Операция "Ы-ы-ы..."

Apr 02, 2017 01:41



Бывают дела, которые приятно вспоминать по их прошествии... особенно, если все хорошо кончилось.
Примерно такую "акцию" мне предстояло организовать и воплотить по возвращению с чавычовой рыбалки. Суть дела заключалась практически в "круизе" (на Ленд Крузере))) - до Усть-Камчатска и Азабачинского наблюдательного пункта и обратно. Требовалось "проводить к месту проведения" бригаду строителей во главе с их командиром "ООО", которые выиграли тендер по 44-ФЗ на эти работы. А кроме этого, вернее, совместно с проводами, требовалось объяснить и показать "по месту", чего, собственно, там нужно делать.

В дорогу тронулись часа в четыре пополудни, с ресчетом добраться в Усть-Камчатск под уторо (750 км в один конец).




Блюдя дорожные традиции, отметились на сокочинских пирожках. Который 468 МЕ - это наша колесница с прицепом.





Приходится констатировать, что цивилизация и прогресс, каким-то тихим сапом, проникают даже в Сокоч - теперь на "конструкторах" из бывших детских колясок пирожками здесь уже не торгуют. Даже общественный туалет со всеми досками в полу имеется, правда платный.



Хорошо и с запасом подкрепившись, двинули в путь (который не близкий).



Водитель Андрей крепился за рулем почти до 3-х ночи, после чего пришлось его ненадолго подменить. К Усть-Камчатску добрались с рассветом.



По ходу пьесы требовалось перебраться со всем скарбом на ту сторону протоки, соединяющей оз. Нерпичье и р. Камчатка (а заодно и разъединяющую п. Усть-Камчатск и основные рыбоперерабатывающие мощности). Рыбоперерабатывающий завод предприятия "Устькамчатрыба", от причала которого следовало грузиться в дальнейший путь, находился как раз на "том берегу". Мы, на "Кукурузере" с телегой, были у паромного причала хорошо загодя, а вот вторая машина, МАЗ-длинномер, где-то подзадержался... Было жалко смотреть, как полупустой паром отправился в первый рейс.



Самое обидное в том, что МАЗ наш появился 5-10 минут спустя по отходу парома. (
Уже смирившись хорошо ждать следующий рейс, были крайне удивлены и обрадованы приглашением капитана парома - переправиться прямо сейчас! Обычно этот паром ходит жестко по графику и никакими уговорами, даже с предложением приличных денег, на внеочередной рейс команда не идет (кстати, все переправы для пользователей бесплатны - "банкет" оплачивает администрация района. На "линии" работает паром "Капитан Драбкин" с тунельным (сквозным) проездом через всю палубу. Несмотря на совсем не гигантские размеры, за один рейс этот паром берет прилично груза - машин типа КАМАЗ штук 6 точно поместится.
Вот поэтому мы и были очень обескуражены свалившимся счастьем на внеочередную переправу. Долго уговоривать себя не заставили - быстро погрузились и часам к 10-ти утра уже были у причала всем караваном в полном составе.



А вот отсюда и начиналось все самое "военное"...
Дело в том, что согласно условиям "контракта", доставку груза стройматериалов и исполнителей к "объекту" из Усть-Камчатска до озера должна обеспечить наша "сторона", т.е. "заказчик", а если совсем скромно и конкретно, то лично я. Такие условия, в этом долбаном контракте, обусловлены тем, что будь эта "строка расходов" (доставка от У-Камчатска до озера) включена в Техническое задание, то стоимость этих нехитрых строительных работ возросла бы вдвое...(!) и, следовательно, через это, стало бы экономически не под силу для бюджета нашей организации в этом году (
Поэтому было принято решение - решить этот "узкий" и проблемный вопрос обращением к рыбопромышленникам с просьбой о "гуманитарной помощи" в виде баржи (плашкоута) с буксиром.

Самое удивительное в том, что в целом Ассоциация рыбопромышленников Усть-Камчатска, и руководство "Устькамчатрыбы" в частности, выразили согласие нам помочь. Однако, погоду жутко испортила... погода, вернее раннее тепло и низкий паводок из-за малоснежной зимы, вследствие чего уровень воды в реке Камчатка и Азабачинской протоке понизился ниже критического для прохождения до точки назначения буксира с плашкоутом.
...а мы уже здесь (

Судьба всей этой эпопеи висела на волоске, пока руководитель главного рыболовного и перерабатывающего предприятия не нашел капитана, который не испугался обмелевшей реки и СОГЛАСИЛСЯ (!!!) доставить груз туда, куда он сможет дойти! А так-то для капитана дело это крайне серьезное - в случае "просчета" буксир и плашкоут окажутся на мели... и хорошо бы до следующего паводка... а то вполне возможно, что и навсегда...
С учетом знания местности и с уточнением в Гугле, я молил Боженьку, чтобы мы в наиболее благоприятном случае "доехали" хотябы до "Дьяконовской ямы" на Азабачинской протоке, что всего в 4-х км от точки назначения. Отсюда реально и посильно было бы перевезти за пару дней весь груз на моторных лодках. А в "неблагоприятном" случае... дойти куда получится, лишь бы поближе к Азабачинской протоке.
Иными словами, перед отправкой в заключительную часть рейса (по воде), был жуткий мендраж - "Доедет ли вся эта х-ня... и куда...?"
(Мешки с песком и гужиком посередине, что на переднем плане - это добро не наше. Они используются для огрузки растяжек при установке морских ставных неводов)



День выдался на удивление везучим. Не успели начать разгрузку МАЗа, как подошел буксир с плашкоутом, и большую часть груза переместили прямо с колес на воду, что здорово сэкономило силы и время.



