Ихтиологическая экспедиция на север Камчатки. Часть 3. На р. Черной у Шаман-горы

Dec 29, 2023 11:47

Продолжение Начало часть1; часть 2

Когда обнаружили причину «огненного шоу», первое, что пришло на ум, это слова моего «учителя года», профессора жизненных наук, а по совместительству руководителя крупнейшего на Украине нефтеперерабатывающего комбината - Алексея Николаевича из Черкасс: «Мелочей не бывает!!!». Еще раз убедился, как он прав!!! Дай Вам Бог, Алексей Николаевич, здоровья, долгих лет, и на следующий год приехать на Камчатку!
Могло и пронести, а могло и сгорели бы (или утонули), кидрени Фени, как сбитые летчики.
Но не сгорели…

Чудеса случаются! Я получил еще одно подтверждение милости Божией к себе грешному. Под колпаком все сверкало девственным блеском железячек и разноцветных проводков - как с японского завода!!! Однако, весь поддон был залит все еще стекающим бензином. Обнаружилась и причина - с патрубка карбюратора слетела маленькая резиновая трубочка, идущая от замка бензопровода (шланга подачи топлива). Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы сообразить, что эта трубочка (с хомутиком на ней) слетела не «сама», а ее сорвало оттуда, когда мы «подкачивали» бензин, делая гребаной груше «непрямой массаж сердца». И подорвало ее не прямо сейчас, а значительно раньше, и как-то она держалась на соплях, пока я не нафигачил туда с поллитра свежачка. Откуда взялась искра, толи из-под колпачка свечи, то ли из выхлопа, мы уточнять не стали.
По совету Миши, осмелившегося к нам подрулить только теперь, я щедро пролил поддон водою, чтобы смыть бензин. Нацепил трубочку, задвинул на нее хомутик, пару раз «качнул» грушу (не одевая колпак). Мотор завелся в полшнура…
Сергей, видя мое полувменяемое состояние, зачел ликвидацию ЧП за вахту, сам сел за руль и мы помчались дальше, как будто ничего и не было. А по дороге я размышлял - «Мог ли предположить человек, «сэкономивший» на комплектации классного мотора говеным шлангом, что от этого могут загнуться люди…? Вряд ли…». Я бы и сам в такое не поверил, но… «Мелочей не бывает!!!».
Костю и Евгения Геннадиевича нагнали чуть ли не перед самым устьем р. Черной. Они остановились, чтобы разведать условия для нашего базового лагеря. Миша говорил, что в этом районе есть несколько охотничьих домиков с печками, что при крепчающем к вечеру морозце было для нас очень актуальным.
На первом месте домика не оказалось, но был палаточный рыбацкий стан родовой общины из с. Слаутное. Хозяев на стане не было. Видя такое дело, Костя с шефом успели отчалить и поехали выше. В этот момент с рыбалки вернулись хозяева. Увидев на стане чужих людей, они степенно подошли, представились, расспросили, кто мы и зачем, пригласили отведать чайку. И вообще сказали: «Становитесь своим лагерем рядом. Ну и пофиг, что нету домика с печкой, зато веселее будет».
Поскольку костер у них еще не горел и, видя, что «чайная церемония» может затянуться, мы начали вежливо отказываться, мотивируя тем, что уже темнеет, а нам нужно искать домик и все такое. Наши доводы воспринимались как не веские, тем не менее, мы потихоньку двигались к лодкам и даже пытались столкнуть их на воду. Тогда глава артели ухватился Сергею за рукав и начал еще более настойчиво уговаривать отчаевать. Миша уже успел завести мотор, и тогда я выложил самый козырный аргумент, типа:
