Нынешний год богат на юбилеи: и столетие музея изящных искусств Александра III (ГНИИЦ им. А.С. Пушкина),
и двухсотлетие отечественной войны,
и четырехсотлетие освобождения Москвы от интервентов и восстановление русского правительства.
Конечно, все эти события очень интересны и заслуживают внимания, но, увы, нельзя объять необъятное...
К великому сожалению мы обойдем своим вниманием столетие музея и четырехсотлетие воцарения Романовых (частично этот период был освещен
тут), хотя, возможно, и время будет, и материал. Но не рассказать о событиях, происходивших в Москве в 1812 году просто не возможно! Так совпало, что на глаза попался объемистый и добротный материал по этой теме.
Представляем анонс будущей серии постов:
1. Достаточно подробное и добротное описание событий, происходивших в Москве, и настроений её жителей от начала войны и вплоть до ухода из неё Наполеона Бонапарта (основываясь на статье Ф.Г.Мускатблита - Москва в 1812 году).
2. С начала сентября и до первой половины октября - главы из произведения Л.Н.Толстого «1812 ГОДЪ В МОСКВѢ», в котором рассказано о пришествии и исходе французской армии из красавицы-Москвы.
Весь материал будем стараться богато украшать иллюстрациями, репродукциями, фотографиями и не особо разползаться мыслью по древу, но, конечно, это не относится к Л.Н.Толстому, рука не поднимется нарезать труды столпа русской литературы.
Один нюанс. Используемая литература дореволюционная, поэтому события, описанные в посте, по нашему календарю произойдут только через 12 дней.
Желаем Вам интересного и, главное, полезного чтения. Ну и не забывайте оставлять свои комментарии...
Если я овладѣю Кiевомъ, то возьму Россiю за ноги.
Если я овладѣю Пе-тербургомъ, то возьму ее за голову.
Занявъ-же Москву, я поражу ее въ сердце».
Наполеонъ
На рассвете 12 июня 1812 года берегам Немана между Гродно и Ковно довелось стать свидетелями грандиозного зрелища: в грозу, при оглушительных раскатах грома и под проливным дождем, в нескольких местах одновременно, началась переправа Наполеона с его Великой армией в Россию.
Мосты стонали от навалившейся на них тяжести, и живыми, казалось, безкрайними лентами вились по ним густые неприятельские колонны, гремя ружьями, бряцая саблями, стуча колесами и сливая грузную симфонию своего наступления в общий разносившийся далеко вокруг гул.
К вечеру безпримерное в новейшей истории «нашествiе двунадесяти языковъ» стало совершившимся фактом: в пределах нашего отечества находилось 450.000 неприятелей,1.200 полевых орудий и 10.000 провиантских повозок, а «фупажъ», - горделиво утвердал победоносный вождь этой армады, - «вырастаетъ тамъ, куда пойдетъ моя кавалерiя».
Верующие отметили, что это произошло как раз в тот день, Апостол которого гласит: «Открывается гнѣвъ Божiй съ небесе на всякое нечестiе и неправду человечѣскую».
О возможности столкновения с Наполеоном поговаривали еще с зимы, но даже в наиболее осведомленных кругах неизбежность и, главное, близость его не ощущались.
Следующая наша встреча будет завтра, 13 июня.