Это достаточно важный пост. Описанная ниже ситуация должна и будет в корне изменена, при наличии достаточного распространения информации и дальнейшего общественного резонанса.
Пост получился очень длинным с большим количеством информации и фотографий, но иначе понять полную картину того, что происходит с уникальным музеем сейчас не получится.
Итак.
В Москве, в структуре ГУП "Мосгортранс" существует Музей Пассажирского транспорта. Описание возьму
из поста Ильи Варламова: ***
Мало кто знает, но в Москве был уникальный
музей общественного транспорта. Музей мог похвастаться крупнейшей в России коллекцией - более 100 экземпляров трамваев, троллейбусов, автобусов и служебной спецтехники, и некоторые экземпляры коллекции существуют в России в единственном экземпляре. В музее были собраны все типы подвижного состава, когда-либо работавшие в Москве, начиная от вагона конки.
Фото 1999 года, когда музей впервые открылся на территории Бауманского депо
К сожалению, нормально музей просуществовал только 2 года. В 2001-м его закрыли в связи со строительством монорельса.
С этого времени музей общественного транспорта превратился в одноименное кладбище:
Фото:
tema Раз в год уцелевшую часть коллекции выставляют на ВВЦ на выставках исторического транспорта. Часть вагонов раскидана по депо, где их никто не может увидеть. Цененейшие экспонаты гниют под снегом и дождем. Из-за отсутствия специально выделенной площадки их нельзя не только реставрировать, но и сохранять для дальнейшей работы. Так и ржавеют десятки раритетных образцов городского транспорта, часть истории Москвы.
***
Всё действительно так. Опишу подробнее нынешнее состояние Музея.
Уже в течении 13 лет свободный доступ к самой крупной коллекции исторического подвижного состава наземного транспорта в России отсутствует.
Фактически существует два музея. Первый - тот что на фотографии выше. Это так называемый "запасник" музея, находящийся на территории Трамвайно-Ремонтного завода, там находятся экспонаты требующие восстановления. Многие их этих экспонатов существуют в единственном числе. На этой площадке у музея есть административный персонал (директор, зам. директора и т.п.) и другие сотрудники (слесаря, маляры, охранники и т.п.). Все они каждый день ходят на работу и получают зарплату, естественно.
Восстановленные ходовые экспонаты раскиданы по паркам и депо и обслуживаются силами того парка и депо в котором находятся. Те сотрудники, которые работают в "запаснике" практически никакого участия в жизни восстановленной техники не принимают. Пару раз в год жители и гости столицы имеют возможность увидеть и пощупать ходовую технику на однодневных выставках или парадах, приуроченных к важным датам в истории пассажирского транспорта Москвы (ближайшее событие - автобусный парад 9 августа 2014 года, посвященный 90-му юбилею открытия автобусного движения в Москве, до этого, кстати, в этом году экспозиция не выставлялась).
Вспомним встречу в конце прошлого года, о которой
рассказывал Максим Кац, на которой присутствовали:
- заместитель руководителя департамента транспорта Алина Бисембаева
- начальник отдела музейно-выставочной работы департамента культуры Антон Горянов
- заместитель руководителя музея ГУП "Мосгортранс" Александр Соловей
По результатам переговоров все категорически за организацию нормальной работы музея (кроме зам. директора Музея А. Соловья, который высказался довольно расплывчато и в выступлении было больше агитации, чем конкретики), предложен отличный вариант для размещения музея в 4-м троллейбусном парке (бывшее Миусское трамвайное депо), направлено обращение Сергею Собянину. Генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Евгений Михайлов также поддерживает данную инициативу. и также направляет обращение в Мэрию:
Корпоративная газета ГУП "Мосгортранс" "За отличный рейс",
№1, 2014 На сегодняшний момент с момента встречи в Щукино прошло уже 8 месяцев - не изменилось вообще ничего. Как и предыдущие 12 лет. Гниющая под дождем уникальная техника, экспонирование ходовых машин 1-2 раза в году, практически полное отсутствие реставрации автобусов, троллейбусов и трамваев. Никакого намёка на открытие. Сколько еще в Москве не будет Музея общественного транспорта и самое главное в чём проблема?
