...продолжение (
часть 1)
Хорошая погода в мероприятиях "на природе", это крепкий залог успеха. Нам на ту пору жутко повезло - утро "звенело"!
Собрав до кучи весь наш "москитный" флот, которого набралось аш 4 (четыре!!!) боевые единицы, дружно принялись за перевозку оставшихся на Дьяконовской яме досок. Дело оказалось вполне посильным, хотя и весьма непростым...
На фото из Гугла видно, что фарватер оставшейся части пути от Дьяконовской ямы (справа вверху) до наблюдательного пункта очень извилист и небольшой ширины, который выглядит как узкие темные "канавки", виляющие по руслу от берега к берегу. А вся остальная часть протоки представляла из себя мелководье с обилием зарослей длинных нитевидных водорослей (которые легко наматываются на винт и очень хреново оттуда снимаются).
С утра и до полудня работали тремя лодками: Сергей Петров с Казанкой-5 (на нижнем фото - левая), Сергей Корякин на модной "трофейной" плоскодонке, ну и я... на том, что досталось - очень уставшей от жизни "Обяшке" с Ямахой-30 (на нижнем фото - правая). А еще один боевой штык - Фадеев Женя с утра "отмазался" необходимостью проводить контрольный лов и биоанализ на р. Камчатка. Его отмазку сочли уважительной и с утреца принялись за перевозку наличным живым составом.
Благодаря "правильному" мотору, моя Обяшка летала вполне себе на уровне (требовалось лишь почаще отливать воду). Методом научного "тыка" было выявлено, что для оптимального ходу, на мою лодку следует грузить 16 шт. 40 мм досок, при этом, в целях оптимальной баллансировки, их следует класть поперек лодки в определенно-конкретном месте. А вот если доски укладывать по судну вдоль, то получается вроде-как компактнее... но с неправильной (для ходу) центровкой, и лодка может выйти на редан лишь с полвиной груза (который можно уложить поперек).
Справедливости ради нужно отметь, что хорошо знаючи "дорогу", перевозка досок ничего военного из себя не представляла. Вгрузил свою лодку в плепорцию, пристроился в кильватер к бывалому лодочнику, и через 10 минут уже на месте разгрузки. Примерно так мы и начали.
Уже после нескольких совместных рейсов стали расти стопки досок на территории НП.
На удивление, с перевозкой досок даже тремя лодками получалось довольно шустро. От такой благостной картины "таяния" кучи пиломатериалов на Дьяконовской яме, я, наверное, немного расслабился и рискнул проскочить с очередной партией груза самостоятельно (без "проводника"). К этому времени я уже успел раз 5 обернуться по кругу и, как мне казалось, запомнил тракторию движения и приметы по берегам для перемены курса. Типо - "Стартую и несусь серединой протоки, постепенно прижимаясь к левому по ходу движения берегу. Добравшись к торчащей из воды траве, нужно под 45 градусов травеснуть всю протоку, придерживаясь куррса на приментй куст. Далее вдоль правого берега до затона и опять переместиться на середину." Ну и так далее...
Таким макаром я ловко долетел почти до цели... в общем, как раз, чтоб с берега могли полюбоваться наблюдающие... и... вернее: "Ы-ы-ы...!!!" - такой непередаваемый звук изумления и недоумения вырвался у меня, когда со всего "Ямашьего о 30 лошадей" ходу, я рубанулся в песчанную мель.
Что удивительно - от удара в эту долбанную мель не последовало какого-то страшного тормоза, с разлетом досок и меня. Нет. А последовал финт, от которого у меня чуть не отвалилась челюсть. Лодку, как будто кто-то крепкий придержал рукой и от "этого", мотор на всем ходу долбанувшись в песок, резко "щелкнув", вдруг, как из катапульты, сорвался с транца и метра на два подпрыгнул вверх, продолжая работать в воздухе. А лодка, освободившись от "тормоза", цеплявшего дно, изящно понеслась вперед, благо запасу инерции вместе со мною и грузом хватало. И наблюдая за летящим мотором с лодки, возникло впечатление, что этот "двигун" стартанул, как ракета и набирая высоту, стремительно удалялся от лодки. Затем его баллистическая траектория достигла апогея, и он спикировал вниз. Взметнувши фонтан брызг, мотор долбанулся в пучину метрах в 6-ти за кормой... продолжая работать и под водой, о чем свидетельствовали крупные пузыри на месте падения. Мгновение спустя исчезли и они...
Очнувшись от шока, я спрыгнул в воду, благо мель, и сразу же потащил лодку к месту падения первой ступени мотора. По мути на воде нашел легко, а вот поднять его одному не получалось. Требовалась помощь, которая вскорости и подошла.
Добравшись на берег, внимательно осмотрел мотор. Видимых повреждений ни снаружи, ни под колпаком не было. Передачи переключались, маховик и винт вращались, как обычно, и это радовало - значит все с этим мотором будет в порядке.
Как уже однажды делал, вывернул свечи, слил воду из цилиндров, пару раз "прочмыхал" пускачем и все... Для двух-тактного лодочного мотора, это весь комплекс восстановительных процедур. Для полной надежности не повредит еще и просушить пару часов на солнышке - что мы и сделали (как раз подоспел обед).
