Большая Ордынка - старинный дублер Пятницкой

Jan 26, 2016 20:52

В конце лета в Москве завершилось благоустройство улицы Большая Ордынка. Еще год назад реконструированная улица Пятницкая дала начало огромному пешеходному благоустройству Замоскворечья. Как сказал мэр Москвы, в последние годы Большая Ордынка пришла в упадок. "Мало кто помнил о ее историческом предназначении и историческом облике. Буквально за несколько месяцев удалось привести все это в порядок, привести в порядок здания, которые здесь расположены, в том числе и исторические здания, сделать качественное освещение, качественное пешеходное пространство", - сказал Собянин.

Мы с Кирой были по делам в районе Новокузнецкой. День выдался славный, солнечный и теплый. Почему бы не прогуляться по обновленной Большой Ордынке?


Маршрут наш выглядел так: м.Новокузнецкая - Руновский переулок - Овчинниковская набережная Обводного канала - Большая Ордынка.


У станции метро Новокузнецкая есть живописный фонтан "Адам и Ева". Я про него рассказывала в ходе экскурсии по Пятницкой, повторяться не буду.


Кирюша с удовольствием, как и любой ребенок, возится с брызгами в фонтане. Это для фото я ее отвлекла :)




Кира отхватила столько восторженных взглядов и комплиментов в адрес наряда, что и на мою долю хватило :)


Овчинниковская набережная. Совершенно непримечательная. Напротив Садовническая набережная, тоже "никакая", строительно-промышленная.






Садовнический пешеходный мост. Назван по историческим Садовническим слободам XVI-XVII веков. Построен в 1963 году. В основе Садовнического моста - две трубы теплотрассы диаметром 75 см, связывающей Замоскворечье с тепловой электростанцией ГЭС-1 на Раушской набережной. Проектировщики рассматривали вариант прокладки труб по дну канала, но оказалось дешевле перебросить их поверху. Несмотря на то, что малый мост было бы целесообразно выполнить в монолитном железобетоне, «по велению времени» он был выстроен сборным, из уникальных элементов заводского изготовления.

Как вспоминет инженер проекта, "Монолитный мост строить было бы проще. А так сразу потребовалось много лишней работы. Пришлось делать элементы с вынужденной точностью, поскольку соединять криволинейные детали очень сложно. Завод долго мучился: с опалубками пришлось повозиться, с арматурой, потом с перевозкой. Я сиднем сидела на этом заводе."


Кирюшу такой любопытный мост сразу заинтересовал.




Вид на Чугунный мост и БЦ "Балчуг-плаза"


Справа - комплекс зданий МинЭкономРазвития.






Очень люблю эту фотографию. Она такая летняя, теплая и безмятежная...




Центр Москвы. Земля стоит страшно сказать, каких денег. Всё растет вверх стеклом и бетоном (например, тут скандально известная фирма Интеко возводит элитный жилой комплекс Balchug Viewpoint на 116 апартаментов). Тем удивительнее видеть сохранившийся росточек старинной архитектуры.

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове (с 1992 года является подворьем Соловецкого монастыря). Ныне существующая церковь была возведена в 1653 году жителями Нижних Садовников, возможно, с использованием стен более древнего храма. Главный престол церкви был посвящён Рождеству Богородицы, а южный и северный приделы сохранили древние названия - Георгиевский и Никольский. Своим названием церковь обязана местоположению: храм стоял на небольшом холме и был отделён от Балчуга дренажным рвом, проходившем через впадины («ендовы» или «яндовы»), заполнявшиеся паводковой водой.








Взгляд от Чугунного моста на улицу Пятницкую.


Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, объект культурного наследия федерального значения. Сам храм находится западнее, в Черниговском переулке.




Вид на Москворецкие мосты (мы стоим на Малом, а машины - на Большом). Сердце города. Но сквозь провода, столбы и строительные краны красоту Кремля и Покровского собора не разглядеть...


