Задача, для решения которой предлагают создать Фонд Универсальных телекоммуникационных услуг, не стоит выеденного яйца и решается на раз-два-три, было бы желание решить именно её, а не какую-нибудь другую, не предназначенную для огласки. Имеет место тривиальная задача государственного управления в конкретной предмемтной области, алгоритм решения которой хорошо описан, например, в Регламенте Кабинета Министров.
Для начала уточним: о какой именно общественно значимой проблеме идёт речь? С этим, вроде бы, всё ясно: необходимо обеспечить возможность доступа к сетям местной телефонной связи на всей обжитой территории страны.
Так что переходим к следующему вопросу: а сколько именно жителей Украины не имеют на сегодня физической возможности подключиться к сетям ТфОП?
В заявлениях органов власти, Кабинета Министров и НКРС в частности, утверждается, что "количество нетелефонизированных малонаселённых пунктов составляет свыше 2 тысяч. В таких населенных пунктах проживает 0,5 милиона лиц, что составляет свыше 170 тыс. домовладений, кроме того, следует учесть ещё организации и предприятия. Сложная ситуация с телефонизацией наблюдается по всей территории страны. Наибольшее количество населённых пунктов, которые не имеют доступа к телекоммуникацонным сетям, находится в Донецкой (313), Сумской (311), Дніпропетровській (223), Луганській (203), Кіровоградській (193), Миколаївській (156), Полтавській (127), Одеській (113) та Львівській (112) областях. Всего, з учётом существующей очереди на установку телефонов, необходимо установить 1,2 млн. телефонов."
И вот тут уже стоит восклинуть "Постойте, постойте!!!", потому что в глазах начинает мелькать от излшней ловкости рук. Во-первых, как так получилось, что в зоне "вне доступа" находится всего 170 тысяч домохозяйств, а за счёт Фонда (то есть всей отрасли в целом) собираются устанаваливать аж миллион с лишним? С какой стати "следует учесть ещё организации и предприятия"? Ну и, наконец, хотелось бы уточнить количество населённых пунктов, которые действительно не имеют доступа к сетям телекоммункаций. Любых телекоммуникаций.
Да, речь идёт о сетях беспроводного доступа, мобильной телефонной связи в первую очередь, которыми покрыты практически вся территория страны. Их операторы утверждают, что вне зоны покрытия остались буквально считанные сёла. Лично не проверял, не знаю. Но гигантский разрыв налицо. Более того, хочу напомнить, что операторы CDMA-сетей легализованы в Украине как поставщики услуг именно местной телефонной связи. А учитывая то, что любые сети - и CDMA, и GSM, - имеют выход к ТфОП, одно из ключевых положений ведомственной риторики оказывается ложным. Не соответствующим действительности.
В любом случае иницииаторы создания Фонда должны предоставить в распоряжение участников рынка и, шире, общества подробные реестры нуждающихся в телекомуслугах. Для тщательного аудита, конечно. А вы как думали? Традиции приписок и других относительно честных способов отъёма денег в Укртелекоме жили, живут и ещё будут жить неопределённо долгое время. Куда как проще приписать десяток-другой тысяч нуждающихся в госдотациях, нежели умерить свои аппетиты. В общем, стоит убедиться в том, что масштабы проблемы действительно таковы, как об этом нам рассказывают. Просто потому, что оплачивать смелые задумки высоких профессионалов будем мы все с сами. Плюс три процента каждый месяц за каждую телекоммуникационную услугу, если кто не в курсе. Включая Интернет и всё остальное. Для меня это означает гривен двадцать в месяц. Для корпоративного клиента средних размеров - тысячи гривен.
Для меня, например, совершенно неочевидна государственная необходимость субсидировать за счёт общественных ресурсов коммерческие предприятия и всех тех, кто в состоянии оплачивать свои потребности самостоятельно.
Поехали дальше. Стенания по поводу ничтожных тарифов на местную связь, которые-де не компенсируют затрат на них, тоже аргумент так себе. Операторы GSM за тридцать гривен в месяц предлагают сотни и тысячи минут разговоров - их технологии это позволяют. Так что проблема не в тарифах, а в технологиях и эффективности. Радетели введния ещё одного налога на отрасль почему то (действительно, ну почему? Какие есть соображения?) предлагают рассматривать только один вариант решения задачи: использовать технологии фиксированной связи в исполнении одного-единственного игрока. Которым опять оказывается широко известная своей неэффективностью, коррупмированностью и неадекватностью госкомпания.
Да, в текущей редакции Закона о телекоммуникациях имеет место дивная приписка, что общедоступной не может считаться услуга местной телефонной связи, предоставляемая с использованием беспроводных технологий. Не хочу тратить время на критику этого положения. Ограничусь риторическим вопросом: а не проще ли (целесообразнее, выгоднее с точки зрения абонентов и отрасли) убрать этот архаизм, а не вытаскивать из нашего кармана ещё полтора миллиарда гривен?
Поехали дальше. Нам предлагают принять на веру утверждение, что установка одного телефона в этих самых проблемных районах стоит 200 у.е. Не верю. Хочу ознакомиться с выкладками. На предмет предовращение всё тех же приписок, воровства отвественными лицами УТК и аффилированных структур, недопущения "консалтинговых услуг" и "маркетинговых исследований".
Далее. Появление ещё одного Фонда будет означать уже 10,5% специальный налог на мобильную связь. Вопрос - почему только на мобильную? Почему не на бензин, пиво, автомобили и операции с недвижимостью? Почему решение общегосударственной проблемы собираются возложить на участников только одного рынка? Аргумент насчёт чрезмерной маржинальности не канает, поскольку облагать собираются вообще всех, включая поставщиков намного менее рентабельных услуг. К тому же у аграриев, например, или в ГМК маржа тоже ничего.
Продолжать можно ещё долго, полагаю возможных подвести резюме:
- Операторы мобильной связи уже сейчас имеют техническую возможность, чтобы предоставлять услуги местной телефонной связи на практически всей территории страны всем желающим. Причём по существующим тарифам. Всё, что необходимо для окончательного решения этого вопроса - устранение искусственных и ничем серьёзным не обусловленных барьеров в регулировании рынка местной связи.
- Заявленные иницииаторами создания Фонда масштабы проблемы и цена их устранения, как минимум, должны пройти процедуру аудита. Во избежание злоупотреблений.
- Создание Фонда универсальных услуг в нынешнем виде на руку только весёлой гоп-компании высоких профессионалов, которые получат ещё один источник средств для консервирования текущей ситуации в Укртелекоме.