной Германии.
Дружба с ними закрепилась в последующие годы в нашей русской гимназии, в Доме «Милосердный Самарянин». Там происходили наши скаутские сборы, рождались идеи походов, лагерей и других мероприятий. Там мы репетировали постановку «Трагедии России» - историю революции, Гражданской войны, Второй мировой и выдачи власовцев - в стихах и песнях. Эту постановку мы показывали несколько раз. Выступление произвело на публику глубокое впечатление. На мою долю выпало читать стихотворение Ивана Савина о зверствах красных: «Ты кровь их соберешь по каплям, мама». [15]


Мигель Краснов сподвижник Пиночета. Сын коллаборациониста атамана Семена Краснова и родственник атамана Петра Краснова.

РПЦЗ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Если говорить о том, чем занималась РПЦЗ после 1945 года, то тут всё просто. В первый период после окончания войны их деятельность органически влилась в русло «холодной войны». Она всегда находилась по другую сторону баррикад, благословляя любые антикоммунистические и антинародные силы в мире.

В послевоенные годы в жизни карловчан произошли некоторые изменения. Центр раскола переместился из Европы за океан, в Соединенные Штаты Америки, в Джорданвилль. Это было наиболее существенное изменение у карловчан. Принципиальные же позиции раскольников, впрочем, как и их тактика, не претерпели изменений. В первый период после окончания войны их деятельность органически влилась в русло «холодной войны». [16]

Из Пасхального Послания митрополита Анастасия 1948 года:
Атомные бомбы и все другие разрушительные средства, изобретенные нынешней техникой, поистине, менее опасны для нашего отечества, чем нравственное разложение, какое вносят в русскую душу своим примером высшие представители гражданской и церковной власти. Разложение атома приносит с собой только физическое опустошение и разрушение, а растление ума, сердца и воли влечет за собой духовную смерть целого народа, после которой нет воскресения... [17]

Во время американской агрессии во Вьетнаме (1957-1975 гг.,- прим.) карловацкие иерархи заняли вполне определенную позицию поддержки агрессора. Они выступили с призывами к представителям русской эмиграции вступать добровольцами в американские войска, участвующие в военных действиях во Вьетнаме.

Когда произошел контрреволюционный переворот в Чили (1973 г., - прим.), даже многие буржуазные деятели, которых никак нельзя отнести к лицам, разделяющим социалистические взгляды, не решились публично высказать свою поддержку главарям хунты, чинившим зверскую расправу над многими тысячами чилийских патриотов. А вот карловчане не скрывали своего восторга действиями «черных генералов», кощунственно именуя их «освободителями чилийского народа», ратуя за то, чтобы и в других латиноамериканских странах реакция взяла власть в свои руки, дабы не допустить никаких демократических преобразований. (см. [16])


Софья и Глеб Рар на китайской радиостанции «Свободная Россия». Тайбэй, 1959

НТС ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Поменяв «работодателей» после войны, НТС продолжил свою антисоветскую деятельность. Только теперь в их распоряжении были уже легальные типографии и радиостанции.

Хозяином открытого в 1953 г. радио «Освобождение» (позже «Свобода») стал одноименный американский комитет, который первоначально финансировало ЦРУ. На «Свободе», как ранее на «Голосе Америки», стали работать русские эмигранты, включая членов НТС. (см. [7.3])

Последний платеж последовал, как заранее было оговорено, в марте 1991 г. - на том основании, что преодолевать «железный занавес» (для чего требовались дорогостоящие секретные поездки курьеров) более не требуется. (см. [7.3])

Журнал «Грани» осенью 1956 г. опубликовал «Обращение российского антикоммунистического издательства “Посев” к деятелям литературы, искусства и науки порабощенной России, не могущим опубликовать свои труды из-за партийной цензуры» (см. № 32, стр. 234,- прим.). Предлагая присылать такие труды для публикации за границей, издательство гарантировало тайну авторства. Этим обращением был формально открыт тамиздат. Фактически «Посев» начал издавать рукописи из России после 1960 г., когда у НТС наладились каналы связи с авторами.