А фонарю сверху всё видно. Наблюдает за нами :)


Пикник на обочине.




Пока Кирюша отдыхает...

Большая Ордынка проходит от Малого Москворецкого моста до Серпуховской площади. Это центральная и древнейшая улица исторического Замоскворечья. О седой древности говорит уже само название улицы - Ордынка. Здесь проходила дорога в Золотую Орду, вдоль нее селились ордынцы - ханские послы.

Еще в конце 15 века свое звание главной улицы района Ордынка уступает параллельной Пятницкой (когда мост в связи с расширением Кремля к востоку был соответственно передвинут вниз по течению Москвы-реки). Справа по Ордынке в 17-18 веках находилась Кадашевская хамовная (т.е. ткацкая) слобода, поставлявшая к государеву двору скатерти и другие полотняные изделия.

С 18 века тихую Ордынку избирает своим местом жительства служивое дворянство и богатое купечество. В ту пору улица украсилась множеством прекрасных построек гражданского и храмового зодчества. Жить на Ордынке людям состоятельным было легко и привольно: все движение давно перешло на Пятницкую, даже магазинов было не много.


Исторические особняки в этой части улицы прячутся во дворах. В частности, слева за современными фасадами притаились палаты XVII-XVIII веков.






Второй Кадашёвский переулок. Ранее назывался Средний Кадашёвский, еще ранее - улица Перепёлкина по фамилии одного из домовладельцев. Вместе с другими Кадашёвскими переулками, Кадашёвским тупиком и набережной назван по местности Кадаши (кадаши - бондари, мастера по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари).






День будний. Народу никого :)


Доходный дом А. А. Дурилина. В 1906 году богатый купец Алексей Алексеевич Дурилин приобрёл северо-западную часть большого владения усадьбы Ржевского. Участок земли на углу Большой Ордынки и Черниговского переулка был отведён под строительство доходного дома. Ранее здесь располагался обнесённый забором с воротами дровяной склад. Дурилин зарабатывал выделкой кожи, был потомственным почётным гражданином, гласным Московской Городской Думы, выборным московского купеческого сословия и старостой церкви Воскресения Словущего в Монетчиках.

Проект строительства четырёхэтажного доходного дома в стиле модерн разработал архитектор Владимир Владимирович Шервуд. Украшением здания служила изящная лепнина в виде больших узоров из листьев над подъездами, в дополнение к ней был выполнен длинный ряд одиночных или тройных цветных изразцов. После революции к дому были добавлены два этажа, сильно нарушившие первоначальную архитектурную композицию.


Справа двухэтажная застройка XIX века.


Почему-то при реконструкции центральных улиц не был продуман вопрос водосточных труб. В идеале они должны сразу уходить под землю, чтобы стекающая с крыш вода попадала в ливневку. А получается, что сточные воды теперь у нас бегут по тротуарам.




Вопрос уместности в такой щели такого нарядного портика (да еще с колоннами!) у владельца здания, видимо, не возникал...


С лавочками на улице весьма грустно дело обстоит. Поэтому для краткого отдыха пришлось приспособить остановку :)


Кафе с выносом на улицу. Розовое здание - доходный дом, построенный в 1892 году; сейчас в нем находится посольство Бахрейна в Москве.


№ 17, стр. 1, усадьба купца Куманина (на фото видна часть дома). Здесь, в квартире № 13, жил писатель Виктор Ардов, собиравший у себя в гостях многих деятелей литературы и искусства: Борис Пастернак читал здесь главы из романа «Доктор Живаго»; приезжая в Москву в 1938-1966 годах, здесь подолгу жила и работала Анна Ахматова; здесь состоялась её единственная встреча с Мариной Цветаевой. В честь Ахматовой на доме имеется мемориальная доска, а во дворе - памятная стела.




Скорбященская церковь на Большой Ордынке. По главному престолу церковь носит название Преображенской, но из-за связанного с ней прославления иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в честь которой освящён один из приделов, известна под названием Скорбященской.