"Дирижер" с поднятыми руками на катере - тот самый мастер-капитан, согласившийся доставить наш груз в Азабачинскую протоку.



Погрузка успешно завершена - готовы к отходу.



И вот он - торжественный момент перехода к очередному этапу. Швартовые концы убрали. Теперь только вперед и вверх (против течения).
К этой поре все основательно вымотались - шутка ли сказать, пошли вторые сутки, как все были на ногах (подобие пересыпа по дороге в машине вообще не в счет - то было 10-ти часовое мученье.
А теперь нам предстоял неспешный 5-6-ти часовой переход вверх по реке Камчатка, за время которого можно было толково перекусить и даже выспаться. Чем мы не преминули заняться.



Вопреки опасениям, на речке не было свежо, а вполне даже очень комфортно - солнышко грело, ветер не дул, а вокруг красота. После долгой и утомительной дороги, и не менее хлопотой погрузки, на душе слегка "отпустило" и все повалились спать.
Тем не менее, даже сквозь сон, сознание чутко прислушивалось к размеренному стуку двигателя и журчанию вытесняемой корпусами буксира и баржи воды.



Такая идилия продолжалась часа четыре, чего вполне хватило, чтоб слегка освежиться и набраться сил.
Райская безмятежность прервалась змеиным "шипением" днища плашкоута о мелководную косу - "П-с-с-с-с..." и наш караван, растеряв ход, раскарячился полсреди огромного русла Камчатки.
Мы, как сухопутная "пехота", слегонца труханули... было б совсем "некамильфо" разгружаться здесь посреди реки, не прехав даже и половину пути (
Однако на мосту буксира все было ровно. Капитан дал задний ход, и ракачиваясь в стороны, вся связка довольно легко сошла с мели - благо нам очень хорошо помогал крепкий напор встречного течения.

Заценив щетельней по гребешкам волн и направлениям струй течения "гидрологическую обстановку" участка, капитан сдал немного вниз, а затем с предыдущей прытью мы снова понеслись вверх реки. Смотреть на реку и характер ее течения нужно ой, как внимательно. Дело в том, что определить глубину, наблюдая за дном, вообще здесь нереально, потому, что из-за грунтовых берегов и дна большей части реки вода в Камчатке почти весь год мутная. "Зубрить" фарватер, тоже, немного смысла, поскольку песчаные косы по дну реки, как дюны в пустыне, постоянно "гуляют", поэтому самый надежный способ - это способность "видеть", т.е. понимать реку.



Еще одним из препятствий на нашем пути были сплавные жаберные сети. Это промысловые рыбаки вели свою путинную "жатву". Поскольку мы поднимались от самых устей, то довелось пройти через все тони рыбаков. Слава Богу - никого не намотали )



Где-то к полудню оказались напротив устья Азабачинской протоки. По моим раскладам - это уже большое достижение. Даже если не сможем войти в протоку и груз доведется таскать отсюда, то этого будет всего лишь каких-то 11 км!
Однако, капитан и не думал "останавливаться на достигнутом"! Снизу сходу в протоку не пошли, а забравшись на несколько километров выше по течению, развернулись и вдоль правого проточного берега, почти касаясь кустов, полезли в протоку.



К этому времени сон и усталость как рукой сняло и все с напряжением следили, как пойдет дело в Азабачинской протоке. Кстати, вода здесь в отличие от основного русла р. Камчатка, была прозрачной. Поэтому стоя на баке буксира было хорошо заметно неширокий но достаточно глубокий фарватер с обоих краев которого расходилась к берегам мель, буйно поросшая водораслями.



Меж тем, капитан, вообще не сбавляя оборотов, довольно бодро и уверенно продвигался вверх по протоке.



Благополучно миновали биостанцию "Радуга", что где-то в 3-х км от устья.



Прошли рыбоучетный створ, который сам "считает" сколько штук рыб прошло здесь на нерест.



А потом пошли узкие и загогулистые кривуны, на прохождении которых капитан еще раз сразил своим мастерством. Дело в том, что на некоторых участках было так узко глубины, что с учетом всех маневренных возможностей нашей сцепки буксира с плашкоутом, им просто не хатило бы радиуса поворота, чтобы вписаться в слишком крутые кривуны. Поэтому капитан, как заправский турист-водник, разгонял по глубине всю нашу "оказию", ударялся под углом плашкоутом в берег - тот "рикошетил", и таким образом удавалось поворачивать на пятачке чуть ли не под 90 градусов.
Кэп, реально был уровня Бог!

Так мало-по-малу, незаметно и добрались до заветной Дьяконовской ямы (!)
И даже здесь, не собираясь останавливаться на достигнутом, кэп попытался пройти еще дальше... но, увы, выше по течению даже на моторных лодках удавалось ходить с трудом. Просто сказать, что я был счастлив - не передаст и малой доли моего восторга.
ДОШЛИ !!! Притом, туда, куда и запланировали!



Ко всему прочему, здесь оказался очень удобный для разгрузки берег. Большая глубина рядом и сухая, чистая галечная коса - идеальнее не бывает!



Набросившись всем живым народом на плашкоут - освободили его от груза за час с небольшим. И, гдето к четырем часам пополудни, т.е. ровно через сутки по отъезду из Петропавловска, мы оказались всего в 4 км от точки назначения.
Сердечно и от всей души поблагодарив капитана, сразу же принялись перевозить на наблюдательный пункт грузы, которые не стоит оставлять на ночь на растерзание медведям и дождю. И что удивительно, часам к 8-ми вечера на косе Дьяконовской ямы остались только доски, на первоз которых наметили весь следующий день.



Продолжение следует...

© И. Шатило

Путешествия, оз. Азабачье, Камчатка

Previous post Next post
Up