Вятка. Изменения в облике города, коммунальном хозяйстве и быту горожан в 1-й половине ХХ века.

Aug 27, 2014 23:22

 Сплошная застройка по красной линии каменными зданиями, мощеные улицы, электрические фонари, сияющие побелкой великолепные храмы - нет, вовсе не так выглядела большая часть города Вятки начала ХХ века. Конечно в то время в городе идет интенсивное строительство и благоустройство. Население Вятки быстро увеличивалось: с 25 тысяч человек в 1897 году до 63,5 тысяч в 1915-м. Возводятся доходные дома и купеческие особняки, здания банков и магазинов, школ и медицинских учреждений, корпуса фабрик и заводов. Вятка обзаводится водопроводом, телефонной связью, электростанцией. Идет мощение улиц, обустраиваются новые сады и скверы, появляется первый бульвар, деревья вдоль улиц. Вятка соединяется соединяется с другими городами (Пермью, Вологдой, Петербургом) железными дорогами и пароходным сообщением. Но типичный облик города того времени - это деревянные или полукаменные дома (в основном одно- и двухэтажные), весной и осенью почти непроезжие от грязи немощеные улицы, в ночное время тонущие в темноте. Вятка того времени - это все еще большое село. Горожане на своих усадебных участках держат сады и огороды, даже пасеки; многие разводят домашний скот и птицу. На одной из открыток - в центре Вятки, напротив солидного банковского здания, гуляет коза. На другой фотографии мы видим здание электрической станции, а по улице рядом движется стадо коров.
Из заметки в газете "Вятские губ. ведомости" (1907 год, №154, 2 июля): "Городской Александровский сад содержится отвратительно: на аллеях стоит грязь. Везде в саду красуются в роли декоративных растений крапива и репейник. Много скамеек сгнило или поломано; в ротондах масса самых неприличных надписей... Часть изгороди упала и бродячий скот, козы и даже коровы, беспрепятственно посещают сад... Надзора за садом нет никакого... 17 июня в 9 час. вечера публика имела возможность любоваться, как по аллеям сада шло стадо коров и, избрав себе лужайку около клуба, паслось под звуки музыки; только при содействии полиции эти своеобразные посетители были прогнаны на площадь - обычное место их пребывания".



Коза на улице Спасской, напротив здания общественного банка имени Веретенникова. На этом же снимке виден первый асфальтированный тротуар в городе (на левой стороне улицы, на правой стороне - тротуар деревянный). Хорошо виден также и порядок мощения дороги - выпуклый профиль полотна и канавки по бокам.



Электростанция и коровы. Улица Спасская.

Часть 1-я. Дороги, тротуары, уличное освещение, мосты.