- Мы бы почаевали, но наш начальник уже уехал вперед и нам, кровь с носу, нужно его догонять, а то уже темно - не приведи Господь потеряемся.
- Ну и хрен с ним, с начальником… А чтобы уж точно не потеряться - оставайтесь у нас ночевать! - ответил гостеприимный хозяин.
Видя такой напор, мы тоже заняли «жесткую позицию»:
- Большое спасибо! Но нам НУЖНО ехать!!!
Осознавая свое «поражение», глава общины, пошел «ва-банк» и пнул нас «ниже пояса»:
- Ну, что, вы, в самом деле… Совсем, как не русские люди… Приедьте хоч завтра…
На этих словах мы дали по газам и умчались искать первую лодку и ночевку.
Как и вчера, было уже почти темно…
Костину лодку нашли без приключений (наверное, причитающийся лимит, сегодня «выбрали» с авансом). Она стояла у обширной галечной косы в получасе хода от гостеприимного рыбацкого стана. Судя по блеску налобных фонарей в глубине берега, был здесь и коттедж с печкой.
Сооружение оказалось вполне функциональным но «до тошноты простым» (любимое выражение полковника военрука при объяснении нам, баранам, принципиальной семы устройства радиостанции Р-107). Дощатый кубик 3×3×2,5 м, обшитый рубероидом, с дверью посередине одной стороны и с маленьким окошком (без стекла) по соседней стороне. Дальняя от двери сторона апартаментов - сплошные нары, заваленные кучей хлама (рваные матрасы, брезент и т.п. тряпье). Слева ПЕЧКА, справа небольшой столик. Танцпол - на 3 персоны обнявшись. Вместо пола - галечный грунт основания, покрытый толстым слоем мелкодисперсных отложений минерального происхождения, короче - пыль.
Поскольку ночной мороз уже опять щипал за пятки, приведение лоджа в жилое состояние заняло не более получаса. Первым делом растопили печку, поставили чайник, шмутье убрали на улицу, нары подмели, окошко заделали куском полиэтилена, завалявшегося в тряпье. Моментально расстелили свои спальники-коврики. Ответственные люди разбавили кофе, нарезали хлеба, цыбули, сала…
Все - жизнь удалась!!!
Только теперь, как следует, обсудили с коллегами «огненное шоу». Хлебнули за это кофейку (чтобы Бог миловал), а также отметили прибытие к месту назначения. Честно говоря, даже не верилось, что мы наконец-то на месте. Печка быстро наполнила жаром наш кубрик, пришлось даже дверь привязать нараспашку.
Потом травили байки.
Запомнилось, как Миша рассказал про импортную охоту на лося (он там был егерем). Где-то на третий день (посередине срока) немец охотник что-то ему лопочет, сует 150 баксов и пакет с вещами. Миша еще подумал, что за хрень - лося не добыли, а он уже чаевые дает, но деньги взял. Тут же, при немце, раскрыл пакет - там ношеные вещи (носки, трусы, футболки). Такому «подарку» Миша из вежливости не возмутился, а просто выбросил его в костер. Немец залопотал пуще прежнего и позвал переводчицу. Оказалось, он хотел, чтобы Миша (за 150 баков) простирнул ему исподнее… В общем, деньги Миша не вернул (зачел как компенсацию морального ущерба), и с дурацкими просьбами к нему больше не обращались.
Улеглись далеко за полночь. Самые слабонервные ночью протапливали печку, а с рассветом все готовы были ринуться в бой - на Черную!!!

