С апреля месяца идёт работа над очень и очень интересным проектом - исследованием операторов CDMA-сетей (Велтон.Телеком, Интертелеком, Телесистемы Украины (ТМ PEOPLEnet), CST-Invetst, ITC(ТМ CDMA-Украина). Подобное исследование не имеет прецедентов. Его замысел состоит в том, чтобы впервые собрать всю значимую информацию об этих компаниях и сегментах рынка, на которых они работают, дать качественные оценки ситуации, описать возможные сценарии развития. Результаты исследования (возможно и всё содержание) будут представлены широкой общестенности.
Насколько могу судить, спонсором исследования является некий российский инвестиционный фонд. Причём непрофильный. Похоже, россияне решили прикупить себе немного CDMA. Похвальное и адекватное решение, что ещё могу сказать. Сразу два участника - ITC и ТСУ, - пребывают в активной фазе поиска покупателей. Перспективы у этого сегмента телекоммуникационного рынка есть и вполне приличные.
Могу сказать, что изложенная в
февральской публикации картина происходящего на рынке в основном подтвердилась.
Забегая вперёд, выделю несколько аспектов, ключевых для понимания рынка, с которым ассоциируются CDMA-сети.
Определение рыночных сегментов для операторов CDMA
Сложившаяся на сегодняшний день трактовка структуры рынка телекоммуникаций не отражает адекватным образом содержание бизнеса операторов CDMA-сетей. Принято выделять следующие товарные рынки:
- Рынок мобильной связи и дополнительных услуг для неё. В соответствии со сложившимися стереотипами этот сегмент считается вотчиной GSM.
- Рынок фиксированной связи, к которому, относят, помимо Укртелекома и других операторов фиксированных сетей местной телефонной связи, также и операторов CDMA-сетей.
- Рынок передачи данных и доступа в Интернет, как с использованием фиксированных каналов, так и беспроводных.
- Разную прочую экзотику, включая всевозможные допуслуги, кабельное телевидение и т.д. и т.п. Расписывать не буду - не суть важно. Это не сегменты, не имеющие отношение к предмету.
С другой стороны, отталкиваясь от применяемых технологий доступа к сетям телекоммуникаций, традиционно выделяют:
- Сети мобильной связи второго поколения на базе технологий GSM и CDMA2000 1х;
- Так называемые 3G-сети, к которым относятся сети компаний Утел (UMTS), Телесистемы Украины и УМС/МТС (CDMA2000 Ev-DO).
- Сети беспроводной фиксированной передачи данных, построенные с использованием всевозможных фирменных (закрытых, нестандартизованных) решений (Motorola Canopy, семейство решений от Alvarion и т.п.)
- Сети фиксированной связи, для которых используют такие технологии, как DOCSIS, ADSL, dial-up, оптические каналы передачи данных.
Следствием сложившихся стереотипов стало то, что бизнес операторов CDMA-сетей описывают неадекватным образом. То ли как предоставление услуг «фиксированной беспроводной связи», то ли как эксплуатацию CDMA-сетей.
«Местная мобильная» как кентавр украинского телекома
Местная мобильная телефонная связь, предоставлением услуг которой традиционно занимаются операторы CDMA-сетей, представляет собой характерное именно для Украины явление. Это именно отдельная рыночная ниша, которая надёжно (пока) защищена от экспансии тех же операторов GSM.
Своим появлением местная мобильная телефонная связь обязана двум факторам - сложившейся на рынке телекоммуникаций системе взаиморасчётов за приземление голосовых вызовов во-первых и существующим правилам (точнее, традициям) выделения номерного ресурса операторам телефонной связи во-вторых.
Как правило, операторы сетей телефонной связи общего пользования (ТфОП) получают номерной ресурс с географической привязкой. И традиционно в качестве таковых сетей воспринимаются именно сети фиксированной связи.
Напротив, операторы сетей мобильной связи получают номера с использованием DEF-кодов, которые никак не связаны с регионами проживания абонентов. Хотя абоненты мобильной связи могут использовать номера с географической привязкой, т.н. «прямые», практически это сопряжено с чрезмерными расходами и не считается типичной ситуацией. Уже в ближайшей перспективе практика предоставления прямых номеров абонентам мобильной связи может окончательно уйти в прошлое под давлением регуляторных органов.