Автор очерка "Вятский край" в сборнике Живописная Россия" Матвей Песковский: "Широкие прямые улицы, довольно привлекательные, если смотреть на них издали зимой или в ясный летний день, когда они сухи, представляют собой нечто ужасное во время осеннего и весеннего распутья и вообще в ненастное время. Добросовестно унавоженные в течение веков, они превращаются от продолжительных дождей в нечто подобное грязным рекам. Пара лошадей, запряженных в легковой извощичий экипаж, едва вытаскивает его из грязи; экипаж тонет по ступицы и более. В ложбинах и на торговых городских площадях образуются целые озера жидкой топкой грязи... Но вот приударил мороз - и уличная грязь застыла. Глубокие колеи и бугры замерзшей грязи делают еще более затруднительной езду. Экипаж трещит; винты и гайки дребезжат, словно просятся выскочить..." (Живописная Россия. Том 8. Часть 2. С.-Пб.,1901. С.94).
Автор очерка "Калейдоскоп" Я.Мултановский в 1906 году писал: "Грязь на улицах, даже в городе Вятке, непролазная, так что при переходе через улицу за водой прислуга снимает обувь, иначе она останется в грязи" (Пам.книжка Вятской губ. на 1906 г. Вятка,1906. Ч.2. С.178). К 1917 г. была вымощена лишь треть длины городских дорог, менее 20 верст. Это были центральные улицы Вятки - Николаевская, Казанская, Владимирская, Московская, Спасская - но и на них оставались участки без мощения. Застилали улицы известняком, тротуары были деревянными. В 1913 году в Вятке был устроен асфальтированный тротуар - на северной стороне улицы Спасской между Николаевской и Царевской, перед зданиями банков и магазинов. В 1914 году из асфальта были сделаны переходы через ул.Николаевскую на нескольких перекрестках. Затем асфальтирование тротуаров, переходов, подъездов к домам продолжилось, но крайне медленно. Прочие улицы дренировали и засыпали песком и речной галькой (во время первой мировой войны к этому делу активно привлекали военнопленных). После постройки электростанции на улицах появляются электрические фонари, но во многих местах еще стоят старые - керосиновые (в 1909 г. - 399 и 270 штук). В августе 1909 года городская дума разрешила товариществу керосино-калильного освещения "Свет" установить на улицах города Вятки для пробы четыре демонстрационных керосино-калильных фонаря (они давали более яркий свет по сравнению с традиционными).
 В годы гражданской войны мостовые пришли в упадок, не было уличного освещения. К починке дорожного покрытия приступили только в 1924 году, в 1926 году восстановили электрическое освещение на улицах Ленина и К.Маркса. Вместе с ремонтом продолжилось и мощение улиц, и кстати не только известняком. Так, часть Заводской и Октябрьской улиц и дорога до поселка имени Коминтерна (ул. П.Корчагина) были выстланы деревянными торцевыми плахами. В 1935 году город обзавелся первым асфальтосмесителем, появились два дорожных катка (1,5- и 3-тонный), началось строительство асфальтобетонного завода (правда, во время войны он был законсервирован). К 1940 г. были замощены 49,3 км. городских улиц, но дорог с асфальтовым покрытием в 1940 году в городе было мало, в основном асфальтировали тротуары. А ведь асфальтобетону среди других материалов для дорог в больших городах России было отдано предпочтение еще в конце XIX века. Вместе с тем протяженность всех городских дорог к 1940 году выросла с 50 верст (в 1914-м) до почти 100 км., то есть половина улиц г.Кирова оставалась без твердого покрытия. Мощеные дороги соседствовали с грунтовыми, каменные мостовые покрывались слоем грязи и разрушались. К 1958 году в городе был 141 км. мощеных дорог, из них только 34 км. - асфальтированных. По-настоящему ударными темпами дороги с асфальтовым покрытием начали строить в конце 1950-х. За десятилетие с 1958-го по 1968 год в городе было построено 150 км. новых асфальтированных дорог, всего на 1968 год дорог с твердым покрытием было 293,4 км.(данные приведены по справочнику "Города Кировской области". Киров,1968. С.126). Тогда же было обустроено на приличном уровне и уличное освещение в городе. Впрочем, это всего лишь дороги областного центра. В целом по области состояние дорог было бедственным. Ниже приведена таблица из книги Ф.Гулямова "История дорожного дела в Вятском крае" (Киров, 1996. С.297). Только 1,32% дорог в Кировской области имели асфальто-бетонное покрытие. Еще 0,15% имели черное гравийное покрытие и 1,9% - булыжное. Итого, чуть более 3% дорог с твердым покрытием - за 50 лет советской власти.




Четыре моста через овраг Засору были построены еще в XIX веке, в 1901 году был сооружен пятый - по ул.Никитской. Через р. Вятку в первой половине ХIХ века сооружались наплавные (на плотах) мосты от Спасского спуска, но затем их строительство прекратилось. Переправиться через реку можно было только на пароме. В начале 1920-х строительство временных мостов (на сваях и понтонах) возобновили. Зимой действовала ледовая переправа. Труднее всего было перебраться за реку в начале весны (когда лед начинал таять) и во время ледохода. Капитальный мост через реку Вятку был построен только в 1962 году.



