Золотоносов о логике уничтождения архитектурной среды. Окончание

Oct 13, 2009 12:05

Окончание статьи Золотоносова о логике уничтожения архитектурной среды российских городов.
Начало community.livejournal.com/tomsk_da/44815.html

idelo.ru/519/14.html

Луч на собор

И тут самое время подчеркнуть, что высоты петербургских зданий - это предельно сложная система, где все взаимосвязано. Простой пример. 4 июня 2008 г. РИА "Новости" сообщило, что на участке в 1,6 га на пересечении Садовой и Б. Подъяческой ул., на месте домов 61 и 63 по Садовой ул. и ряда других (всего семь зданий) некая компания собирается построить многофункциональный комплекс (МФК) с четырехзвездочной гостиницей на 470 номеров, двухуровневым подземным паркингом, конгресс-холлом и бассейном.

Очевидно, старые здания будут снесены, в чем можно быть уверенными, поскольку фоновая застройка практически обречена. Гунькам она не нужна. Опять-таки излишне говорить, что пересечение Садовой и Б. Подъяческой входит в объединенную охранную зону (ООЗ) и весь проект незаконен, но в наших условиях это означает лишь то, что у инвестора будут некие дополнительные траты, о которых не принято говорить вслух.

Место вроде бы не слишком презентабельное, однако у Б. Подъяческой есть одна существенная особенность: она проложена точно по лучу, выходящему на Исаакиевский собор (как говорят в архитектурных кругах, улица стреляет прямо на собор), и его золотой купол виден со всех точек этой непарадной улицы, оживляя ее и подымая в статусе. Понятно, что отель будут позиционировать через "вид на Исаакиевский собор". И действительно, купол тут, как на ладони, и весь район осенен его сиянием.

Однако все это при одном условии: если этот роскошный вид не будет перекрыт. А такая опасность есть, поскольку надстраивание превратилось в эпидемию. Скажем, вопреки проекту у всех на глазах надстраивают д. 5 по Литейному пр. - просто захотели и лепят кирпичи. Также надстраивают дом 54 по ул. Б. Морской - рядом с Домом архитектора. Понятно, что все это находится в ООЗ, но кого это останавливает или волнует? Дом архитектора (Б. Морская ул., 52) от этой стройки давно весь в трещинах, а примерно в этом месте проходит луч с Б. Подъяческой на Исаакиевский собор. Достаточно разрушить на Б. Морской ул. два-три зданьица, а потом влепить сюда какого-нибудь архитектурного бронтозавра, дойдя с 23-24 м до 50-60 м, - и всё, никакого вида с Б. Подъяческой не будет, он будет перекрыт. А устроить все это ничего не стоит. От любой стройки все трещит от фундамента до крыши. Но не потому, что ветхое и аварийное, а потому, что так ведется строительство - с целью разрушить как можно больше. Это и есть контролируемое разрушение исторического центра.

Монстры ближайшего будущего

Кстати, относительно этого нового монстра - МФК на пересечении Садовой и Б. Подъяческой. Хорошо видно, как власть обслуживает инвесторов, преподнося им на блюдечке домик за домиком. "Живому городу" стал известен любопытный список, утвержденный вице-губернатором А. Полукеевым, - список многоквартирных домов, которые надлежит обследовать в 2008-2011 гг. для принятия решения о расселении ввиду аварийности. Фактически это "декларация о намерениях", объявленная городской властью. Инвестор еще только собирается строить МФК, а Полукеев как по заказу уже включил в список "для принятия решения" и дома 59, 61 и 63 по Садовой ул., и д. 24 по Б. Подъяческой, и дома 39 и 41 по Вознесенскому пр. Т.е. к сносу готовится гигантская территория - полквартала, ограниченного Садовой, Вознесенским пр. и Б. Подъяческой ул.
Случайно так получилось, что на подозрении в аварийности оказались именно те дома, на месте которых инвестор решил возвести МФК. Я не хочу сказать, что А. Полукеев выполняет заказ, просто так случайно получилось - адреса совпали. Бывают же совпадения. Так же случайно совпало, что цинизм, большие деньги, уверенность, что в Петербурге можно делать все, что угодно, и В. Матвиенко на посту губернатора появились в городе практически одновременно.

Возможно, люди будут рады покинуть коммунальные квартиры - если только их не переселят в другие коммуналки. Но есть и чисто архитектурная составляющая: Садовая улица скоро полностью поменяет свой облик - расселить и снести власти хотели бы также дома 66, 71, 91, 95, 97, 105, 107, 128. Сюда же можно добавить глобальную реконструкцию по проекту мастерской Р. Даянова домов 50б (манеж) и 52 (школа) и примыкающих к ним зданий по пер. Бойцова для превращения их в очередной МФК.
На картинке все выглядит пристойно (см.: Архитектурный ежегодник. 2006-2007. С. 81), но когда стройка начинается, высота и безобразие растут на глазах. Стоит заметить, что дом 52, бывшее здание школы, построил классик советской архитектуры Е. Левинсон. На пр. Римского-Корсакова потенциальным инвесторам предлагают места, где пока стоят дома 1, 3, 20, 49, 51, 101, 103...

С учетом того, что вся архитектура у нас гунькина и все стремятся построить как можно "стекляннее", бесстильнее, дешевле и выше (восстаналивать дома в прежнем виде никто не желает), целый район - а это места сугубо исторические, "достоевские" - может измениться до неузнаваемости. Из Петербурга получится Санкт-Шепетовка.
Кстати, 3 июля 2008 г. появился новый "список Полукеева" еще на 138 домов в Центральном районе, к которым проявили интерес инвесторы. Если хотя бы с третью из этих домов поступят так же, как с домами в Зоологическом пер. или с домами 5 по Литейному пр. и 54 по Б. Морской ул., можно будет спокойно и уверенно исключать Петербург из всех списков ЮНЕСКО и без всякого Бандарина. Ведь это в цивилизованной стране аварийные дома ремонтировали бы - у нас сразу сносят. Потому что единственное средство от перхоти - это гильотина.