На месте храма в XVI веке существовала деревянная церковь преподобного Варлаама Хутынского в «Ордынцах». В 1683-1685 годы был построен каменный храм, который именовали Преображенским. После прославления в ней, в 1688 году, иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая по преданию исцелила тяжелобольную сестру патриарха Иоакима, за храмом закрепилось название этого чудотворного образа.


В 1783-1791 годы «рачением» московского 1-й гильдии купца Афанасия Ивановича Долгова, усадьба которого располагалась напротив, к постройке 1685 года были пристроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также трёхъярусная колокольня. Их проект в стиле классицизма был выполнен архитектором В. И. Баженовым, зятем Долгова.


В 1812 году храм пострадал от пожара. В 1823-1836 годах старая церковь XVII века была заменена ротондой с повышенным куполом, - по проекту архитектора О. И. Бове (в 1834-1836 годах постройку осуществлял его брат М. И. Бове). Красота пропорций трапезной и колокольни сделали этот памятник одной из вершин русского классицизма.

В 1922 году в ходе государственной компании по изъятию церковных ценностей из Скорбященской церкви были изъяты церковные украшения и утварь (более 65 кг золота и серебра). Храм был закрыт в 1933 году, с него были сняты колокола, но внутренне убранство сохранилось. В 1941-1945 годы в нём располагались запасники Третьяковской галереи.


После войны храм был открыт в 1948 году. В 1966 году в храме отпевали Анну Ахматову. Храм прославился красотой церковных уставных служб и пения. Регент хора с 1948 года И.В.Матвеев превратил его в лучший церковный хор России. Два раза в год, в день кончины Рахманинова (10 мая) и Чайковского (6 ноября) хор полностью исполняет их «Всенощную» и «Литургию Иоанна Златоуста».


Мы с Кирюшей зашли в храм. И там нас с такой добротой встретили! Милая женщина провела нас по храму, показала, где иконы чтимые стоят. Подвела к "детской" иконе (на ней Спаситель благословляет детей). Она специально установлена так, чтобы ребенок сам мог приложиться к ней и поставить у нее свечу. Кирюшу просфорами угостили и улыбнулись раз двести, наверное :)


Усадьба Долгова - Жемочкина, федеральный памятник архитектуры. Здание XVIII-XIX веков с каменной оградой 1882 года. Территория усадьбы сформировалась в конце XVIII века при купце А. И. Долгове (см. выше историю Скорбященской церкви), на дочери которого был женат архитектор Василий Баженов. Его имя пытались связать с постройкой главного дома, однако архитектура здания не несёт характерных примет творчества Баженова. Трёхэтажный дом в стиле раннего классицизма был поставлен в глубине двора на сводчатом подклете палат рубежа XVII-XVIII веков. Дом получил свой нынешний ампирный облик в 1817-1822 годах, при восстановлении после пожара 1812 года. В переделке усадьбы возможно принимал участие архитектор О. И. Бове.

После 1875 года в здании размещалась 3-я женская гимназия. Последним дореволюционным владельцем дома был Николай Иванович Жемочкин, торговавший кожей и приводными ремнями. С 1961 года здесь находится Институт Латинской Америки Академии наук.


Выходим к м.Третьяковская. Между домами виден кусочек храма Священномученика Климента, Папы Римского (о нем я рассказывала в записи про Пятницкую).




Большой Толмачёвский переулок (в XVII-XVIII веках Николаевская (Никольская) улица). Название дано по поселению толмачей (переводчиков), обслуживавших замоскворецких татар-ордынцев XIV-XVI веков.


Административное здание Министерства атомной промышленности СССР, в настоящее время - офис корпорации «Росатом».


В розовом здании находится музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства.


Один из красивейших храмов Москвы: храм Святителя Николая в Пыжах.