Костю неотложные дела звали домой, в Аянку, но он обещал через день вернуться.
В дополнение к сетям и спиннингам, на всякий случай, попросили его «подмочь» нам с неводом.
Часам к 9-ти разъехались, Костя направо, вверх к Аянке, мы влево, вниз на Черную.
И, наконец, через минут 15, открылся вид на самый главный ориентир этих мест - гору Шаман. На вершине торчат лопухи антенн радиорелейной станции тропосферной связи (бывшей).

Спустя еще мгновенье, волнующий момент - мы входим в устье р. Черная. Я чувствовал себя, как Индиана Джонс добравшись до Грааля, только терзал вопрос: «Чем встретит нас мистическая парочка - гора Шаман и речка Черная…?»

Наши лодки втянулись в устье реки, до которой так долго добирались. Ширина этого крупного (253 км) притока в месте впадения в р. Пенжина и выше составляла около сотни метров. Левый берег (правый по ходу нашего движения) обрывался сыпучим склоном невысокой сопки, правый - пойменная низина. Свое название - Черная, река получила за коричневатый (чайный) цвет воды, который обусловлен тем, что основная площадь водосбора (6 300 кв. км) раскинулась среди тундровой торфяной равнины. Соответствующим был и характер ее течения - тундровый, с множеством петляющих излучин и медленным, спокойным стоком воды.
Невзирая на одинаково ровную гладь, глубины по руслу реки переменчивы. У крутых вогнутых берегов излучин - ямы, берега напротив - обширные косы с мелководьем. Дно и открытые берега - смесь мелкого щебня и песка. Встречались плесы и перекаты, которые невозможно было «прочитать» визуально, т.к. поверхность воды везде была ровная как зеркало. Поскольку скорость течения этой реки была значительно ниже, чем в р. Пержина (менее 0,5 м/с), то вдоль обеих берегов уже образовались приличные ледяные заберега с толщиной льда около 2 см.
Река Черная славится в Пенжинских краях как щучье королевство. Наслушавшись многочисленных рассказов о тамошней щучьей рыбалке, у меня сложилось мнение, что здешних щук измеряют только ваннами, в которые они даже не помещаются (голова и хвост под потолком). Поэтому очень чесались руки проверить эти «сообщения».
А кроме этого, только здесь (из всего Пенжинского бассейна) встречается еще один редкий, почти полумифический, (но занесенный в Красные Книги Севера Дальнего Востока и Камчатки) вид - пенжинский омуль, или, как называет его местное население, «сельдятка».
В одной из самых современных монографий по Лососевидным рыбам Северо-востока России (И.А. Черешнев и др., 2002), в главе посвященной этому виду значится: «Пенжинский омуль был описан А.Г. Кагановским в 1932 г. по единственному экземпляру, добытому в среднем течении р. Пенжина в месте слияния с ней р. Черной в районе Шаман-горы. Основным отличительным признаком этого вида от ледовитоморского омуля послужило иное соотношение длины верхней челюсти к величине межглазного пространства…». И далее: «Впоследствии на добытых еще четырех экземплярах показано, что этот признак изменчив…». Человеческим языком - а леший его знает…
Последующие абзацы главы пестрят словами «Не исключено…», «По-видимому…» и т.п. Так, что ну очень хотелось внести некоторую ясность, хотя бы для себя, и по этому виду. А если уж очень повезет, то и сфотографировать, потому, как в научной литературе фотографий еще не встречал.
Помимо этого, должна водиться здесь и другая живность семейства сиговых, а также камчатский хариус и камчатский налим (тоже нет фотографий).
Представляете, с каким трепетным восторгом ступили мы на эти берега.

Километрах в трех от устья, в горловине небольшой протоки установили первую сеть. Прыгнули в лодки и попытались подняться еще километров на 5 выше, к следующей протоке, но… Не проехав и километра уткнулись в сплошной меляк и, даже подняв моторы в полноги, винты скребли по дну. Облом…
Вернулись к сетке и, только теперь сообразили - какие же мы «неправильные пчелы»… Начиная самую ответственную часть экспедиции даже не попили кофе … и не плеснули «Деду». Моментально взялись исправлять оплошность. Развели костерок, достали кофе, сало, хлеб.
Пока готовилась поляна, я собрал спиннинг и попытался, прямо от лодок, прокидать этот участок. Получалось плохо. Волнами от своего катания мы раскрошили заберега, река заполнилась медленно сплывающими обломками льдин, и через них блесну выбрасывало на поверхность. Но я уперся - за 2 тыщи верст добраться сюда, чтоб получить «вот это» - фигушки!!!
Стараясь бросать блесну между льдин, потихоньку спускался вниз пока не дошел до сетки, парочка наплавов которой уже обнадеживающе притонули. Обойдя сеть, закинул блесенку чуть выше по протоке (чистой ото льда). Шлепок блесны почти слился с ощутимым рывком снасти. Рефлективная подсечка - ЕСТЬ!!! Красавица щука, как джигит с кинжалом, выделывала пируэты на конце шнура. А рыба-то здесь есть!!! Схватив трофей, помчался подымать боевой дух приунывших товарищей. В честь ее и заварили кофе, не забыв плеснуть в костер - «Деду».
Можете не поверить, но не успели допить чайник, как заметили подымающуюся от устья лодку. Приехали Костины брат Вадим и его сын Павел - привезли нам невод.

