История фабрики "Свобода"

Jan 25, 2014 17:00


Да здравствует мыло душистое..!
Сложно, наверное, найти человека, который никогда не пользовался продукцией фабрики "Свобода". Мыло "Тик-так" и "Алиса", зубная паста и, конечно же, "Детский" крем не теряют своей актуальности и сейчас, когда от ассортимента косметических средств глаза разбегаются. Мы хотели бы рассказать немного об истории предприятия, на котором эти товары производятся.



А история производства начинается с 1843 года. Тогда в Хамовниках, в Теплом переулке, московским купцом французского происхождения Альфонсом Антоновичем Ралле была выкуплена часть усадьбы Всеволожских и открыта фабрика парфюмерии и косметики.



На Хотевском плане участок "262b" принадлежал Альфонсу Ралле



Дом усадьбы Всеволожских



Альфонс Антонович Ралле
Несмотря на довольно скромные производственные мощности и небольшое количество рабочих (всего 40 человек), на фабрике производилась самая разнообразная продукция: духи, о-де-колоны, туалетное мыло, помады, пудра. Рецепты разрабатывались приглашенными из Европы парфюмерами, а сырье для их воплощения доставлялось из Франции и Италии.

Уже через 12 лет производство выросло до 22 строений в Теплом переулке. В том же 1855 году фабрике было присвоено престижное звание поставщика Двора Его Императорского Величества. Свою роль в этом сыграло и то, что в состав правления образовавшегося «Торгового дома А. Ралле» вошёл владелец хрустального завода Фридрих Дютфуа, создававший оригинальные флаконы, привлекающие внимание, и то, что благодаря налаженной системе сбыта продукция распространялась даже среди вельмож Ближнего Востока.



Реклама - двигатель торговли, и Ралле в «Энциклопедии женских рукоделий» в красках рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии.



Там указывалось, что в магазинах товарищества Ралле можно приобрести «….более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю», такие как «Нильская лилия», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических названий.



Кроме этого, кусок мыла заворачивался в несколько оберток, между которыми помещалась так называемая программа - рекламный проспектик. А наружная упаковка дополнялась двумя печатями по краям и скреплялась двумя марками. Такое оформление не только было надежным и, но и препятствовало подделкам.






Были и пробники духов, упакованные в специальные футляры.













Изобретением парфюмера были так называемые «зимние духи», особенно раскрывавшиеся именно на морозном воздухе. В то время дамы называли их «Духи для меха» («Парфюм де фурор»). Очень модно было душить перчатки, шляпки и меха - мода распространилась не только в Москве и Петербурге, но и в Европе.

В 1856 году Альфонс Ралле продал производство своим компаньонам - французам Бодрану и Бюжону - но поставил условие, чтобы фабрика всегда носила его имя. А сам Ралле в 1857 году по причине болезни лёгких уехал во Францию.



Новый торговый дом стал называться "Товарищество "А. Ралле и Ко", а управлял им директорат во главе с Эдуардом Бо. С ним связана следующая эпоха в жизни фабрики. Эдуард Бо - сын наполеоновского солдата Жана-Батиста Бо, попавшего в плен и осевшего в России, и ставшего затем артистом труппы Императорского театра в Санкт-Петербурге.

В 1865 году в рамках проходившей в Москве выставки мануфактурных произведений на фабрике побывала экспертная комиссия. Тогда же фабрика была отнесена к первому разряду за обширное производство и отличные свойства товаров: помады, туалетного мыла, духов, туалетного уксуса.

С 80-х годов на фабрике наладили выпуск цветочных одеколонов.







"Товарищество "А. Ралле и Ко" стало популярным и в России, и за ее пределами: во Франции, в Германии, на Балканах, в Турции, Маньчжурии. В Москве продукцию можно было приобрести в магазинах в Верхних торговых рядах и на Никольской улице.





Магазин "А. Ралле и Ко" в Солодовниковском пассаже (крайний справа)



В начале века ассортимент товаров представлял 270 наименований духов, 360 - мыла, 120 - одеколонов, 30 средств по уходу за зубами, 60 видов кремов.






