После рассказа о фабрике "
Свобода" нельзя не упомянуть об одном не менее интересном исторически и оригинальном архитектурно здании, находящемся рядом с ней, - клубе фабрики - произведении гениального архитектора Константина Мельникова.
Клуб был построен по заказу Союза химиков в 1927-1929 годах по соседству с самим зданием фабрики. Место для него было выбрано живописное, у входа в благоустроенный Финляндский сад.
Финляндский сад был обустроен на участке, подаренном городу владельцем колокольного завода Н.Финляндским
Первоначальный проект был очень интересен как с архитектурной, так и с инженерной точки зрения. Выбранная форма клуба, скорее всего, являлась отсылкой к огромным резервуарам, в которых на фабрике изготавливали мыло, кремы и пасты. Она представляла собой вытянутый вдоль улицы цилиндрический объем, зажатый между двумя прямоугольными корпусами, увенчанными террасами.
Проект клуба 1927 года. Главный фасад и продольные и поперечный разрезы
В нижней части должен был расположиться плавательный бассейн с трибунами, а над ним - зрительный зал, разделяемый опускной перегородкой, одна сторона которой служила бы задней стенкой театрального зала, а другая - экраном кинотеатра. Один торцевой объем предназначался для театральной сцены с гримерными, другой - для кинобудки. По проекту снаружи симметрично к центральной оси цилиндра с обеих сторон были подведены двойные пандусы. Над входами предполагались ажурные башни, а на опускной стене - крупные надписи с названием клуба.
Центральная эллипсоидная часть могла ассоциироваться с настоящим фонтаном: внизу был расположен бассейн, стены которого полностью застеклялись, а от него разбегались пандусы-водопады.
Однако из-за сложностей с сооружением подъемника для стены и формированием железобетонного каркаса необычной формы, а также отсутствия водопровода в указанной местности, проект пришлось переработать.
Строительство бассейна без воды было невозможным, и от него отказались, что, конечно же, привело к изменениям внутренних объемов здания. Со стороны парка к зданию был пристроен гимнастический зал с раздевалкой. Вместо цилиндрического объема был сделан граненый, с двойной лентой окон: наклонной и вертикальной.
План второго этажа и главный фасад. 1929 год.
Интерьер зрительного зала
Пандусы были заменены на двухмаршевые лестницы, сходящиеся под острым углом к скругленному выступу так и не осуществленной опускной стенки. К торцу здания со стороны входа в парк была пристроена дополнительная лестница.
Клуб был выкрашен в белый, красный, серый и черный цвета, что усиливало композиционное богатство здания, и гармонировало с краснокирпичной с белым заводской постройкой фабрики «Свобода».
В 1947 году здание клуба было передано профсоюзу работников советской торговли. В послевоенное время клуб переименовали в Дворец культуры им. М. Горького. В нем работали коллективы творческой самодеятельности, организовывались культурные мероприятия. В 1950 году здание было существенно перестроено. Лестницы уличного фасада были отсечены, окна заложены, а на глухой стене появился барельефный портрет М. Горького.
В 2004 году была начата реконструкция здания, в результате которой внешне был заново практически воссоздан объем клуба по проекту К.С. Мельникова.
Но интерьерам повезло меньше, после реставрации они были изменены до неузнаваемости. От былой лаконичности не осталось и следа, а новые интерьеры поражают "роскошью и богатством".
В настоящее время дом занимает комплекс «Суриковъ-холл».
От себя могу добавить, что бывала в этом клубе дважды. Первый раз еще в глубоком детстве на новогодней елке, тогда это был клуб имени Горького. Но помню я только хорошо освещенный отделанный, наверное, мрамором коридор вдоль главного объема.
Второй раз я была там на районном концерте, посвященном выпускникам. Это было уже после реставрации. И хотя в то время история и архитектура меня мало занимали, все-таки бросилось в глаза несоответствие лаконичного фасада и слишком помпезных интерьеров.