Ребята кофе не пили, но почаевали от души, пожелали нам хорошей рыбалки и укатили обратно. Сочтя, что рыбацкий этикет соблюли полностью, мы с Евгением Геннадиевичем направились потаскать щук и очень в этом преуспели. В два спиннинга, за час, не сходя с места, мы натаскали более половины выборки стандартного биологического анализа (50 шт.). Это уже кое-что!!!

В наше отсутствие Сергей с Мишей набрали невод и в нетерпении били копытом, чтобы заметнуть. Заметнули…

А когда притонили мотню к берегу, расперло счастьем вообще…

До глубокой темноты успели сделать еще четыре замета. За исключением налима, поймали все, что здесь водилось, включая омуля. В сгущающихся сумерках, таки успел сделать его портрет!!!

Хотелось бы отметить, что даже с такой убойной снастью как закидной невод, рыбалка была очень непростой… При солнышке еще было нормально, но как сгустились сумерки, а вместе с ними и мороз, сетное полотно невода очень быстро смерзалось в ледяной комок. При вытаскивании и переборке, крылья примерзали к ледяным заберегам и гальке, из-за чего приходилось их отдирать и заталкивать в речку «греться».
Набрав невод на кокпит лодки для очередного замета, не успевали перемещаться к новому месту - сеть смерзалась. Опять отдирали, теперь уже примерзшую к лодке снасть и «мокали» в реку. Быстро набирали ее повторно и, на всех газах, чтобы не успела замерзнуть, обкидывали различные по характеру участки реки (низ переката, плес, яма, устье протоки и т.п.).
Как и предполагали, видовые сообщества существенно отличались в зависимости от типов биотопов. Требуемый объем выборок основных видов для стандартного биоанализа (по 50 шт.), набрали уже после первых двух заметов. Целенаправленно охотились за омулем, с которым было совсем «не густо». Тем не менее, уловы каждого замета, перед тем как выпустить «с наименьшими повреждениями в естественную среду обитания», тщательно пересчитывали по видам.
Как я уже упоминал вначале, столь поздняя и по сезону и по времени суток рыбалка обусловлена особенностями преднерестовых миграций пенжинского омуля. Мало того, что его нерестовый ход из пойменных озер и проток в основное русло реки приходится на период ледостава, так этот «извращенец» еще и скатывается только в темное время суток! И ловить его днем практически бессмысленно…
Где-то близко к полуночи, перед тем как вернуться в базовый лагерь, проверили и ставную жаберную сеть с более чем полусуточным застоем. Замучились выпутывать и выпускать оттуда толстых, как поросята хариусов и добрые полена камчатских щук. Не имея (до этого времени) практических навыков обращения с этой «животной», быстро убедились - палец ей в рот не клади!!! Защелкивает как пассатижами при малейшем прикосновении к челюстям…
Тронулись «домой» практически в кромешней тьме - светили только звезды. При моей нелюбви к ночным покатушкам, я, на всякий случай, пересел в Мишину лодку, завернул спички и сигареты в два полиэтиленовых пакетика и положил, как партбилет, «поближе к сердцу». Теперь, даже если где ни будь и навернемся, до берега я выплыву, а с огнем в лесу уж точно (даже в мороз) не пропаду.
Чтобы Сергей, идущий следом, не потерял фарватер, а слабый свет не мешал Мише ориентироваться в практически полной темноте, ему привесили фонарик на затылок и так пошли. Мастерство не пропьешь - добрались мы благополучно, даже не чиркнув по мели. За эти полчаса, пока рулили к дому, я слегонца прочувствовал впечатления от «русской рулетки» - весь кайф в конце!!!
Не взирая на затянувшуюся «трудовую вахту», настроение у всех было приподнятое и бодрое - сопли морозили не зря. Пока мужики растапливали печку и готовили ужин, я настрогал бадью филейки из хариуса и наболтал васаби с соевым соусом. Сашими получилось просто чудо! В этот вечер посиделки не затянулись - уставшие и намерзшиеся как собаки, по быстрому перекусили, чем Бог послал, и завалились спать.