И все они были высочайшего качества, что подтверждалось уже с 1846 "званием фабриканта духов для Двора Его Императорского Величества Государя Наследника Цесаревича в Москве" с правом изображения государственного герба, а с 1855 года с восшествием на престол Императора Александра II званием "поставщика духов Двора Его Императорского Величества Императора Всероссийского", а также эксклюзивного поставщика Шаха Персидского и его Высочества князя Черногорского. "Товарищество "А. Ралле и Ко" четыре раза награждалось государственным гербом Российской Империи - высшим наградным знаком за качество продукции,- больше из российских компаний никто столько раз эту награду не получал. Первые два государственных герба были получены на мануфактурной выставке 1865 года и Всероссийской выставке 1882 года, а последний был присужден на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Предприятие имело большой успех и на международных выставках: на Всемирной выставке в Париже в 1878 году изделия фабрики были признаны "выше всякой награды", а в 1900 году получили высшую премию "Гран-при".

Такое стремительное развитие конечно же потребовало расширения производства. В 1899 году по проекту академик-архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио в Бутырках было построено новое здание фабрики в стиле модерн.






Предприятие было оборудовано по последнему слову тогдашней техники.





Оно имело средства механизации, электричество, лифт, паровые машины и телефон.








Вместе с Брокаром на юге России были заложены собственные плантации для выращивания эфиро-масличных культур для получения душистых веществ. Это позволяло не зависеть от поставок сырья из-за рубежа.

В декабре 1896 года компания была преобразована в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» с основным капиталом 1 млн. рублей. Уже в 1903 году основной капитал составлял 1,5 миллиона рублей и представлял собой 2000 именных паев по 750 рублей, чистая прибыль равнялась 75 тысячам рублей. К 1913 году основной пакет был увеличен до 2000250 рублей, а прибыль уже исчислялась в 180022 рубля.

В конце XIX века руководство фабрикой перешло от отца к сыну - от Эдуарда к Эрнесту Бо.



Эрнест Эдуардович Бо
Он изучал во Франции производство мыла, а затем уже по возвращении в Россию занялся парфюмерией под руководством технического директора «Ралле и Ко» Лемерсье. Ученик высоко оценивал своего учителя, считая, что он "был великий новатор, никогда не соглашавшийся следовать привычным меркам и отчетливо предвидевший все новое, что химия и производство натуральных продуктов внесут в парфюмерию, содействуя ее расцвету".

В 1907 году Эрнест Бо сменил Лемерсье на его посту и стал ведущим парфюмером Товарищества. Вместе с братом он вошел и в состав правления, но не осел на административной работе, а создал множество прекрасных ароматов, например, "Царский Верескъ".




В 1912 году, к празднованию столетия Бородинской битвы, он выпустил Bouquet de Napoleon, имевший, по собственным его словам, невероятный успех.



Эрнест Бо избегал широко употребляемых ароматных химических продуктов. Его большая заслуга заключается в том, что он первым стал употреблять в своих экстрактах самые дорогие натуральные эссенции, в результате чего все истинные ценители ароматов почувствовали богатство, тонкость и великолепие его произведений.
"Я нашел поддержку у друга моего, Леона Живодана, - говорил он, - который сумел поднять на мировой уровень синтетические душистости благодаря новым элементам и способам, что очень помогло мне в моих собственных исканиях. Кроме того, некоторые парфюмеры Грасса, и в частности Эжен Шарабо, очень помогли мне в придании моим духам именно той ноты, которую я искал, создав для меня "super absolues décolorées" (обесцвеченные концентрированные абсолютные масла)."