Деревянный храм на месте нынешнего был основан не ранее 1593 года, вероятно одновременно с учреждением стрелецкой слободы. Во второй половине XVII века местным стрелецким полком командовал Богдан Пыжов, давший свое имя местности, храму и Пыжевскому переулку. Постройка основного объёма Благовещенского храма датируется 1672 годом (по другим источникам, 1657). В 1691 году устроены приделы в честь Антония и Феодосия Печерских и в честь святителя Николая, имя которого со временем и стало главным для «Николы в Пыжах».

После разорения в 1812 году храм был восстановлен, начиная с 1848 года, на деньги купцов Ляминых.

Закрыт в 1934 году. Икона «Спас Вседержитель» (1674, школа Оружейной палаты) поступила в Третьяковскую галерею. Колокол храма (1900) оказался в Большом театре (где он звонил во время представления оперы «Борис Годунов») и был приобретен у него Богоявленским Елоховским собором, после того как треснул соборный колокол. В здании размещались мастерская, акустическая лаборатория, научно-исследовательский институт, объединение «Росмонументискусство». Реставрировался в 1960-е. Богослужения возобновлены в 1991 году.


Храм построен в стиле «русское узорочье». Обращает на себя внимание белокаменный резной декор сложного и тонкого рисунка. Впечатляет редкое даже для XVII века богатство декоративного убранства. Два придела как бы вдвинуты в северо-восточный и юго-восточный углы основного объёма храма. Трёхъярусная шатровая колокольня с открытым крыльцом в первом ярусе по праву считается одним из лучших сооружений подобного типа в Москве.




Жалко, у нас не было времени зайти внутрь. Но я себе это записала в планы.




Бывшее подворье Малоярославецкого Никольского монастыря. Здание в русском стиле построено в 1899 году (архитектор П. Ушаков). Надстроено двумя этажами в 1930-х годах. Все декоративные детали восходят к кирпичному узорочью Москвы XVII в., яркий пример которого - церковь Николы в Пыжах - находится рядом. Это здание прославилось в фильме «Трактир на Пятницкой», где исполнило роль того самого трактира.


Можно представить себя на съемках какого-нибудь исторического фильма... Особенно если замаскировать дорожные знаки и машины на горизонте :)


В середине: Ордынка 32 Дом А. И. Аршиновой и В. В. Аршинова, арх. Ф. О. Шехтель, 1900. В 1910 году здесь был учреждён первый и единственный в дореволюционной России частный научно-исследовательский институт Аршинова - Петрографический институт. Он был назван - «Litogeae» (литогеа на латыни - каменная земля). В институте была своя минералогическая лаборатория, хорошая библиотека, издавались научные труды. Для обсерватории был куплен 4,5-дюймовый телескоп-рефрактор Цейса. Именно здесь в декабре 1909 года впервые в Москве была сфотографирована приближающаяся к Земле комета Галлея и другие космические объекты.


Здесь мы с вами подходим к одному из самых известных и посещаемых мест Замоскворечья: Марфо-Мариинской обители.


Марфо-Мариинская обитель милосердия - ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви с особым укладом жизни, восходящим к основательнице обители великой княгине преподобномученице Елизавете Фёдоровне. Обитель основана в 1909 году.

Высокое бело-зеленое здание необычной конструкции, в котором теперь трудно узнать храм, - церковь во имя Cвятых праведных жен Марфы и Марии. Верхние большие полукруглые окна напоминают раскрытый складень. Справа в трехэтажном здании расположены аптека и амбулатория.


Небольшое здание бежевого цвета, расположенное справа у стены при входе в обитель, - это покои великой княгини Елизаветы Федоровны. Слева - сторожка у ворот. Напротив обители - усадьба Сысолиных-Голофтеевых, здание XVIII-XIX веков.


Большой белоснежный собор виден через широкую арку с деревянными воротами в такой же белоснежной стене и напоминает средневековую крепость. Мы как будто переносимся на север, в Псков и Новгород. На самом деле возраст храма отнюдь не так велик, как кажется, зато над его созданием работали лучшие мастера своей эпохи. Его самого не существовало бы без воли родной сестры последней русской императрицы.

