Алексий I и Карпов Г.Г. (председатель Совета по делам РПЦ)
«ГОСУДАРСТВО ПРИСТУПАЕТ К ВОВЛЕЧЕНИЮ...»
Перед тем, как описать изменения, которые произошли в церкви с приходом к руководству Алексия (Симанского), необходимо подробно остановиться на тезисе Васильевой О.Ю. о том, что "укрепив Церковь,
государство приступает к вовлечению ее во внешнеполитическую деятельность, используя традиционно непростые отношения между РПЦ и Ватиканом". [1]
Чтобы разобраться, в чем тут подвох, нужно сначала выяснить, что собой представлял Совет по делам РПЦ, а потом зафиксировать хронологический порядок определенных событий. И тогда станет понятно, кто кого, и самое главное, во что конкретно “вовлекал”.
Полномочия и функции Совета по делам РПЦ были четко сформулированы в
положении от 7 октября 1943 года:
1. Совет по делам РПЦ при Совнаркоме СССР осуществляет связь между Правительством СССР и Патриархом Московским и всея Руси по вопросам РПЦ, требующим решения Правительства СССР.
3. На Совет по делам РПЦ при Совнаркоме СССР возлагается:
• предварительное рассмотрение вопросов, возбуждаемых Патриархом Московским и всея Руси и требующим разрешения Правительства СССР;
• разработка проектов законодательных актов и постановлений по вопросам РПЦ, а также инструкций и других указаний по их применению и внесение их на рассмотрение Совнаркома СССР. [2]
Как видно из текста положения, церковь получила очень серьезные послабления: у патриарха появилась возможность выступать с инициативой по вопросам церкви. И хотя формально это произошло ещё в период патриаршества Сергия (Страгородского), Алексий I в полной мере воспользовался предоставленными возможностями. И забегая вперед, нужно отметить, что принципиальная разница между теми структурами, которые контролировали церковь до 1943, заключается в том, что они действовали в интересах советского государства, а Совет по делам РПЦ (до 1960), в основном, действовал в интересах церкви.
Итак, с чего же началась внешнеполитическая деятельность церкви? Удивительно, но факт! Она началась с заявления самой церкви.
1) На Соборе 1945 (31 января - 2 февраля) церковь принимает обращение к народам мира, в котором публично обвиняет Ватикан.
Представители Православных Автокефальных Церквей, <…> возвышают свой голос против усилий тех - особенно Ватикана,- кто, пытаясь в своих выступлениях оградить гитлеровскую Германию от ответственности за все совершенные ею преступления и взывая к милосердию в отношении гитлеровцев, заливших кровью невинных жертв всю Европу, хочет тем самым, по нашему мнению, оставить после войны на земле фашистское, человеконенавистническое, антихристианское учение и его носителей. (
ЖМП, февраль 1945). [3]
2) 2 марта 1945 правительство (Молотов) обращается в Совет (к Карпову) с указаниями предварительно изучить вопрос по Ватикану и предоставить свои соображения. Т.е. государство просто консультируется, а не спускает директиву немедленно разработать план по ликвидации. Государство рассчитывает, что Совет даст объективную информацию по данному вопросу.
3) 15 марта 1945 Совет (Карпов) пишет ответ Сталину, в котором утверждает, что церковь
"может и должна" вступить в борьбу с Ватиканом. И под этим предлогом Совет считает возможным провести мероприятия: "по отрыву приходов греко-католической (униатской) церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к РПЦ; по укреплению влияния РПЦ за границей".
В соответствии с указаниями товарища Молотова от 2-го марта с. г. Совет по делам РПЦ при СНК СССР провел предварительное изучение вопроса о взаимоотношениях между католицизмом и православием, о внешних связях Ватикана и РПЦ в прошлом и представляет при этом на Ваше рассмотрение краткие материалы по этим вопросам и свои соображения.
Русская православная церковь, в прошлом не прилагавшая достаточных усилий для борьбы с католицизмом, в настоящее время может и должна сыграть значительную роль в борьбе против римско-католической церкви (и против униатства).
Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР считает возможным войти [в правительство] со следующими предложениями:
1. Мероприятия по отрыву приходов греко-католической (униатской) церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к Русской православной церкви.
3. Мероприятия по укреплению влияния Русской православной церкви за границей. [4]
Утверждение о том, что государство куда-то «вовлекало церковь» не соответствует действительности. Тут ведь можно подумать, что церковь яростно сопротивлялась подобному вовлечению. Однако никаких массовых протестов по этому поводу не было зафиксировано. Реальность такова: после публичного обвинения церкви в адрес Ватикана, Совет по делам РПЦ втянул Советское государство в религиозные разборки. А полем битвы между РПЦ и Ватиканом (помимо Европы) стала часть территории СССР на Западной Украине.
Костельник Гавриил
«БОРЬБА» С ВАТИКАНОМ. «СОВЕТ СОГЛАСЕН С МНЕНИЕМ ПАТРИАРХА...»
«Борьба» РПЦ с Ватиканом - это была чистой воды авантюра, поскольку ни в уже упомянутой записке Сталину, ни в
докладной записке Хрущеву, не были просчитаны последствия. Там нет ни слова о том, сколько бандеровцы убили православных попов во время войны (
Мануил (Тарнавский) убит в 1943). Но и после войны убийства не прекратились (Гавриил Костельник убит в 1948).
Прямых доказательств нет (только косвенные), но создается впечатление, что Совет по делам РПЦ писал методы борьбы с Ватиканом под диктовку патриарха. И вызывает недоумение, как эти методы вообще получили одобрение у правительства СССР и у Сталина. Важно отметить, что Сталин не принимал участия в разработке этих методов. Он лишь подписал документ, который получил от Совета по делам РПЦ (посредник между властью и церковью). А церковь на тот момент официально имела право выступать с инициативой. И если убрать из этой цепочки посредника, то направление, получается, от церкви к Сталину.
е) считать возможным, чтобы Синод Русской православной церкви поставил через НКИД СССР вопрос о возврате бывших посольских православных церквей за границей и, прежде всего, во Франции, Италии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Греции, Швеции и в Палестине.
По мере возврата церковных зданий незамедлительно организовывать приходы при них, для чего, в случае надобности, Московская патриархия должна будет командировать духовенство и прежде всего настоятелей церквей.
Эти приходы должны будут ставить своей задачей обслуживание духовных потребностей православных верующих, а значит и укрепление православия в этих странах и популяризацию авторитета Московской патриархии. (см. [4])
Совет считает желательным, чтобы епископу Львова (Оксиюку) были предоставлены в бывшем униатском монастыре
покои бывшего митрополита Андрея Шептицкого, а также помещение для епархиального управления и богословско-пастырских курсов.
Совет согласен с мнением патриарха... [5]
Поддельные документы Шухевича
«ВИРУС УНИАТСТВА»
Территория Западной Украины со всем её бандеровским подпольем и униатами, стала одним из самых проблемных регионов в послевоенном СССР. Правительство страны и Сталин допустили роковую ошибку, когда начали решать эту проблему совместно с РПЦ. Из всех возможных вариантов был выбран самый неудачный и бессмысленный, и поэтому сегодня на Украине проходят
факельные шествия с портретами Степана Бандеры.
Для понимания масштаба угрозы, которую представляли собой униаты, необходимо привести мнение историка А.Колпакиди:
Униаты - это не просто какая-то другая религия, подчиняются папе римскому и т.д. Это специально созданная, агрессивная форма порабощения и ликвидации православия. Это вирус, внесенный (неважно кем Ватиканом, поляками, австрийцами) в население Западной Украины. В результате население мутировало. Это этнические мутанты. Вот я называю западноукраинских националистов этническими мутантами. (см. видео.
А.Колпакиди) [6]
Бандеровская идеология - это гремучая смесь национализма, коллаборационизма и религиозного фанатизма. Уничтожить на корню эту идеологию можно было только решив триединую задачу:
Задача № 1. Устранить главный источник униатского вируса - УГКЦ. Решается условно за 1 день.