Может быть действительно проблема в площадке под Музей? Давайте разберемся. Перспективная территория под музей: 4-й троллейбусный парк был выведен с Лесной улицы 3 месяца назад, в середине апреля 2014 года, троллейбусы переданы в другие парки Москвы. Административный персонал также выведен, в бывшем парке осталась только охрана и службы, эксплуатирующие здание.
Фото: maxxdroid (также из поста Ильи Варламова)
Хорошо, даже если с территорией 4-го троллейбусного парка какие-то трудности, может застройщики покушаются, может быть еще чего, но в ведении "Мосгортранса" есть десятки разнообразных и в общем подходящих площадок по всем Москве. Почему же не делается даже попыток открыть музей для постоянной экспозиции?
Давайте заглянем на территорию "запасника" Музея Пассажирского Транспорта, которая располагается на площадях Трамвайно-Ремонтного завода, по адресу: ул. Волочаевская, 9
Именно здесь гниют уникальные экспонаты.
Территория закрытая, охраняется, имеются забор и ворота.
Внутри территория "запасника" Музея городского пассажирского транспорта оказывается плотно заставлена легковыми автомобилями (это видно и на спутниковом снимке).
Большинство автомобилей заботливо накрыто чехлами, в отличие от уникальных автобусов и троллейбусов.
Для чего же автомобильная техника размещена в "запаснике" музея и так бережно хранится? На этот вопрос помогут ответить сайты auto.ru и avito.ru
Страница доступна в кэше Гугла:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:F9kx0p1ld9QJ:retro.auto.ru/retro/used/sale/23002160-8f1d41.html+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru Местоположение и фотографии совершенно точно указывают на то, что машина находилась именно на территории "запасника".
В контактах некий Валерий, позвонив ему можно было совершенно спокойно попасть на территорию "запасника", правда не для осмотра экспозиции Музея общественного транспорта, а для покупки восстановленного автомобиля.
Вот этот же Опель на авито (тоже из кэша):
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:_EVA1iVk-oQJ:m.avito.ru/moskva/avtomobili_s_probegom/opel_do_1980_300995776+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru Место опознается на 100%, за Опелем находится уникальный автобусный прицеп 2ПМ4 к автобусу ЗиЛ-158 из коллекции музея, далее грузовой троллейбус КТГ (505), также из коллекции.
Вот продается другой автомобиль, объявление еще не снято:
http://www.avito.ru/moskva/avtomobili_s_probegom/volkswagen_kaefer_1968_339669306 Фольксваген на фоне музейного Икаруса-250 (10866), он такой в Москве один и указание в объявлении метро "Славянский бульвар" не поможет Юре нас обмануть.
Также на территории находятся и реставрируются грузовые автомобили никакого отношения к Музею не имеющие.
МАЗ-500
"Прага"
"Мерседес"
Что за частные легковые и грузовые автомобили находятся на территории "запасника" Музея городского пассажирского транспорта Москвы? Почему эти машины там хранятся и ремонтируются? Кто такие Валерий и Юра, которые на сайтах auto.ru и avito.ru продают автомобили с площадки "запасника"? Сотрудники музея? Или они пролезли под забором, открыли ворота и загнали туда свои машины и все это без ведома директора музея?
Кстати, кто он, директор музея? Почему он не присутствовал лично на встрече в Щукино, а прислал своего зама?
Бессменным руководителем музея с 1999 года является Владислав Карганов. Вот он:
Директор музея, судя по его странице
вКонтакте очень сильно интересуется ретро велосипедами.
Хобби - это отлично, когда оно не мешает работе, особенно. А что можно увидеть опять-таки на территории "Запасника"?