В издательстве «Посев» во Франкфурте вышли сборники поэзии Б. Ахмадулиной, А. Галича, Н. Горбаневской, Н. Коржавина, Б. Окуджавы, Б. Пастернака (с переводом на немецкий), И. Ратушинской; пять томов Солженицына (пока он находился в России), мемуары Евгении Гинзбург, проза Л. Бородина, Г. Владимова, А. Гладилина, В. Гроссмана, А. Кузнецова, В. Некрасова и др., а также карманное издание «Мастера и Маргариты» М. Булгакова (с выделением удаленных цензурой фрагментов). Из публицистики отметим две книги академика А.Д. Сахарова, «Белую книгу» по делу Синявского и Даниэля, сборник «Процесс цепной реакции» по делу Галанскова, Гинзбурга, Добровольского и Лашковой, книги Ю. Галанскова, Б. Комарова, А. Марченко, В. Осипова, Г. Подъяпольского, Г. Померанца, В. Солоухина. Из церковного самиздата «Посев» до 1988 г. опубликовал 13 выпусков христианского чтения «Надежда». (см. [7.4])

Был период, когда НТС пытался проникнуть на территорию СССР, c целью наладить там работу подпольных ячеек. И до войны и после, советские спецслужбы максимально эффективно пресекали эти попытки. Т.е. разведки западных держав так и не смогли пробить «советский щит» на границах страны!
Потом, как утверждает Пушкарев, в 1953 полеты прекратились , и НТС делает ставку на т.н. «молекулярную теорию» Поремского. (см. [7.5])

А потом, в 1967 году председателем КГБ стал Юрий Андропов, и в стране начинают происходить очень странные вещи.

Продолжение.
____________________________________
Примечания:

[1] НТС. Мысль и дело. Как должна работать организация. Приложение 1. НТС и молодежные организации и движения. (2. Скаутизм)
[2] Полчанинов Р. «Борис Борисович Мартино. К 40-летию со дня смерти»
[3] «Контрразведывательный словарь». Антисоветские эмигрантские организации. - Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф.Э. Дзержинского.1972
[4] Александров К. М. Из книги «Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели: Сборник статей и материалов»
[5] Гордиенко Н.С., Комаров П.М. «Обреченные» Кому служили и служат политиканы от религии.
[6] Гелен Рейнхард. «Война разведок. Тайные операции спецслужб Германии. 1942-1971» Генерал Власов и Власовское движение
[7.1] Пушкарев Б.С. «НТС в истории российского Сопротивления». 5. Третья сила.
[7.2] Там же. 6. После войны: восстановление организации.
[7.3] Там же. 8. Между ЦРУ и КГБ.
[7.4] Там же. 9. После ХХ съезда КПСС: новые горизонты
[7.5] Там же. 7. «Молекулярная теория»
[8] Константинов Д.В. «Записки военного священника». Предисловие
[9] Письмо Архиерейского Синода РПЦЗ протоиерею Георгию Митрофанову
[10] Прянишников Б. «Новопоколенцы» Часть III. Третья Сила. Глава XVI. Лагерь Менхегоф.
[11] Столыпин А.П. «На службе России. Очерки по истории НТС». Часть третья. Сталинщина и ее конец (1946-1956). Глава 9.Послевоенные годы. Пульс забил снова. / Демократии в подмогу Сталину.
[12] Полчанинов Р. «Основание ди-пи лагеря в Менхегофе»
[13] Полчанинов Р. «Константин Васильевич Болдырев»
[14] Флам Л.С. «Судьбы поколения 1920-1930-х годов в эмиграции: Очерки и воспоминания». К читателю в России
[15] Журнал скаутских руководителей ОРЮР «Опыт» № 157(ноябрь 2015г.) «ОРЮР и я»
[16] Белов А.В., Шилкин А.Д. «Карловацкий раскол. Прошлое и настоящее». Из истории карловацкого раскола. / Без будущего
[17] Из Пасхального Послания митрополита Анастасия 1948 года.
«Святая Русь». Апрель 1948

Антисоветчики, Скауты, РПЦ, сергианство, sолженицын, Власовцы, ОРЮР, НТС, Развал СССР, Религия, РСХД, Коллаборационизм

Previous post Next post
Up