...
начало, часть 1 И он (момент истины) настал…
Плавно увеличивая обороты, рукоятки газа дошли до упора, и моторы зазвенели на самой высокой ноте всех своих «лошадиных» способностей. Задрав форштевни, перегруженные лодки долго и упрямо гнали крутую поперечную волну. В конце-концов, медленно, как бы нехотя, первой поднялась на редан Казанка Миши и с веселеющим тоном стала уверенно набирать скорость. Наша Ока тупила не по-детски, но после того как центнером (100 кг) своего веса я придавил нос, «взлетели» на редан и мы. Вот это было счастье!!! Стало очевидным, что теперь, срабатывая топливо и харчи, понесемся как межконтинентальная «Булава» с последнего запуска. GPS еще больше устаканил уверенность - 27,5 км/ч против течения!
Однако, радостного возбуждения хватило на полчаса и, по мере удаления от райцентра Каменского, его сменяло осознание и ощущение (или наоборот «ощущение и осознание») новой реальности. В полностью открытых лодках, при 3-5 градусах морозца, практически неподвижные, да на хорошем ходу, начали потихоньку, но неумолимо дубеть. Тем не менее, это было самое меньшее из всех возможных «зол».
С погодой нам везло неимоверно. При абсолютно полном штиле, почти все время баловало скупое северное солнце. Напялив на себя все, что возможно, вполне при памяти делали перегоны по 1,5-2 часа и, приметив подходящее местечко, устраивали чаевки для отогрева и слива балласта. Естественно, крепкий чайок лакировали «кофе», что в совокупности с добрячим салбургером, за 10-15 минут полностью возвращало в дееспособное состояние
Так мы и шли, довольно шустро, меняясь с Сергеем после каждой чаевки у руля, Миша же тропил фарватер на Казанке бессменно. Мимо проплывали довольно однообразные, но чем-то завораживающие пейзажи камчатского севера. Зеркало реки, а также кромки ровных берегов, покрытых зарослями стлаников ивы, ольхи и кедрача, иногда украшали далекие гребни заснеженных гор.
Река Пенжина одна из крупнейших на полуострове. При протяженности 713 км она лишь немногим уступает реке Камчатка (758 км), при этом по площади водосбора даже превосходит ее (73 500 против 55 900 кв. км у р. Камчатка). Истоки р. Пенжина лежат в отрогах Колымского нагорья на стыке границ Камчатского края, Магаданской области и Чукотского автономного округа. Около половины протяженности она протекает в широтном направлении с Востока на Запад вдоль покатых сопок Ичигемского хребта. После впадения с левого берега крупного притока бассейна - р. Черная, долина реки расширяется до 50-80 км, поворачивает на Юг и, вплоть до впадения в Пенжинскую губу Охотского моря, не меняет генерального направления. Приустьевой участок реки, где расположен пос. Манилы, подвержен мощным приливно-отливным колебаниям уровня воды. В одинарные воды максимальные приливы превышают 10 м, что является чуть ли не самым высоким в мире. В районе с. Каменское и выше ширина реки колеблется от 200 до 300 м. Берега грунтовые, высотой 2,5-4 м, покрыты стланиковыми зарослями и тундровой растительностью. Пойма слаборазвита, преимущественно отсутствует. Русло слаборазветвленное, умеренно извилисто с глубиной по фарватеру, пригодной для навигации малотоннажных (до 30 т) судов. В местах излучин образуются обширные песчаные и песчано-гравийные косы, которые затапливаются во время паводков и половодья. Колебание уровня воды от межени до половодья достигает 2,5-3 м.
В межень баржи практически регулярно курсируют по реке от Манил до с. Слаутное (250 км от устья). Ну не все, конечно… Кое-кто на несчастливых перекатах ожидают следующего паводка. А в паводок мастера шкиперы доводят баржи до с. Аянка (около 350 км от устья).
При довольно равнинном и плоском ландшафте, скорость течения, была приличная, в среднем 1-1,5 м/с. Невзирая на огромные водные просторы, встречаются мели и мелководные перекаты, что требует от путешественников знания местности и повышенного внимания. Поэтому мы с Сергеем, как нитка за иголкой, рулили строго по кильватерному следу от Мишиной Казанки.