Задача № 2. Ликвидировать главарей УПА. Развалить подпольную организацию. Решается условно за 10 лет.
Задача № 3. Перевоспитать бывших бандеровцев и их потомков. А это уже бесконечно долгий процесс и работать нужно с каждым поколением!
Советские спецслужбы отлично справились с поставленной задачей по ликвидации бандеровского подполья (Задача № 2 выполнена). В 1954 году был арестован последний руководитель украинской повстанческой армии (УПА) Василий Кук. Цели уничтожить физически всех участников подполья не было. Но титанические усилия ликвидаторов УПА перечеркнули те, кто по долгу службы обязан был продолжить борьбу идеологическую (Задача № 3 провалена).
Но провал Задачи № 3 обусловлен ещё и банальными ошибками. Советская власть на этой территории нарушила своё же негласное правило. До этого изъятые и национализированные культовые здания передавались народу: под больницы, школы, склады и т.п. А там государство забрало здания у агрессивных религиозных фанатиков и передало их в пользу конкурирующей религиозной структуры (РПЦ).
Львовский собор 1946 года на котором часть УГКЦ (997 из 1270) проголосовала за переход в состав РПЦ, не устранил проблему с униатами (Задача № 1 провалена), а только усугубил ситуацию. Ватикан никогда не признавал этот Собор. А часть несогласных униатов была арестована или просто ушла в подполье, где их уже ждали недобитые после войны бандеровцы - основная целевая аудитория этой церкви. Но самое главное, от того, что часть униатской церкви перешла в РПЦ бандеровцы не стали автоматически православными!
Чем объяснить провал Задачи № 1? Во-первых, когда на кону целостность государства, жизнь и благополучие многомиллионного населения, действовать нужно было предельно жестко, сообразно собственным интересам и без оглядки на мнение церкви. Во-вторых, государство должно было решать эту проблему самостоятельно. Потому что бандеровцы одинаково ненавидят и коммунистов и православных попов. А отсутствие РПЦ на этой территории уменьшило бы накал сопротивления и ненависти как минимум в 2 раза. И без лишнего раздражающего фактора государство со временем справилось бы с униатами. Ведь религиозному фанатизму униатов государство могло противопоставить атеизм и научные знания.
Какие могли быть альтернативные варианты решения Задачи № 1?
Вариант 1. Самым идеальным был бы вариант, если бы униаты сами сбежали из СССР до, или после освобождения этой территории войсками Красной Армии. Но сбежали не все и не сразу. А значит, нужно было вынудить их это сделать. В то время бежавшие от Красной Армии коллаборационисты - это было нормальное явление.
Вариант 2. Выслать всех за пределы страны официально. И какое дело государству-победителю до того, с какими плакатами будут протестовать униаты за границей?
Вариант 3. Фильтровать каждого по принципу:
- Уличен в коллаборационизме? Выдворять из страны, без разговоров! Т.о. скорее всего, отсеялась бы большая часть униатов.
- Не уличен, и желает остаться в СССР? Добро пожаловать! Но никакой религии, а только общественно полезный труд! В искаженном виде, этот метод был реализован, но в отношении несогласных входить в состав РПЦ. Власть заставила их работать библиотекарями, бухгалтерами и т.п. А нужно было предоставить униатам возможность сделать этот выбор добровольно.
Парадокс в том, что и «Вариант 2» государство тоже использовало. Так в 1972 году Василий (Величковский) был выдворен за пределы СССР. Но только было уже поздно. К тому же это была абсолютно бессмысленная мера, ведь на место одного лидера готовы встать десятки и сотни других последователей.
Это можно назвать имитацией, чем угодно, но только не реальной борьбой с униатами. А возможно это был грамотно срежиссированный «спектакль», рассчитанный на мировую общественность. Главный посыл которого - «СССР - тюрьма народов», где грубым образом ущемляют «права человека», в т.ч. свободу совести и религиозных убеждений. Эту тему потом активно поддержали и раздували диссиденты-«правозащитники»:
Украинская,
Московская и
другие Хельсинские группы.