Высокие ставки интерконнекта для операторов сетей мобильной связи обусловили значительный диспаритет между ценами на внутрисетевые звонки и звонки на сети других операторов, местной связи в том числе. Как результат возник стереотип в восприятии услуг мобильной связи как заведомо невыгодных для звонков на городские номера. В массовом сознании местная связь ассоциируется именно с традиционными фиксированными (проводными) сетями, а мобильность - исключительно с услугами операторов мобильной связи на базе стандарта GSM.
Таким образом, ключевым преимуществом операторов местной мобильной связи является возможность предоставлять услуг местной связи - с прямыми номерами населённых пунктов и соответствующими для местной связи тарифами, - в мобильном варианте. По сути, это и есть пример реальной конвергенции мобильной и фиксированной связи.
В отличие от традиционных операторов беспроводного доступа к ТфОП (известных как
WLL), украинские операторы местной мобильной связи не связаны ограничениями по территории обслуживания абонентов и номенклатуре доступных для них услуг. Фактически речь идёт о мобильной связи с нехарактерной для неё (нехарактерной с точки зрения местных реалий) тарифной политикой.
Другое следствие состоит в том, что описание Интертелекома, Велтона и ITC как «операторов CDMA» также является неполным и неадекватным. Поскольку один оператор CDMA-сети - Телесистемы Украины, - изначально не имел возможности предоставлять услуги местной мобильной связи, прямые номера и низкие тарифы для внутригородских звонков в том числе. Поглощение CST-Invest позволило ТСУ реализовать эти возможности, однако в чрезвычайно ограниченном объёме (в пределах Днепропетровска и Кривого Рога с очень ограниченным пулом местных номеров). В общем случае Телесистемы не могут рассматриваться как полноценный участник рынка местной мобильной связи.
Угрозы и риски для участников рынка
Своим появлением в Украине и CDMA‑сети, и местная мобильная связь обязаны известным "особенностям" национальной политики в сфере телекоммуникаций - непрозрачному кулуарному характеру принятия решений, отсутствию внятных стратегий и т.п. И именно с этой стороны исходит главная угроза.
Можно выделить две вероятных угрозы для операторов CDMA-сетей.
Пока что операторы местной мобильной связи защищены от экспансии GSM-операторов сложившейся практикой лицензирования этого вида деятельности. Ни один из операторов GSM-сети не имеет набора лицензий, позволяющих предоставлять услуги местной связи с использованием беспроводного доступа. Хотя очевидно, что в силу очевидных преимуществ стандарта GSM, эти компании могут составить реальную конкуренцию операторам CDMA-сетей.
Причиной того, что подобный сценарий до сих пор не был реализован, являются неформальные договорённости между троицей крупнейших участников рынка - Киевстар, УМС и Укртелеком. Для последнего экспансия двух других участников соглашения на рынок местной связи означает рыночную катастрофу. В силу того веса, который национальный монополист имеет в системе отношений на рынке телекоммуникаций, игнорирование его интересов является маловероятным. Но возможным. И это - первая угроза.
Другой угрозой, и гораздо более вероятной на мой взгляд, является конфликт интересов с участниками рынка телевещания. Последние рассчитывают на то, в течении 2013-16 годов частоты, выделенные в настоящее время операторам CDMA-сетей, будут освобождены для нужд цифрового телевидения. Данный тезис активно продвигается представителями Национального Совета по телевидению и радиовещанию и других государственных органов.
Не раз и не два обсуждал эту проблему с топами операторов. Их ответы представляются мне неубедительными. По сути, у них нет ответа на то, есть ли гарантии того решения этой проблемы. Они ссылаются на то, что ITU в 2009 году собирается огласить новые рекомендации относительно оных частот во-первых и CDMA-техологии в первой Зоне электросвязи во-вторых. Учитывая, опять таки, специфику национального регулирования, никакие решения никаких международных органов не могут рассматриваться как "окончательная бумажка, броня".
Самое главное - эти частоты уже начинают выделять, причём на абсолютно законных основаниях, телерадиовещателям. Пока розданы частоты из смежных полос. Но радно или поздно (в течении полугода, судя по всему) Нацрада по ТВ и радио определит пользователей и тех, частот, которые сейчас используют CDMA-сети. И тогда пить боржоми будет уже поздно. Одно дело - внести изменения в Национальную Таблицу и План частот да продлить действующие лицензии. И совсем-совсем другое - признать несостоявшимися конкурсы, вернуть деньги их участникам, признать неправомерными либо неудачными множество решений кучи госорганов... В общем, оптимизм операторов мне представляется неуместным. Как обычно, компании предпочитают "решать проблемы по мере их поступления". Пока не грянет гром, иными словами.