Однако как ни старались, но к наступлению сумерек стало очевидным - до намеченной на сегодня цели (с. Слаутное) не дойдем. На приглянувшейся косе достали и привели в боевое положение одну из припасенных сетей (30 м, яч. 55 мм). За неимением груза для речного конца, заполнили щебнем пропиленовый мешок и «воткнули» снасть по границе отбойной струи. Поскольку уже хорошо стемнело, я предложил компании поставить палатки здесь, у сетки, прямо на косе - уж больно не люблю шарахаться на лодках ночью по реке. Но Миша соблазнил «балованных» шефа и Сергея сообщением о том, что в километре по протоке есть охотничий домик с печкой. По ночной темноте двинулись икать избушку. В однообразной густой щетине берегового ивняка Миша узнал место, сошел на берег и… пропал (минут на 40). Мы уже начали волноваться, как появился наш проводник с известием о том, что избушку нашел, печка есть, но крыша сгнила и провалилась… Вернулись на косу. Ночной мороз (около -15° С) уже чувствительно прихватывал нос и руки, когда в радостном предвкушении горячей трапезы, расселись вокруг кулера заставленного припасенной снедью. Была небольшая проблемка с приготовлением каши на газовой плитке - из-за мороза газ замерз и не горел. Вышли из положения, поливая баллончик кипятком из чайника, согретого на костре. Для компенсации хлипкости спальника я лег спать не раздеваясь. Сергей внутри большой палатки поставил 2-х местную. Благополучно пройдя крещение холодной ночевкой, на утренний морозец он вышел как бывалый полярник. А у Миши это было обычное очередное доброе утро.
Проверили нашу сетную снасть - фиаско. Мешок-грузило протерся, щебень вымыло, а всю сеть скрутило жгутом. Эта досадность даже не шибко огорчила - погода прекрасная, все живы-здоровы, моторы урчат, прогреваясь. В 9 утра уже были на ходу. Сориентировавшись по GPS на местности, выяснили, что вчера удалось пройти более половины пути (около 150 км). До устья р. Черной оставалось с сотню, а до с. Слаутное вообще с хрен да маленько - около 30 км. Поэтому на следующей чаевке, со спокойной душой позволили себе расчехлить спиннинги и протестировать здешние воды.
Собираясь в эти края, я прихватил свой «универсальный» спиннинг (лучшего просто не было) с диапазоном 15-45 г, быстрого строя и длиной палки 3 м. Меняя катушки с 1500 со шнуром 0,18 мм (тест 15 кг) на 4000 со шнуром 0,25 (тест 22 кг), эта снасть вполне рабочая и весной для чавычи (в прошлом году на р. Колпакова выудил самку на 17,5 кг), а также летом на все, что здесь водится. Естественно, что блесны меньше Blue Fox №3 с нее не забросишь, но такую мелочь и нет нужды здесь использовать - на Камчатке тюльку не ловят. Так, что у меня стояла полуторатысячная катушка с тонким шнуром, а блесенку привесил Blue Fox №4 с оранжевым колокольчиком и серебристым лепестком. Поводка, к сожалению, не было (подогнал шефу). Обловы вдоль косы по основному руслу результатов не дали, зато в тиховодной протоке напротив нашего места остановки отрыбачились по полной.
С первого же заброса, едва погрузилась блесна, ощутил удар. Подсек и вытащил. Протока просто кишела щуками. По «вкусности» клева, если использовать шкалу измерения Володи Пустоварова (кижуч - «как плитой привалило»), здешние щучки - так, что-то среднее между полкирпича и три четверти. Утолив рыбацкий голод, двинули дальше.
К «портпункту» с. Слаутное подошли около 11 часов, где с бочкой бензина, нас уже заждался Костя Долган. Его можно представить, как ключевую фигуру всего этого мероприятия. Кто не в курсе ("В Аянку на рыбалку") - я познакомился с ним зимой этого года практически случайно - подвез в аэропорт. По дороге услышал, что он с приятелем обсуждает какие-то дела в Пенжинском районе. Полюбопытствовал - не тамошние ли они мужики? Оказалось да! Тогда я представился, что являюсь научным сотрудником рыбохозяйственного НИИ, а ихние края до крайности интересуют на предмет побывать, половить, исследовать и как туда вообще добираются люди? После недолгого, но толкового разговора, Костя, по северному просто, сказал: «Ну чего тут долго тебе про это рассказывать - приезжай к нам весной в Аянку, сам все и увидишь». Обменялись телефонами и расстались. В апреле вдруг звонок - от Кости…!?
- Ну, что, ты собрался? Давай приезжай скорее, у нас тут рыбалка в самом разгаре!
Я доложил ситуацию руководству и в конце апреля с командировочным удостоверением уже был в Аянке на рыбалке. Костя, же меня и познакомил с Жаравиным Мишей. В общем, это отдельная байка, а сейчас мне было до невозможности приятно опять его увидеть.