Про обитель я создала отдельную запись, так как мы задержались там надолго. Место волшебное!


Пока гуляли по обители, на Москву опустился вечер. В здании слева находится посольство Республики Гвинея-Бисау. А справа памятник архитектуры, здание 1851 года, построенное в стиле эклектики. Здание это перестраивалось каждым своим хозяином и современный его вид весьма далек от первоначального.


Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Первая каменная церковь св. Георгия на этом месте («на Всполье» - так называлась равнинная безлесная местность, или «в Ордынцах») построена не позднее 1673 года на средства купца («гостя») И. С. Потапова. Существующая церковь построена в 1791-1802 на средства купца И. И. Савина. Храм последовательно обновлялся в течение XIX века без существенных изменений архитектурного облика. Авторство И. В. Еготова (ученика М.Ф. Казакова) не доказано документально, но весьма вероятно с учётом сухих, упрощённых классических форм постройки. Небольшая главка на куполе оригинальна: это не традиционная для православного зодчества «луковка», а круглая тумба, увенчанная длинным тонким крестом, что придает большее сходство с европейскими церквями.


За нами наблюдают ;)


В 1930 храм закрыли. Здесь располагались клуб вагоноремонтного завода и галерея современного искусства. В советские годы под куполом устроили внутренние перегородки на три этажа, снесли колокольню (она была выстроена лишь после возвращения здания церкви в 1994). Были полностью утрачены и ионические капители и базы колонн портика у главного входа.


В 1994 году в храме возобновились богослужения, вскоре были воссозданы утраченные глава и колокольня, из-под слоя краски очищены и отреставрированы сохранившиеся росписи.


На месте, где сейчас находится суперсовременный офисный комплекс «Легион-2», в 20-е годы прошлого века располагался Первый автобусный парк. Именно отсюда выезжали на маршруты первые столичные автобусы. Для тогдашнего москвича привычным транспортом был трамвай. На автобусы смотрели как на необычную и не всем доступную новинку - билеты стоили дорого. Между прочим, первые автобусы были английского производства. Так что на Ордынке в то время вполне можно было увидеть двухэтажный английский «бас». Чем не Пикадилли!


Реконструированная бывшая городская усадьба купцов Капустиных традиционна для застройки Замоскворечья начала XIX века. Усадьба состоит из двух 2-этажных жилых каменных строений, соединённых 2-этажной галереей, и одного нежилого одноэтажного строения. Внутренний дворик композиционно объединяет эти строения в единое целое. Междомовая галерея замыкает усадьбу по линии Кадашевского переулка. При реконструкции галерея оригинальным образом была включена в комплекс служебных помещений усадьбы.


Летом 2011 года на Ордынке разыгралась драма, которая впоследствии получила название «ночь длинных ковшей». В одну из июньских ночей сюда пригнали экскаваторы и другую строительную технику. В одночасье были снесены имеющий охранные свидетельства дом Феоктистова и флигель одной из старейших усадеб Замоскворечья. На месте дома Феоктистова возведён особняк в новорусском стиле, по всей видимости, предназначенный под офисы. В «ночь длинных ковшей» были уничтожены исторические объекты недвижимости и в Калашном переулке.


Желтый и розовый дома справа - в 1908 году здесь открылась богадельня имени Н.В. и Д.А. Немировых-Колодкиных. Московское купечество во многом возложило на себя функции заботы о бедных и больных. Эта богадельня лишь один из многочисленных примеров. Состоявшийся в марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению отметил, что 75 процентов средств на благотворительность поступает из частных и общественных источников. Очевидно, что это здание было завещано для благотворительной деятельности самими Немировыми-Колодкиными. В 1990-х годах фасад главного дома усадьбы 44 был сильно искажен и сегодня не несет никаких декоративных архитектурных элементов. Тогда же был снесен южный флигель усадьбы, а на его месте возникло бетонное здание. Летом 2011 года снесли и другой флигель усадьбы - дом Феоктистова...