После обеда установил мотор на прежнее место, подкачал бензину, дернул за шнур - завелся с полпинка. Ну, и теперь-то я прихватил его сантиметровым фалом надежно к лодке.
А еще на обед порадовал Женя Фадеев, притащив к нам в гости цельного "батиста" с рыболовецкой бригады (не путать с баптистом; батист - это водитель бата, длинной узкой лодки, распространенной на Камчатке). Угостив гостя чаем и чем Бог послал, после обеда продолжили перевозить доски, только на этот раз уже с вот таким крейсером.
Со Славой и его батом дело пошло настолько веселей, что для завершения процесса хватило двух с половиною ходок.
Бат - сила!
Не прошло и двух суток, как весь наш "генеральный" груз был полностью доставлен на наблюдательный пункт и надежно пристроен.
В синей футболке, снимает сапоги - наш славный помощник батист Слава.
В ходе общения узнал, что сам он с Алтая (то ли Бийск или Барнаул). Бывший МЧСовец на военной пенсии (которой не хватает). А в наши края попал, как вербованый на лососевую путину, по объявлению - увидел, написал - уточнили - есть ли удостоверение лодочника, получил приглашение и приехал. Дело в том, что на такие низкооплачиваемые работы (50 т.р./мес.) местные не идут. У здешних в почете попасть в промысловую бригаду рыбаков. Там платят по сдельному и зарабатывают такие рыбачки прилично (если поймают рыбу).
А "наш" Слава был очень даже доволен гарантированным полтинником. Он занимался транспортировкой рыбы с рыбацкого стана, куда свозили свой улов рыбаки, до рыбоперерабатывающего завода в Усть-Камчатске. Такой, как у него бат вмещает около 2 т. рыбы, а ходу от стана до завода 20-30 км. Выучив фарватер, работа вообще не пыльная... но скучная.
Было здорово заметно, как Слава обрадовался свежим людям, пропустить по рюмашке и поговорить.
Полностью закрыв проблему с доставкой груза, перешли к вопросу строительства. В дополнение к изложенному в техзадании перечню работ, наглядная их "презентация" на месте, это очень важный момент. Чем щетельнее и точнее все будет оговорено по месту, тем меньше неприятных "сюрпризов" можно ожидать по завершении.
Хотел бы отметить, что с мужиками строителями, тоже, не побоюсь этого слова - нам крупно повезло. Ведь, так-то, по условиям 44-ФЗ, мы могли здесь оказаться чорте с кем... Иными словами, подрядчика в этих "играх", как кота в мешке - не узнаешь, пока не "отведаешь". Еще раз подчеркну - нам со строителями повезло. Мужики были и умелыми и старательными.
А чтоб совсем уже со строительством было надежно, в качестве "военной приемки" до завершения работ на "объекте" со строителями оставался наш специалист Сергей.
Расквитавшись с делами, можно было и оглянуться вокруг. А вокруг было лето и красота!
Урожай жимолости в этом году бил рекрды!
Если кто не в курсе, то камчатская жимолость, в отличие от сибирской, (алтайской, саянской), очень даже съедобна, полезна и, вообще, невероятно вкусна.
Грозди ягод, размером с добрый виноград.
Ну, и, слегка цветочков.
Какой-то будяк с мухами.
Лилия саранка. Согласно "Описанию земли Камчатка" Стеллера и Крашенинникова - местный народ из корешков этой травы готовил множество блюд.
Цветок иван-чая.
"Аборигена" встретили по дороге в Успенскую церковь, расположенную в устье р. Радуга (напротив устья Азабачинской протоки).
А вот и волшебное чудо здешних раев - Успенская церковь бывшей столицы Камчатки - Нижне-Камчатского острога.
Ранее уже писал об этой церкви, в восставновление которй большая заслуга моего лучшего друга, архитектора Виталия Станиславовича Блажевича.
Каждый раз бывая здесь, не перестаю удивляться ощущению какой-то благодати, охватывающей от созерцания этого совсем не затейливого, но какого-то очень гармоничного своими пропоциями храма.
Внутри церкви ощущения благости бытия еще больше усиливаются.
Здесь постоянно никто не служит. По праздникам храм навещают священник и прихожане из Усть-Камчатска и гости. А так, большую часть времени на дверной щеколде висит не запертый замок. Можно прийти, спокойно побыть со своими мыслями в храме. На подоконние есть свечи и ящик для сбора пожертвований.
Уходя из храма нужно обязательно запереть все двери и повесить на место замок, чтобы не распахнуло двери ветром или не залез во внутрь медведь, следов которого полно вокруг в избытке.
Вид на р. Радуга.
Вечером устроили праздник в честь успешного завершения транспортной эпопеи.
Один из ребят строителей согласился приготовить настоящий узбексий плов.
Акогда совсем стемнело пошли смотреть начавшееся извержение Ключевского вулкана. За качество пардон... как получилось (
А днем, с этого же места, смотрится вот так.
По возвращении домой, радостно встретил пес )
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
© И. Шатило