Волга и Жигули, кстати тоже никакого отношения к музею не имеют.
Это музейный экспонат, троллейбус ЮМЗ Т2 (парковый номер 3907), внутри забит велосипедами.
Внутри троллейбуса СВАРЗ-Икарус, это единственный в мире сохранившийся экземпляр. Он также превращен в склад велосипедов.
Вот ЗИУ-5, знаменитый советский троллейбус. Внутри также велосипеды и некая зелёная табличка.
Музей советских велосипедов "Велоретро"
Интересно, какое отношение этот музей имеет к "Мосгортрансу" и почему на территории предприятия находятся его склады?
Все очень просто: директор музея Пассажирского транспорта Владислав Карганов является также владельцем музея "Велоретро". Его очень неумело подставляют собственные друзья в Живом Журнале:
Пост пользователя sryl от 16 мая 2014 года: Знакомая зелёная табличка.
Коммерческая деятельность
Ссылка ведет на страницу вКонтакте Владислава Карганова. Как вы думаете, куда "на базу" отвезли велосипеды с выставки?
Что получается в итоге?
В "запаснике" на Волочаевской улице гниёт уникальная историческая техника: автобусы, трамваи, троллейбусы, вот некоторые представители этой техники:
автобус ЗИС-127 - первый междугородний автобус СССР
автобус ПАЗ-652
троллейбус ТБУ-1
троллейбус СВАРЗ-Икарус - последний сохранившийся экземпляр
троллейбус ЛиАЗ-МТРЗ - единственный экземпляр
трамвайный поезд КТМ + КТП - 1
трамвай РШ-1
трамвай РТ-3
Ничего из этой техники не восстанавливается, последняя восстановленная Музеем единица техники, которая имеет отношение к пассажирскому транспорту, а не к легковому, грузовому или велосипедам - это двухдверный вагон Татра-3 №481. Было это в 2009 году, т.е. пять лет назад. Думаете музей занимается ходовой техникой, которая раскидана по паркам и эксонируется на выставках - ничего подобного, техника находится на хранении самих парков и обслуживается ими же.
Более того, за 13 лет бездеятельности были порезаны (т.е. уничтожены) уникальные машины:
троллейбус ТБЭС - разрезан в 2007 году по причине наличия одной такой машины в музее, которая является последней уцелевшей в мире единицей
автобус ЗИС-155
автобус ЛАЗ-699Н - уникальная машина, всего было выпущено около 200 единиц. У меня нет информации сохранились ли подобные автобусы где-еще либо в мире.
То есть уже 5 лет никакой полезной работы в Музее не производится (не восстановлено ни одного экспоната!). На территории "запасника" организована деятельность по восстановлению и продаже легковых и грузовых ретро-автомобилей, которых там уже не меньше, чем настоящих экспонатов. Директор музея Владислав Карганов использует уникальный подвижной состав пассажирского транспорта для хранения велосипедов, а территорию Музея как базу для своего музея советских велосипедов "Велоретро".
Очевидно, что в подобной ситуации никакое развитие музея невозможно и сотрудники, в том числе директор не заинтересованы в организации его работы. Поэтому все инициативы и от общественности и от московских чиновников благополучно застревают в "запаснике" на улице Волочаевской. Сотрудники занимаются своими делами, изредка агитируют про уникальную коллекцию и все, сам же музей не заработает, пока подобное "болото" существует.
Сейчас Трамвайно-ремонтному заводу понадобилась площадка, которую занимает "запасник". Там планируется укладка еще одного веера путей, куда поставят в консервацию трамвайные вагоны, которые будут отставлены от эксплуатации в Москве в связи с планируемым обширным обновлением парка новыми низкопольными сочлененными вагонами (Pesa и т.п.) Поскольку старые вагоны еще не выработали свой эксплуатационный срок они будут законсервированы и в дальнейшем видимо проданы. Но в связи с этим вся колёсная техника будет перебазирована в новый "запасник", в промзону в Чертаново на ул. Подольских Курсантов вл. 7, на территорию 17-го автобусного парка (
ранее это была Автобаза строительных машин и механизмов).