Грязь в центре города, угол улиц Николаевской (Ленина) и Преображенской. Открытка нач. ХХ в.



Непролазная грязь - на Александровской площади (угол ул.Ленина и Красноармейской). Открытка нач.ХХ в.



Грязь у паромной переправы. Фото нач.ХХ в. Через несколько лет подъезд к переправе был обустроен.



Мощение деревом дороги до пос. им.Коминтерна.
Автор фото - Л.Шишкин, 1920-е (30-е?) гг.



Непролазная грязь на улицах Вятки в советское время. Фото Л.Шишкина, 1930-е гг.



Мощение улицы, 1930-е годы. Фото Л.Шишкина.



Город Котельнич. Улица, мощеная известняком. Отсюда - Котельнич (май 2011).

Часть 2-я. Строительство жилья.
 В конце ХIХ века свободных мест для застройки в городской черте уже почти не было, участки земли быстро дорожали. Дома строились уже не по красной черте улицы, а внутри кварталов. Многие домовладельцы стали обустраивать под жилье (для сдачи в наем) подвальные (т.н. цокольные) этажи своих каменных (или полукаменных) домов; и новые дома часто строились уже с расчетом на то, что подвал будет жилым. Городские власти издавали специальные указания: перемычки окон жилых подвальных этажей запрещалось делать ниже уровня дороги, окна в жилом подвале предписывалось делать не менее аршина в вышину (70 см.), высота потолка в жилом подвале могла быть не менее 3 аршин (2,13 м.), выемки для окон подвальных этажей велено было огораживать металлическими барьерами. Сегодня нам эти здания кажутся "вросшими от старости в землю", но это обманчивое впечатление. Не одному поколению городской бедноты пришлось жить в подвальных квартирах (и кстати долгое время после 1917 года - до начала массового строительства хрущевок). Вятский писатель Леонид Дьяконов так рассказывал о виде из окна подвальной квартиры: "Только ноги мимо мелькают, когда кто-нибудь проходит по двору мимо подвала. Всякие ноги: то - в сапогах, то - в лаптях, то - в башмаках, то - босые". Газета "Северное Слово" 26 феврая 1915 года писала: "С приближением весеннего времени у обитателей нижних (подвальных) этажей домов в г. Вятке начинается обычная, из года в год неизменно повторяющаяся, „сезонная“ тревога за свою судьбу и за сохранность своего имущества. Почти все без исключения домовладельцы скупы на исправное содержание дворов в своих домовладениях. Помойных и выгребных ям недостаточно, да и те очищаются только по принуждению полиции. Поэтому, мусор, всякие отбросы и помои выбрасываются и выливаются прямо на двор, снег же со дворов не убирается вовсе всю зиму. Даже с улицы счищенный с тротуаров снег сваливается на двор же, чтобы избежать „лишних“ расходов на вывозку его за город. К весне такие дворы представляют из себя какие-то склады снега и грязи.
Как только начинается весна и наступают оттепели, снег этот тает, и вода, вместе с грязью и со всякими отбросами, ползет в нижние этажи. Квартиранты волнуются, просят домовладельца принять меры, a домовладелец и в ус себе не дует. „Ничего, ничего, потерпите малость. Весна все изладит: снег растает, вода утечет. Тогда чисто, хорошо будет“.
Снять квартиру можно было даже в сарае. Бедняки так и поступали. Адвокат А.Прозоров в мемуарах писал о таком случае: однажды он решил навестить одну свою подзащитную на дому, приходит по адресу - а она живет сарае.
 Большие каменные дома были наперечет и пользовались у горожан почтением. В наши дни часто называют красным замком особняк Булычева (на ул.Ленина, УФСБ), но жители Вятки так прозвали совсем другой дом - особняк купца Якова Алексеевича Прозорова (на углу ул.Ленина и Красноармейской). В том-то и дело, что даже такой дом - большой особняк, похожий на сундук - для Вятки 1870-х годов был диковинкой, почти дворцом, замком. До 1917 г. большая часть жилых домов в городе были деревянными. К примеру, в 1912 году в Вятке было 410 каменных жилых домов и 2153 деревянных. Начатый в постройке в 1913 году четырехэтажный дом лесопромышленника Николая Ивановича Клобукова (угол ул. Московской и Ленина) вятчане называли первым в городе небоскребом. Достроили "небоскреб" только в 1927 году - под гостиницу, и его вид с гордостью был помещен на открытке (кстати, работы по восстановлению проводило акционерное общество).
