«Женский институт Св. Луминоса», «Юмэрия», «Монстрассказы»

Jul 29, 2010 22:44


Вот как бывает в аниме (да и не только): вложатся творцы в психологию, а выходит нудная тягомотина, напрасно претендующая на раскрытие человеческих душ, а слепят нечто яркое и развлекательное - и получат вполне удобоваримый продукт, хотя бы в своей нише. А потом, когда уже разочаруешься в искусстве с высоким замахом, оказывается, что о психологии вполне можно рассказать сильно и красиво, так что хочется не досмотреть и забыть, а обдумать и, может быть, почитать первоисточник.


«Женский институт Св. Луминоса» сперва разочаровал рисовкой; настолько, что я едва не бросил просмотр на середине первого эпизода. Но, предположив, что, возможно, мне просто досталась пережатая запись, принялся смотреть дальше, вскоре свыкся с графикой и втянулся.

Почти до самого конца казалось, что мы здесь имеем дело с мистическим детективом, может быть, наподобие «Охоты на привидений». Однако поведение главного героя, Кайхэя Кидзимы раздражало несказанно. В вверенном его попечению женском институте одна за другой пропадают ученицы, а он не устаёт заверять, что всё, дескать, под контролем. Давно пора и родителям сообщить и полицию вызвать, а он продолжает скрывать инциденты, мотивируя это тем, что, может быть (это ключевое слово сериала - «табун»), всё в порядке. Табун-шмабун! А может быть Луна сделана из зелёного сыра! Что за пропаганда преступной бездеятельности, в самом деле?!

И вот тут фундаментальная разница с героями «Охоты на привидений»: Кайхэй ничего не предпринимает, он и не знает, что можно предпринять, а только слоняется в ожидании мистического озарения, да попутно влюбляется в самую угрюмую (хотя всё же обаятельную) студентку. Логика тут отсутствует как явление, надежды персонажей на авось отсвечивают инфантилизмом. Никакой детективной интриги в итоге не оказывается, все намёки на действие оказываются пшиком.


«Юмэрия» - стандартный гаремник вокруг обыкновенного японского школьника ™ (кажется, это вообще первые слова сериала: «Я обыкновенный десятиклассник») про борьбу с абстрактным, бессмысленным Вселенским Злом. Но добротный без каких-то явных проколов, кроме…

Минус один, но изрядный,- боёвка пародирует довольно тупой стиль, пришедший, видимо, из марвеловских комиксов, где толпа супергероев в аляповатых костюмах швыряется «энергией» в злобные геометрические тела. Столь же ужасны у японцев могут быть, по-моему, только гигантские человекоподобные роботы.

(На самом деле, история жанра куда более заковыриста. В середине 1990-х он был закреплён в США франшизой «Пауэр Рейнджерс», но её создатель, Хаим Сабан, вдохновлялся японским же токусацу «Супер сэнтай», а уже тот восходит к лайв-экшену по марвеловскому «Спайдермэну» 1978 г. и «Химицу сэнтай го-рейнджер» 1975-1977 гг. Впрочем, жанр куда древнее.)

Плюсов много, хотя они все какие-то несерьёзные. Главный герой, в кои-то веки относится к девушкам с нормальным для здорового юноши интересом, а не истекает носовым кровотечением, не шарахается от них и не убегает при первой же возможности на огород (это шпилька в адрес унылого божества Тэнти). Притом вполне в состоянии остановиться на фаворитке (кстати, похожей на Мокку Акасию, занимавшей в своём гаремнике столь же прочное положение бесспорной победительницы) и стойко её держаться. Ни за кого не обидно и никого не хочется убить за дурость; по сравнению с рядом других сериалов это достижение.

Прочие девочки не все могут похвастаться характерностью, но определённо великолепны недололи Моне со своим возгласом «Моне!» (других слов она принципиально не употребляет, хотя и признаков умственной отсталости не демонстрирует) и настоящая (но с фантастическим подвохом) лоли Нэнэко со своим возгласом «Загадка!» (а вот она как раз употребляет кучу других слов, лихо мешая японский с английским) и подозрением на нэкомими (кошачьи ушки) под шапкой. А есть ли у неё нэкомими в самом деле? Загадка! Но котика она с собой таскает.


