Второй сезон «Типа, Магического Индекса» - зрелище поистине шикарное, особенно для уже полюбивших героев масштабной фантастико-фэнтазийной франшизы и успевших соскучиться по ним. Выразительная, яркая графика, захватывающие приключения, юмор и романтика, зловещие интриги и очаровательные злодеи - и никакой тягомотины.
Впечатляет, что всему из себя такому рыцарственному Томе теперь чуть ли не только тем и приходится заниматься, что бить морду хрупким девушкам (ну, не только им). При этом не утрачивая ни грана благородства и претерпевая, как заведено, куда больший ущерб - от них, а заодно и от собственных разномастных соратниц. Думаю, мне не больше, чем ему, нравится, когда обижают девчонок,- но (или именно поэтому) за блестящую демонстрацию диалектики сезону особый плюс.
За злодеек и соратниц - по плюсу за каждую. Индекс, наконец, показали не в обычной хламиде, а в нормальной одежде, сделавшей её даже похожей на человека. Сиятельная (искрящая, строго говоря) Мисака заигрывает с Томой уже в открытую, чего он, правда, не замечает по скромности и занятый драматическим спасением подруг, мира и (кое-как) собственной шкуры. В этом занятии у него предсказуемо оказывается действующий параллельно и независимо товарищ, с котором в прошлом сезоне они друг друга едва не поубивали. Очень харизматичный, но обременённый только одним клоном Мисаки, и то маленьким, в то время как на бедного Тому девицы бросаются из-за каждого угла. Тут-то и звучит тревожная нотка: а не превращается ли франшиза в банальный гаремник? Какой смысл? Хотя доблестный Камидзё заслуживает такой популярности куда больше, чем обычный герой гаремника, но ведь всё равно с «Электрой» заведомо никто конкурировать не может.
Да я всё не о том! Особенность сериала - в его антиклерикальной направленности. Обрушивающиеся на наукоград угрозы исходят из стен крестоносного Ватикана, покушающегося посредством своих буйно-богобоязненных эмиссаров на мировое господство. Жалко, конечно, что тема раскрыта в обычном для обезьянничающих у англосаксов японцев ключе: ужасающему католическому заговору противостоят, между прочим, честные протестанты. Впрочем, сойдёт: главные герои всё равно нерелигиозны, а главным достоинством англиканской церкви внезапно оказываются терпимость и ненавязчивость.
Вкупе с пресловутой «пропагандой лесбиянства среди несовершеннолетних» (Сирай Куроко же!) это делает сериал скандальным вызовом современному российскому политическому мэйнстриму, красочным вызовом его консерватизму и обскурантизму.
Совсем другой, едва ли не противоположный, настрой у другого топового аниме-сериала.
«Меланхолия Накамуры Юри», то есть, пардон, «Ангеловы ритмы!» меня разочаровали после надежд, естественным образом возложенных на историю про школьников-богоборцев на том свете, получившую высочайшие оценки. Теперь-то я понимаю, откуда они взялись: от публики, которая любит «высокодуховное» искусство, а таковое изобразить можно, всего лишь напустив мистического туману и одарив героев якобы просветлением.
На самом деле, все философские тонкости призваны отвечать на немногие жизненные вопросы, а в современном расколотом обществе оные более-менее грубо сводятся к одному: бунт или смирение. И «Ритмы!» встают на правую сторону: если Судзумия Харухи бунтует (пусть и курьёзно), имея для этого не бо́льшие предпосылки, нежели благополучно-буржуазная японская повседневность, то «Ритмы!» нацеливаются в кульминации похоронить бунт Накамуры Юри, имеющий очень даже веские причины - в сущности, это та же японская повседневность, только обращённая к героям куда более чернушной стороной. Так слава же штурмующим небеса?
Какое там. Что революции не будет, становится ясно довольно скоро, когда приходящиеся на загробный фронт невзгоды начинают откровенно выглядеть как игровые испытания, посылаемые судьбой по невысказанной заявке чересчур пассионарных юных (не)покойничков. Ну а дальше предсказуемый слив. Стремление к освобождению от божественного назначения, жажда жизни, верность товариществу, даже любовь - всё это отодвигается в пользу предначертанного индивидуального «спасения». Концовка уныла чуть более, чем полностью. Лично на мой вкус - так даже тошнотворна.
Нечто подобное я уже смотрел:
«Женский институт Св. Луминоса». Только там дело происходило (во всяком случае, большей частью) в посюстороннем мире, а исчезавшие благополучно возвращались, и пытался тот сериал притворяться не боевиком, а детективом,- но по духу очень похоже.
Да, ещё,- но это, конечно, уже мелкая придирка на фоне политической критики,- в «Ритмах!» многовато центральных персонажей для тринадцати серий, глаза разбегаются. Прорисовка же их довольно упрощена для амбициозного проекта.