Ради чего?

На сайте "Живого города" есть очень интересный документ. Относится он, правда, к 2006 году, но все равно интересен. Подписан он первым заместителем председателя комитета по строительству Н. Крутовым и представляет собой пояснительную записку к проекту распоряжения правительства СПб "О создании рабочей группы по реновации кварталов, застроенных жилыми домами первых массовых серий". В этом документе прямо написано: "В 2000 году правительством Санкт-Петербурга принята Региональная программа реконструкции жилых домов первых массовых серий. По результатам обследования технического состояния конструктивных элементов зданий, проведенным в ходе разработки Региональной программы и подтвержденным обследованиями последних лет, определен достаточный запас прочности домов. В общем случае эти дома не могут быть отнесены к категории ветхих или аварийных.

Учитывая низкую плотность застройки кварталов жилых домов первых массовых серий, а также, как правило, градостроительную ценность занимаемых территорий, обеспеченных инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, такие территории в условиях дефицита свободных земельных участков являются резервами развития городских территорий и могут стать инвестиционно привлекательными".

Документ интересен своей откровенностью: дома первых массовых серий не являются ни ветхими, ни аварийными, их вина заключена в том, что там, где они стоят, слишком малая - по мнению чиновников - плотность заселения, т.е. число квадратных метров жилья на квадратный метр территории. А так как есть дефицит свободных земельных участков, то надо эти дома снести и застроить заново, но с большей плотностью. Т.е. прежде всего как можно выше. Не всем же жить в коттеджах - кто-то должен и в 30-этажных домах.

Кстати, насчет дефицита свободных земельных участков - это чистая ложь. Свободная земля на территории города есть, но без инженерной инфраструктуры, которую городская власть, похоже, не хочет создавать для нового строительства. И потому инвесторы ищут места, где инфрастуктура уже создана, а это уже застроенные территории.
Повышение плотности заселения стало нынче ведущей тенденцией и в полной мере касается всех этих небоскребов, испоганивших невские панорамы. Запрос на гунькину архитектуру идет именно отсюда. В конце июня 2008 г. состоялось забавнейшее заседание Градостроительного совета. Рассматривались проектные предложения по строительству высокоплотного жилого квартала на пересечении Московского шоссе и Дунайского пр. Высота домов здесь запланирована в 75 м, дома эти задавят три церкви, расположенные на территории парка городов-героев. К тому же выяснилось, что плотность планируемой застройки составляет 21 000 кв.м/га, в то время как норматив ограничивает ее 14 000 кв.м/га.

И вот - редкий случай - проект не приняли, и даже О. Харченко, нанесший так много вреда историческому Петербургу, заявил: "Только в Южной Корее так строят. Нигде больше в мире вы не найдете таких зданий. Это антигуманная, античеловеческая среда со всеми ужасами большого города. Квартиры здесь купят только сумасшедшие!" (Недвижимость и строительство Петербурга. 2008. № 25).
И вот вопрос: ради чего вся эта ложь про дефицит земли, кампания по увеличению плотности застройки и т.п.? А вот для чего. Как сообщило 26 июня 2008 г. "БН.ру" (информационно-аналитическое издание о недвижимости), около 65% строящейся недвижимости в Петербурге покупают иногородние. Фактически строительство, уничтожающее исторический центр, создание небоскребов - все это делается ради продажи квадратных метров тем, кто в Петербурге не живет вовсе. И то, что красиво именуется "исполнением жилищной программы Петербурга" на самом деле является просто торговлей городской территорией. И сюда же относится реновация кварталов с домами первых массовых серий, депортация людей (при отсутствии правовой базы для этого). Все это затеяно по принципу, сформулированному еще дедушкой Крыловым: "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать".

Территория города теперь служит прибыли, а не горожанам. Отсюда идет запрос и на гунькину архитектуру: выше, плотнее, невзирая на уничтожение предметов охраны, панорам и т.п.
Забавно звучит пассаж из письма В. Гольмана губернатору В. Матвиенко (июнь 2005 г.) с просьбой разрешить строительство "Финансиста", нарушающее высотный регламент: "Во исполнение жилищной программы Санкт-Петербурга..."

Ради развлечения посчитаем: из 18 этажей "Финансиста" 12 этажей будут куплены (или уже куплены) иногородними, которые просто помещают таким образом капиталы. Остальные квартиры наверняка купят не те граждане, которым надо улучшать жилищные условия. И вот ради иногородних, ради их 162 квартир в этом доме, стоило губить панораму Стрелки - одну из главных видовых ценностей Петербурга? А если бы дом строили дейтвительно "во исполнение жилищной программы Санкт-Петербурга", он мог бы быть всего лишь 6-этажным, имея высоту не более 25 метров.
Примерно такая же ситуация с биржей: если бы сохранились 13 тыс. кв. м, которые были зафиксированы в распоряжении Собчака 1993 г., здание имело бы высоту вдвое меньшую, т.е. те самые 32 м, которые предписаны высотным регламентом.

Впрочем, как обещал астроном А. Финкельштейн, через 28 лет о Землю крепко ударится астероид, так что есть надежда, что тогда уж все отступления от высотного регламента в Петербурге будут исправлены сразу и навсегда.

опыт других городов, в теоретическом ключе

Previous post Next post
Up