«Монстрассказы» (Bakemonogatari) посвящены той, в сущности, простой идее, что все сверхъестественные чудовища есть феномены человеческой психики. Нет, по сюжету они вечно приползают откуда-то извне, но в каждой истории расправа над ними идёт путём психоанализа и урегулирования душевных проблем, так что совершенно несомненна их порождённость страстями персонажей. В изрядной мере - главного героя, даже если поначалу кажется не так, так что не удивительно, что ему приходится взваливать на себя основную тяжесть борьбы.

Некоторый недочёт допущен лишь в последнем эпизоде, где демон, Кошка Цубаса, изгоняется силой другого демона, вампирши, занимающей в сюжете неясное место. Но возможно это я не разобрался, отчасти из-за того, что последние два эпизода мне пришлось смотреть в эпической борьбе с техническими трудностями, а отчасти из-за того, что экранизированы только четыре истории, а книжки-ранобэ включают предысторию этой вампирши, да и продолжают ещё выходить. Хотелось бы надеяться на второй сезон (ага, он-таки будет!).


Персонажи рассказов любопытны. Прежде всего упомяну Маёй Хатикудзи, эту звезду кавая, очаровательный и боевитый блуждающий дух зреющей лоли. В её образе я загадки не увидел, но тут-то и может крыться подвох, ибо у всех остальных тут заметно второе, а то и третье дно.

Посмотрите на главного героя, Коёми Арараги. То, что он - излеченный вампир,- ложный след, в сюжете играющий весьма малую роль. Подвох в другом. В самом ли деле он глуповат, как явствует из слов окружающих и его неуспехов в учёбе? Но с этим мнением контрастируют его рассудительность, рефлексия и ирония; да и заместителем старосты класса полного тупицу не назначат, наверное. Он легко подхватывает языковые игры и мимоходом проговаривается, что ему всегда хорошо давалась математика. Тогда с чем же у него плохо в школе? Похоже, наверстать и обогнать подругу по баллам ему мешало отсутствие мотивации. Каковую он обретает и вполне благородную, так что за его будущность можно, кажется, не волноваться.

А Хитаги Сендзёгахара - действительно ли она цундере, как сама заявляет? Её бодро держащаяся жертва, Арараги-кун, сразу скептически хмыкнул на этот счёт. И действительно: ей больше подходит определение вроде «та ещё язва». Она не чередует вспыльчивую и ласковую манеру обращения, она одновременно цедит оскорбления и взыскует любви. Но и это - есть ли устойчивая черта её натуры или постепенно проходящее последствие стресса, представленного как одержимость призрачным крабом? Или, вот, она говорит, что не любит одежду, а между тем со вкусом наряжается…


А влюблённая в неё кохай Суруга Канбару - действительно ли лесбиянка или «любит юри», как поправляется с ироничным стремлением к такту? Собственное признание и эмансипированное поведение (которое японцам с их неизжитым пристрастием к патриархату должно казаться ещё более маскулинным, чем нам) скорее создают иллюзию, нежели предоставляют доводы последней инстанции. Почему у неё тогда дом набит не юри, а яоем, что вполне обычно для гетеросексуальных девушек? Или то мистификация переводчика субтитров? Почему она так льнёт к Арараги-куну, не скрывая готовности к близкому контакту? Ой, не до конца она раскрылась в «Обезьяне Суруге»!

Что касается графического решения сериала, то оно… своеобразно. Местами просто качественно, а местами восхитительно. Недешёвая, должно быть, работа - что, возможно, и побудило сэкономить вставкой слайдов с текстом. Итого: сильный сериал, настоящее аниме-событие прошлого года, но малость незавершённый.

А, да! Моне из «Юмэрии» и Сендзёгахара-сан из «Монстрассказов» родились в один день со мной; последняя об этом недвусмысленно сообщает «в камеру» (то есть дату, конечно).

аниме, стресс, гомосексуальность, гарем, психология, мистика, инфантилизм, картинки, детектив

Previous post Next post
Up