Володимир Стернюк з викладачами і студентами підпільної Семінарії (стоять зліва направо - о. Петро Городецький, о. Михайло Гуньовський; сидять - о. Валерій Троян, о. Мирон Пальчинський, вл. Володимир Стернюк, о. Михайло Трач, о. Богдан Білінський, о. Василь Карабін). с. Бірки біля Львова, 1974 р.
ВОЗРОЖДЕНИЕ УНИАТСТВА
Процесс возрождения униатства на Украине начался в январе 1963, когда Иосиф Слипый по ходатайству папы Римского Иоанна XXIII и президента США Дж. Кеннеди был освобожден для участия во Втором Ватиканском соборе. Это так РПЦ и СССР "боролись" с Ватиканом, отпуская своих врагов по первому требованию?! Иосиф Слипый, находясь проездом в Москве, якобы успел вызвать подпольного священника
Василия Величковского и тайно рукоположил его в епископы. Величковский после этого якобы тайно рукоположил ещё двух епископов -
Владимира (Стернюка) и Никанора (Дейнегу) (есть данные о том, что всего их было более 40).
Версии о «тайных» рукоположениях униатов довольно сомнительны. Дело в том, что заниматься какой-либо “тайной и подпольной” деятельностью в Советском Союзе можно было разве что в глухом таежном лесу. А вот будучи "осужденным за связи с бандеровским подпольем", и находясь "под постоянным надзором милиции", невозможно тайно "участвовать в создании подпольной семинарии", "посвящать новых священников" и "руководить УГКЦ". Тем более, проживая в коммунальной квартире, как Владимир (Стернюк).
В истории про униатов и бандеровцев есть три примечательных момента. Во-первых, это история про то, что для советских спецслужб практически не было невыполнимых миссий: всё зависело от поставленной задачи. Если поступит команда «уничтожить», то объект будет уничтожен в любой точке мира. Так, например, Коновалец был убит в Нидерландах, Бандера - в Германии, Шухевич - на Украине. Если поступит команда «ликвидировать» подпольную организацию, то рано или поздно это будет выполнено. Если поступит команда «создать» фиктивную подпольную организацию, то её создадут (например, Операция
«Синдикат-2»). И нет никаких гарантий, что начиная с 60-х годов, спецслужбы СССР не взяли униатов и бандеровцев под очень пристальный «контроль».
Во-вторых, это трагическая история, которую можно назвать «Развал страны в миниатюре». Это очень похоже на «шаблон» по которому «ломали» СССР. И сегодня есть все основания полагать, что очаг напряженности на территории УССР (как впрочем и в других республиках) был создан искусственно.
Во-третьих, это поучительная история о том, что РПЦ была не в состоянии победить ни Ватикан в целом, ни униатов в частности.
17 сентября 1989 года, Львов.
Манифестация за легализацию УГКЦ
Продолжение.
______________________________________
Примечания:
[1] Васильева О.Ю. Государственно-церковные отношения советского периода. Периодизация и содержание.
[2] Положение о Совете по делам русской православной церкви при Совнаркоме СССР.
[3] ЖМП. Номер за февраль 1945 годa. Раздел «Официальная часть». К народам всего мира.
[4] Докладная записка Г.Г Карпова И.В. Сталину о мероприятиях по присоединению греко-католических приходов СССР к РПЦ, укреплению влияния Московской патриархии за рубежом, развертыванию борьбы против Ватикана и др. Москва 15 марта 1945 г.
[5] Докладная записка Г.Г. Карпова первому секретарю ЦК КП(б)У, председателю СНК УССР Н.С. Хрущеву о положении православной и униатской церквей на Украине г. Москва 20 апреля 1945 г.
[6] "Бандеровщина" ч.1. Историк А.Колпакиди у Л.Володарского 17.05.2014