Удачное развитие дел прервала Первая мировая война, Бо ушел на фронт, где получил за храбрость несколько орденов. После революции Эрнест Бо эмигрировал во Францию, но в 1918 году оказался в составе союзной миссии на русском Севере: Архангельске и Мурманске. И там, за полярным кругом, у него появились идеи духов, повторяющих особую свежесть северных озер и мха, - будущих "Шанель №5". С 1920 года он переехал во Францию и вторично поступил на завод Ралле в Грассе, недалеко от Канн, где продолжил заниматься парфюмерией. Там великим князем Дмитрием Павловичем он был представлен Коко Шанель, для который создал духи. История их создания потянет на целый детектив, но мы ограничимся одной версией, наиболее правдоподобной. Как Бо вспоминал позднее, он "показал ей серии от 1-го до 5-го и от 20-го до 24-го номера. Она выбрала несколько, и среди них N 5. "Как назвать эти духи?" - спросил я ее. Мадемуазель Шанель ответила: "Я представляю коллекцию платьев пятого числа пятого месяца, то есть в мае. Значит, оставим духам номер, который они носят. Этот 5-й номер принесет им успех". Сознаюсь, она не ошиблась. Эта новая нота духов еще пользуется большим успехом; мало у каких духов было так много подражателей, мало какие духи так старательно подделывали, как "Шанель N 5".



Великий парфюмер Эрнест Эдуардович Бо умер в 1961 году в возрасте 79 лет после продолжительной болезни и похоронен в приходской церкви Нотр Дам де Грасс де Пасси.

А что же стало с оставленной им в России фабрикой? После Революции 1917 года предприятие, как и многие другие в то время, было национализировано и переименовано в «Государственный мыловаренный завод №4». Во времена гражданской войны было не до роскошных парфюмов, и на фабрике выпускалось только мыло.




В 1922-е году по ходатайству руководителей «номерных» предприятий о присвоении их заводам собственных имён, «Государственный мыловаренный завод №4» был переименован в «Государственную мыльно-косметическую фабрику «Свобода».

В 1930 году все парфюмерное производство с фабрики «Свобода» было передано фабрике «Новая Заря». А «Свобода» сконцентрировалась на производстве мыла, зубных порошков, средств для бритья, кремов.

В годы войны «Свобода», как и многие другие предприятия, была частично эвакуирована. Производство ориентировалось на нужды фронта. Кроме мыла и дуста производились глицерин для авиации, взрывчатые вещества, горючие смеси, гильзы, запалы для гранат, пеналы для противогазных карандашей. За самоотверженный труд коллектив фабрики был награжден Красным Знаменем Государственного комитета обороны.

В послевоенные годы «Свобода» стала одним из крупнейших косметических предприятий. Ежедневно с конвейера сходило в общей сложности до полумиллиона единиц изделий - кремов, вазелина, душистого глицерина, жидкого мыла, зубной пасты, крема для бритья и косметических средств.






Фабрика была удостоена звания «Предприятие отличного качества», а ее изделия неоднократно отмечались медалями и дипломами на отечественных и зарубежных выставках. В 50-е годы начался выпуск крема "Детский", не теряющего своей популярности и в наше время.

И в наше время «Свобода» производит самые разнообразные косметические средства, как проверенные временем, так и совершенно новые. Как и в старые времена, у фабрики есть фирменные магазины, множество наград на престижных выставках. И совсем недавно, словно привет из прошлого, на стенах фабричных корпусов появились два полотна, выполненные художником Андреем Рябчиковым, на одном из которых изображен элемент рекламного листа поставщика Императорского двора, а на другом - этикетка знаменитого детского мыла.






Большинство старых фабричных корпусов видны со стороны Вятской улицы.






В одним из них в наше время находится фирменный магазин.






На нем сохранился барельеф девушки с тюльпаном - символ фабрики "Ралле и Ко".



Вот такая история фабрики от "Товарищества "А. Ралле и Ко" до "Косметического объединения "Свобода".

1. Зал "Ралле и Ко";
2. http://www.svobodako.ru/history
3. http://statehistory.ru/1298/Istoriya-rossiyskoy-parfyumernoy-kompanii-A--Ralle-i-Ko/
4. Евгений Жирнов. Первый секрет «Шанель N5»
5. Кожаринов В.В. - "Русская парфюмерия. XIX-XX века"

Вятская улица, парфюмерия, фабрика, Ралле, Свобода, история

Previous post Next post
Up