 На фабриках и заводах общежития для рабочих в начале ХХ века устраивали даже в подвалах производственных помещений. Но и заводские общежития в отдельных зданиях были далеки от комфорта: двухэтажные нары, набитые соломой матрацы. На иных фабриках рабочие и вовсе жили в цехах. Одной из причин столь неприглядного положения было то, что многие фабриканты заботились почти исключительно о собственной прибыли. Другая причина: многие предприятия были сезонными (т.е. работали только часть года), а трудились на них (ввиду широкого применения ручного труда и простоты операций) крестьяне из окрестных деревень. Заработок такого крестьянина-чернорабочего был невысок, оттого не было возможности и смысла покупать участок рядом с заводом, строить собственный дом и оставлять хозяйство в деревне. Надо отметить, что после 1917 года быт рабочих планомерно улучшался, но к сожалению этот процесс шел слишком медленно.
 В годы Гражданской войны в Вятке и вовсе ничего не строили, кроме казарм (деревянных бараков). Каково в те годы было общее положение в коммунальном хозяйстве города, красноречиво свидетельствует история только одного большого здания - женской гимназии (на Театральной площади): в течение 14-ти месяцев 1919-20 гг. в этом доме последовательно размещались: гимназия, отдел снабжения 3-й армии Восточного фронта, казарма и штаб полка, гимназия, хирургический лазарет, тифозный барак, казарма, гимназия. После каждой из таких перемен помещения приходилось чистить, ремонтировать и приспосабливать под новые нужды. В первые годы советской власти коммунальное жилье было бесплатным. Если раньше о благоустройстве дома пеклись хозяева, то теперь здания стали приходить в упадок. В 1922 г. плату за жильё всё же ввели, начался ремонт зданий.
 Строительство жилья в 1920-е и 1930-е годы значительно отставало от роста населения. Строили в основном деревянные дома: многоквартирные (посредством кооперации) и небольшие частные (многие из тех крестьян, что перебирались из деревень в город, перевозили свои бревенчатые дома и ставили их на выделенных участках на городских окраинах). В 1929 году Вятка преестала быть губернским центром, и жилищное строительство сократилось. В 1934 году город получил новое название и новый статус - краевого центра. Жилищное строительство возобновилось, но объемы его были недостаточными. По-прежнему значительная часть каменных зданий строилась под общественные нужды (Дом Советов, театр, кинотеатр "Октябрь", гостиница, универмаг, школы). Многоэтажные кирпичные жилые дома 1930-х годов в городе можно пересчитать по пальцам, квартиры в них выделялись в основном для начальства и заводских специалистов. Для строительства не хватало самого главного - кирпича, цемента. Провели реконструкцию первого кирпичного завода (на р.Люльченке), в 1937 г. пустили в строй второй завод (у дер. Б.Субботиха). На постройку зданий шел кирпич разбираемых церквей. Межэтажные перекрытия в кирпичных домах делали из дерева. Надстраивали старые дома на один-два этажа. Под коммунальные квартиры и общежития приспосабливали прежние гостиницы, магазины, монастырские постройки, церкви, купеческие склады и амбары. Но все равно дефицит жилья оставался огромным. В 1941-42 гг. проходила эвакуация в Киров жителей западных областей СССР, сюда были перемещены десятки предприятий и учреждений. Нехватка жилья стала уже бедствием. Сооружались каркасно-засыпные бараки, землянки. Бараки военного времени простояли затем еще долгие годы. Жилищный кризис в городе Кирове (как и повсюду в СССР) был преодолен только в 1960-е годы.