Хотите знать, на что указывает Кирюша? А на табличку "Памятник архитектуры федерального значения". И больше на табличке ни-че-го. Если у вас есть смартфон с функцией распознавания QR-кодов - то вы что-то сможете узнать. Нет такого? Ну, вы неудачник. Придете домой и в интернете почитаете.




Оранжевое здание справа - "главный дом городской усадьбы штабс-капитана Е. А. Демидова". Памятник архитектуры (региональный), деревянный дом 1817 года постройки. Снесён в нарушение законодательства в апреле-мае 2014 года ООО «Золотая орда» (заказчик) и ООО «Проектно-строительная компания „КИТОС“» (подрядчик).


Вот сюжет об этом:

image Click to view


Рядом с храмом Иверской иконы Божией Матери расположена одна из самых богатых усадеб Замоскворечья, - дом Киреевских - Карповых. Этот дом с выразительным пилястровым портиком стал украшением Замоскворечья.

Построен в 1821 г. Дом-дворец Киреевских перешел в руки Морозовых, одной из ветвей могучей купеческой династии. Владение оформили на имя Марии Федоровны Морозовой, жены купца первой гильдии Тимофея Саввича Морозова, владельца “Товарищества Саввы Морозова и сын и Ко”. Так на всякий пожарный случай поступали многие предприниматели, оформляя недвижимость на жен. В случае банкротства строения, записанные на супругу, не описывались (при финансовом крахе Саввы Мамонтова его роскошный дом-музей на Садовой-Спасской с картинами, мебелью, книгами пошел с молотка за долги. А подмосковное Абрамцево, записанное на имя жены, осталось за обанкротившимся меценатом.) Дом был куплен для старшей дочери Морозова Анны Тимофеевны и её мужа Геннадия Федоровича Карпова, профессора Московского университета. В их дом на Большой Ордынке приходили виднейшие деятели искусства того времени: А.П. Чехов, П.И.Чайковский, И.И. Левитан, К.С. Станиславский. Через некоторое время семье Карповых пришлось по-настоящему ютиться в своем особняке: Анна Тимофеевна родила своему мужу 15 детей! Под руководством архитектора А. Н. Кнабе в 1885 году было решено увеличить площадь дома за счет пристройки нового объема с южной стороны и нового флигеля.

Дом, который сейчас находится на реставрации и скрыт за фальш-фасадом, называют «домом Лопахина». В середине 19-го века его купил видный московский предприниматель Иван Александрович Миндовский - выходец из крепостных, разбогатевший на торговле текстилем, владевший Волжской текстильной мануфактурой и несколькими домами в центре Москвы. Говорят, именно Иван Александрович стал прообразом купца Лопахина из чеховской пьесы «Вишнёвый сад». Дело в том, что в своём родном городке, Вичуге (Ивановская область), он приобрёл усадьбу, которая принадлежала обедневшему дворянскому роду Татищевых. К дому прилегал роскошный вишнёвый сад, правда, совсем одичавший. Как человек предприимчивый, Иван Александрович приказал вырубить вишню, а землю разделил «под дачи». Чехов знал эту историю и описал её в своей пьесе.


По мере вечерения и приближения к Садовому кольцу количество машин увеличивается на глазах.


Городская усадьба Арсеньевых. Дом построен в начале XIX века по проекту неизвестного архитектора. В качестве материала здания использован деревянный сруб, хотя краска на стенах такая же, как и для зданий из камня. Дом выдержан в стиле ампир, так как имеет характерные черты: мезонин, который достаточно высокий, окна, которые находятся внизу арок, и портик, поддерживаемый четырьмя полуколоннами.


Дом - настоящая находка даже в Замоскворечье. Старинная усадьба сменила, по крайней мере, двух владелиц - Арсеньеву и Сорокову. Каменный цокольный этаж пережил пожар 1812 года. Второй этаж - деревянный, сохранился с 1-й пол. XIX в. и, может быть, даже видел приезжавшего сюда поэта Лермонтова. Арсеньевы приходились ему родней.








