Москва в отечественной войне 1812 года. Часть 2

Jun 13, 2012 09:00

        Вдруг, 13 июня фельдмаршал граф Салтыков получил из Вильно от Государя извещение о вторжении неприятеля в Россию:

        «Самое вѣроломное нападенiе было возмездiемъ за строгое соблюденiе союза.




Я, для охраненiя мира истощалъ всѣ средства, совмѣстныя съ достоинствомъ престола и пользою моего народа. Всѣ старанiя мои были безуспѣшны. Императоръ Наполеонъ въ умѣ своемъ положилъ твердо разорить Россiю. Предложенiя самыя умѣренныя остались безъ отвѣта. Нечаянное нападенiе открыло явнымъ образомъ лживость подтверждаемыхъ въ недавнемъ еще времени миролюбивыхъ обещанiй. И потому не остается мнѣ иного, как поднять оружiе и употребить всѣ, врученные мнѣ Привидѣнiемъ способы, къ отраженiю силы силою. Я надѣюсь на усердiе моего народа и на храбрость войскъ моихъ. Будучи въ нѣдрахъ домовъ своихъ угрожаемы, они защитятъ ихъ со свойственною имъ твердостью и мужествомъ. Провидѣнiе благословитъ праведное наше дѣло. Оборона отечества, сохраненiе независимости и чести народной, принудили насъ препоясаться на брань. Я не положу оружiя доколѣ не единаго непрiятельскаго воина не останется въ царствѣ моемъ».

Тогда же был издан и приказ по I и II армиям, во главе которых стали покинувший пост военного министраБарклай-де-Толи и князь Багратион.



Весть об этих актах скоро донеслась и до Москвы. Город встрепенулся. Народ начал стекаться на Никольскую улицу к Казанскому собору, вблизи которого тогда был узкий проход в Управскую типографию. Там печатались и раздавались военные известия.



Ф.Я. Алексеев - Северная сторона Красной площади. 1802 г.
Справа храм Покрова Богородицы.



Никольская улица. Храм Покрова Богородицы (на фоне Исторического музея).


Никольская улица. Храм Покрова Богородицы за ним виден небольшой проход. Справа здание ГУМа.

Как только вышли оба манифеста, целые тучи листовок разлетелись по всей Москве. Толпа подхватила их, рвала из рук и, жадно вчитывалась в них, тут же обменивалась мнениями.
        По Смоленской дороге полетели в Москву курьерские тройки, подкатывая к даче Главнокомандующего графа Ростопчина в Сокольниках.


Дача графа Ростопчина была на этом месте, ул. Шумкина, 16
        Он продолжал заниматься текущими делами и, не обнаруживая особой удрученности, играл в часы досуга на бильярде с шутом Махаловым, которому за проигранную партию платил 5-рублевую ассигнацию, а за выигранною - заставлял своего потешника выпивать по большому стакану воды или пролезать по несколько раз под бильярд.




Фёдор Васильевич Ростопчин, московский главнокомандующий 1812-1814 года

Население пристально следило за курьерскими тройками. Но положительных сведений о состоянии и действиях обеих армий не имело, тем более, что в «Московскихъ Вѣдомостяхъ» о движении Наполеона сообщалось черезвычайно осторожно и лишь вскользь. Знали, и то только по частным известиям, что обе армии отступают в боевом порядке, стремятся соединиться и подыскивают удобное для генерального сражения место.

Следующая наша встреча, увы, произойдет теперь только 1 июля. Да, и в войне бывают перерывы...

Использованные материалы: oldmoshumus

Багратион, Москва 1812 года, Ростопчин, Барклай-де-Толи, Отечественная война

Previous post Next post
Up