Вятка, ул. Московская, подвальный этаж с ограждением (красная стрелка).



Предписания городской думы об устройстве жилья в подвалах.



Первый "небоскреб" города Вятки. В 1927 году - Центральная гостиница.



Жилые бараки постройки военного времени на Филейке. 1950-е гг.



Улица Володарского (на юг от Профсоюзной). Типичный вид старой части города в нач.1960-х: деревянные дома дореволюционной постройки, асфальтированы только тротуары. Из фонда Лысовых, ГАСПИКО.



Другой пример - ул.Свободы в той же части города. 1960-е гг. Вдалеке - индустриальный пейзаж, на первом плане - деревянные домики. Улицы как таковой нет - она даже не выровнена. Из фонда Лысовых, ГАСПИКО.

Часть 3-я. Названия улиц, нумерация домов.
 21 сентября 1918 г. состоялось пленарное заседание Вятского горсовета, на котором было принято решение переименовать сразу все городские улицы. Отдельных новых названий не хватило, постановили так: все улицы с направлением восток-запад именовать Советскими линиями (Луковицкая - 1-я Советская линия, Богословская - 2-я и т.д. - до Большехлыновской, ставшей 16-й Советской). Заканчивалась резолюция следующими словами: "Кикиморская улица и Кособ[окий] переулок остались с прежними названиями". Представьте, в каком положении оказались жители города. "Живу я на 3-й Советской, служу на 8-й Советской..." Конечно же в обиходе все продолжали пользоваться старыми названиями. Сегодня постановление Вятского горсовета звучит как анекдот, тогда же оно принималось единогласно и совершенно серьезно. В советское время составители краеведческих сборников предпочитали об этой истории умалчивать, как и о том, что улица Большевиков носила имя Троцкого, а переулок от Спасского собора - Бухарина. Сегодня многие горожане удивятся, если им напомнить об улице Дрылевского, сквере Маркса (Театральная площадь), улице Салтыкова-Щедрина (ул.Пристанская) и Краснопитерском бульваре (Октябрьский проспект).
Нумерация домов в городе стала необходимостью уже в конце ХIХ века. Первая номерная система была разработана полицейским управлением в 1872 году и опубликована в "Справочной книжке для города Вятки". Против каждой фамилии указывалось сословие домовладельца и присвоенный его усадьбе номер (номер давался не дому, а участку, на котором могло быть и несколько домов и нежилых строений). Эта первая система была неудобной: не было разграничения на четную и нечетную стороны, кроме того все угловые дома были записаны только на одной улице. В 1907-1910 гг. городская дума стала вводить новую нумерацию домов, которая существует и поныне. Все дома на улицах идущих вдоль реки были пронумерованы с севера на юг, на поперечных улицах - с востока на запад (от реки). Но далеко не все вятчане отнеслись к этому делу с пониманием (те же проблемы кстати были и в других городах). В феврале 1909 года городская дума указывала: "Домовладельцы г.Вятки обязаны приобрести эмалированные таблички с номерами для своих домов и иметь на домах дощечки с ясным обозначением имени, отчества и фамилии домовладельца" (Пам.книжка Вятской губ. на 1911 год. Ч.2. Хроника обществ.жизни. С.86). В объявлениях и рекламе дома по старой привычке назывались по улице и по имени владельца, иногда для ориентировки указывались церковь или какое-нибудь стоящее вблизи известное здание. После 1917 года владельцы домов исчезли - со временем сама собой забылась и старая традиция. Прсвоенные в 1900-е гг. порядковые номера домов сохранялись до 1924 года, а затем были скорректированы. Все здания построенные в старом городе позднее 1924 года получили номера снесенных домов или буквенный (цифровой) индекс (21а, 84/1).



Адрес в дореволюционной рекламе: "Казанская улица, наискось Спасского собора, рядом с магазином П.П. Клобукова".

kirov, vyatka, Улицы и площади, old photo

Previous post Next post
Up