Далее возможно два варианта развития событий.
Первый вариант - сотрудники музея увозят всю свою "базу" в Чертаново и далее продолжают заниматься чем угодно, кроме своих прямых обязанностей. Далёкая база в промзоне на окраине Москвы это еще даже лучше, чем задворки Трамвайно-Ремонтного завода в Лефортово. При таком раскладе открытие постоянной экспозиции Музея мы увидим очень не скоро, также нависает опасность надо некоторыми действующими экспонатами, которые могут быть "по-тихому" уничтожены.
Второй вариант - руководство ГУП "Мосгортранс" и Департамента Транспорта города Москвы пресекают непрофильную деятельность, которой сейчас занимаются в "запаснике", организовывают для начала временную площадку экспозиции музея, затем постоянную (не важно в 4-м троллейбусном парке или еще где-нибудь). В Чертаново же в настоящем запаснике начинаются работы по восстановлению уникальных машин.
Очень хочется надеется, что после привлечения внимания к проблеме уже в скором времени жители и гости столицы смогут в любой день недели посетить настоящий Музей Пассажирского Транспорта Москвы и увидеть его уникальные экспонаты. Слово за общественностью и московскими властями.
UPD 18.09.2014
Прошло больше 2-х месяцев с момента написания поста, за это время я попытался обратить внимание многих топовых блогеров на проблему, но пока результата нет.
За это время начался переезд запасников музея на территорию бывшей Автобазы строительных машин и механизмов на ул. Подольских Курсантов. Теперь большинство автобусов, немного троллейбусов, все частные легковые автомобили под чехлами и самое главное все велосипеды частного музея "Велоретро" находятся там. Директором музея назначен Требунских Михаил Иванович, начальник центра управления производством 17-го автобусного парка, никакого отношения к музею, к ретро технике и истории транспорта не имеющий. Бывший директор музея переведен на должность заместителя директора и дальше спокойно занимается интересующими его делами на скрытой в промзоне площадке. С новым директором у них полное взаимопонимание. Уникальные экспонаты продолжают гнить под открытым небом, никакого дела до этих машин никому из сотрудников музея нет.
Часть автобусов и троллейбусов, совсем не интерсная руководству музея находится на площадке 4-го автобусного парка на 2-й Мытищинской улице. Эта площадка практически не охраняется, у машин выбиты стекла, светотехника. На этой территории в 2012 году сгорел принадлежащий музею автобус Mercedes Benz O325 Turk 07391 (на фото - слева):
После юбилея ВДНХ мэрия Москвы выступила с предложением разместить экспозицию Музея пассажирского транспорта и Музея московского метров в 20-м павильоне («Химическая промышленность»). ДТиС и Мосгортранс не против такого решения, однако экспозиция музея на ВДНХ может быть только сменной, так как все экспонаты в павильоне не поместятся, также потребуется прокладка трамвайной линии к павильону, что может занять продолжительное время. Вариант с размещением музея на ВДНХ далеко не идеальный, однако вполне приемлимый, это было бы огромное достижение, однако опять же никаких реальных действий не проводится, а руководству музея и далее саботирует любую реальную работу по открытию экспозиции.
Генеральный директор Мосгортранса по-прежнему считает идеальным вариантом размещения музея на территории 4-го троллейбусного парка, которая сейчас пустует, однако мэрия не спешит поддержать данное решение, возможно по причине того, что на территорию в центре города уже нашелся покупатель.
По факту на сентябрь 2014 года, кроме разговоров, не ведется абсолютно никакой работы, уникальный музей с крупнейшей в бывшем СССР коллекцией подвижного состава пассажирского транспорта продолжает дальше умирать, имея при этом директора, зам. директора, штат сотрудников, три площадки под "запасники", где гниёт историческая техника и один показ ходовых машин в год.