Оказалось, что он ждал нас вчера с вечера и чуть ли не до утра светил на речку фарами с трактора. Да, на берегу стоял новехонький трактор ДТ-75 (с финским дизелем). Его доставили сюда на барже и в ожидании зимника (чтобы перегнать в Аянку) Сторожил «обновку» тракторист из Аянки Слава.
Пока Миша с Костей наполняли опустевшие канистры, мы подошли к костру и бивуаку. Увидев небольшую палаточку, Сергей с высоты опыта первой холодной ночевки поинтересовался у сторожа Славы:
- Вы, что, тоже ночевали в палатке!?
- Живу я здесь…, - просто ответил Слава, чем поверг Сергея в легкое оцепенение.
Хорошенько подкрепившись и наговорившись вдоволь, тронулись дальше. Теперь у нас было три лодки - присоединился Костя на своем свежевыкрашенном, как с картинки, Крыму с Тохатсу-40. После перераспределения груза (Евгения Геннадиевича и часть баулов взял Костя), полетели вообще с ветерком.
Выше с. Слаутного характер реки изменился и стал ближе к горному типу. Песчаные дно и берега сменились галечными. Перекаты и плесы стали чередоваться чаще. Появилась пойма, поросшая уже высокими деревьями - корейской ивой чозенией и тополем. На коренных берегах встречалась береза, а ближе к устью р. Черной, появилась и лиственница. Мы добрались до лесотундры или окраин материковской тайги.
С появлением Кости образцовый ордер нашей эскадры маленько порушился. Он шел значительно быстрее, то обгоняя нас, то ждал, и мы его обгоняли. После одного из таких обгонов, когда он изображал с кормы скульптуру занятого мальчика, мы надолго потеряли его из виду. Миша знаками показал чалиться. Пристали к берегу, ждем - Кости нет…?
Мы с Сергеем успели выкурить по паре сигарет, пока Миша смотался вниз по реке и убедился, что Костя прошел другой протокой - все нормально.
Я заступил на вахту у руля, посильнее оттолкнул лодку на быструю струю и перелез к мотору. Попытка завести Ямаху одной рукою в полшнура не удалась…?!
Не получалось и двумя руками… Я уже взмок, разделся, подкачал «грушу», вытянул «подсос» - мотор молчит, нас несет. Проверил наличие бензина в баке, стыковку шланга, винтик подачи воздуха в крышке горловины - все нормально. Подкачал «грушу» уже покрепче.
А эта «груша» вместе со шлангом, будь они не ладны, были не резиновые, а из какой-то полупластмассы (наверное Китайские). На морозе все это гуано так задубело, что прокачать рукою было невозможно, поэтому мы клали ее на корпус лодки и душили двумя руками массой тела, как непрямой массаж сердца.
Я уже подумал, не подсунул ли нам Костя «местного» бензина, из-за которого и «погорел» в Пенжинской губе Миша - в начале шторма «заглючил» мотор и это закончилось плачевно. К счастью, только для лодки и мотора.
Считаю необходимым подробнее остановиться на этой теме. В тех краях бензин весь привозной (коммерческий и «для себя») и стоит очень дорого - в Аянке 18 тыс. руб. бочка или 90 руб. литр. И пока бочки с горючим долго идут морем, а потом стоят на складе, это «жидкое золото» безбожно бадяжат всякой дрянью. В лучшем случае дармовой судовой соляркой. Поэтому, к «топливному вопросу» в тамошних краях следует относиться очень серьезно и с «чужих рук» лучше ничего не брать - это может очень плохо кончиться (см. про Мишу).
Однако, о Косте я плохо подумал зря. Интенсивная терапия дала результат - мотор завелся, но при включении хода обороты упали, и он заглох... Повторил - то же самое…?! Повторный «массаж» груши, газ до середины, рывок шнура и вдруг…
Неожиданно раздался громкий хлопок, одновременно с которым меня ослепило и обдало жаром яркое пламя.
Мотор ГОРЕЛ !!!
И горел очень крепко. Казалось, что сильным огнем объяты вся корма лодки, мотор и вода в реке вокруг его. После мгновенья ступора, мысль заработала со скоростью двухядерного процессора. Мотор… бензин… бак… шланг… если не затушу - нам тут капец!!! И заслонившись одной рукою от огня, второю стал остервенело плескать из реки смешанную с бензином и горящую воду на колпак.
А оно, падло, все горит…!!! Не скажу за время, казалось, что прошла целая вечность, но пламя я сбил! (Фото «огненного шоу» не прилагаю - как-то не сообразил вовремя посниматься «на фоне»).
Не совсем веря в произошедшее, с ужасом и надеждой открыл защелку колпака закопченного двигателя…
Продолжение следует…
© И. Шатило