Этот дом выделяется на фоне малоэтажной замоскворецкой застройки - эффектная архитектура, большие окна, парадный вход. С этим зданием связан один исторический анекдот. Однажды царь-освободитель Александр II принимал у себя представителей московского торгового сословия. «Как ваша фамилия?» - спросил он у одного из гостей. Простодушный купец воспринял вопрос буквально - фамилия - значит семья: «Фамилия хорошо, батюшка. Только вот матушка моя, супруга, прихворнула». Государь улыбнулся и обещал навестить больную. И ведь сдержал обещание - посетил купца первой гильдии Королёва в его доме на Ордынке.

В честь этого знаменательного события в 1864 году купец построил училище, в котором обучались мальчики из беднейших семей, и назвал его Александро-Мариинским, в память о встрече с государем и его супругой, Марией Александровной. В семье преподавателей училища - Бухариных родился сын Николай. Он впоследствии станет самым молодым членом ленинского Политбюро, «любимцем партии». Сейчас здесь находится педагогический колледж имени Ушинского.


Мрак и ужас на Ордынке: доходный дом. Построен в 1913 году, архитектор - Степан Езерский.


А это очаровательное местечко принадлежит кому бы вы думали? Правильно: посольству Израиля. Больше, правда, похоже на тюрьму, режимную зону...


Посмотрите на ярко-красный двухэтажный особняк Ф. А. Хованской с белой отделкой на нечетной стороне улицы. Деревянный второй этаж на каменном подклете появился еще до пожара 1812 г. После нескольких владельцев дом очутился в руках известных московских меховщиков со смешной фамилией Рогаткины-Ежиковы. Небольшая скорняжная мастерская была преобразована в «Торговый дом Рогаткин-Ежиков и сын». Глава фирмы был председателем совета Общества Верхних торговых рядов. За большие заслуги он получил звание потомственного почетного гражданина.


Храм великомученицы Екатерины на Всполье. Существующий храм в стиле барокко построен в 1766-1775 по проекту Карла Бланка. Вероятно, что постройка храма была заказана лично Екатериной II во время её коронации в 1762. Бланк построил новое здание рядом со старым, объединив два храма центральным объёмом с колокольней. Тогда же, в 1769, построена ограда (переделана в 1820-х после пожара 1812), использовавшая решётки, изготовленные в 1731 для Соборной площади в Кремле.




В 1914 году хозяин владения мещанин Иван Николаевич Шибалин просит разрешения на снос старых построек и строительство нового пятиэтажного дома с жилым полуподвалом и одноэтажной каменной прачечной. Проект был выполнен гражданским инженером Николаем Ивановичем Петровым. В 1915 году в доме была установлена «подъемная машина» для подъема пассажиров, выражаясь нашим языком, просто лифт. Сегодня Большая Ордынка, дом № 64 - посольство Республики Кыргызстан в России.


Конец улицы тоже представляет интерес с точки зрения изучения городской истории. Но было уже темно, фотографировать неудобно. Поэтому я расскажу о последнем здании и закончу на этом :)

Филиал Малого театра. Дом, где расположен театр, появился в начале Первой мировой войны. Спроектировал одну из красивых построек Москвы архитектор Николай Смирнов по заказу известного антрепренера Петра Струйского. С 1925 г. здесь выступает труппа Замоскворецкого театра, затем - Замсовета и Ленсовета. После войны передано Малому театру. Сюда очень удобно добираться зрителям: подземный переход в конце улицы ведет на другую сторону Садового кольца, где находится павильон станции метро «Серпуховская» и «Добрынинская».


Вот и этот павильон метро. Нам - туда! Надеюсь, фотоэкскурсия была познавательной и интересной.


Набережная, Переулки, Марфо-Мариинская обитель, Пятницкая, Центр, Большая Ордынка

Previous post Next post
Up