В трех номерах петербургского еженедельника <Дело> (14.07, 21.07 и 28.07.08) был опубликован замечательный пафлет историка Михаила Золотоносова "Гунькина архитектура", который предметно иследует процесс уничтожения городской среды Санкт-Петербурга.
Выкладываю статью в нашем сообществе. Рекомендуется всем, кто хочет понять градостроительные стратегии современных застройщиков.
ГУНЬКИНА АРХИТЕКТУРА
Михаил Золотоносов
У знаменитого Незнайки, героя повести Н. Носова, был друг, коротышка Гунька. Этому Гуньке принадлежит тонкое наблюдение в области музыки: музыка тем лучше, чем она громче. Проецируя этот афоризм на архитектуру, получим: чем здание выше, тем оно лучше.
Именно так должны рассуждать коротышки, и по этому руководящему принципу старый Петербург уничтожается новым. Это идеология и психология бесчисленных гунек, которые теперь дорвались до власти и денег и правят бал. Вместе с тем, переход к тому катастрофическому состоянию, к которому мы уже пришли, был постепенным, т.е. были некие исходные события, которые при историческом анализе можно принять за начальные. И была общая атмосфера, кодировавшая сознание и поведение и облегчавшая движение именно по этому пути. Я в данном случае имею в виду сигналы, которые шли с самого верха.
Торжество антиисторизма
idelo.ru/517/17.html Исходное состояние, если брать высотное измерение Петербурга, хорошо описано в путеводителе 1986 г.: "Город, где невиданных ранее вершин достигла человеческая деятельность во всех областях, выразил себя и в совершенной гармонии произведений зодчества. Небывалая соразмерность водных просторов, низменного равнинного пространства, строго уравновешенной и единой в своем разнообразии архитектуры, пронизанной незабываемым светом белых ночей, сделали Петербург, самую северную из столиц, одним из прекраснейших городов мира".
Панорамы акватории Невы - одна из главных ценностей и достопримечательностей - и была, в первую очередь, непоправимо испорчена гунькиной архитектурой: начиная от "Монблана" и новой биржи с "Финансистом" на пару и заканчивая проектом газоскреба. Тяга гунек погубить самое лучшее естественна: если уж ходить, то по-большому. И, конечно, в самом красивом.
Но была, как я уже сказал, и общая атмосфера. В 2002-2008 гг., в период правления В.В. Путина, "охранительный максимализм" и концепция охраны исторической среды Петербурга, до этого времени доминировавшая, сменилась иной концепцией - контролируемого разрушения, - основанной на стремлении получить прибыль как экономическом мотиве и антиисторизме как базовом концепте новой культуры XXI в.
Антиисторизм означает такую концепцию, согласно которой история предоставляет набор моделей, которыми можно играть, которые можно произвольным образом возвращать, подновлять, изменять и реактуализировать, после чего ставить себе на службу (как писал Оруэлл, "прошлое таково, каким его хочет видеть партия"). Чаще всего это приводит к пренебрежительному и агрессивному отношению к прошлому, в том числе и к историческим памятникам материальной культуры.
Антиисторизм оказался необходимым соединительным звеном между политической реальностью эпохи путинских контрреформ и поисками новой идеологии, эклектично создаваемой из исторического материала в виде винегрета. Сталинский гимн & двуглавые орлы в качестве герба, триколор как государственное & красное знамя как армейское - примеры такого винегрета. "Наша каша" - так в недавней статье в "Независимой газете" (17.06.2008) определил это состояние Д. Фурман. Активизировалось создание забавных симулякров, посвященных выдуманным "историческим" событиям и производимых в очень широком тематическом диапазоне: от вдруг обнаружившегося "1000-летия Казани" до "точной копии меча Ильи Муромца". Применительно к градостроению атмосфера антиисторизма толкает на "обогащение" исторических панорам невской акватории новыми изделиями. Градостроительный винегрет, полностью разрушающий ту старую, "единую в своем разнообразии архитектуру", уже кажется современным и красивым. Но особо ярким материальным выражением антиисторизма явилась "реставрация" в 2002-2003 гг. Стрельнинского (Константиновского) дворца и парка и последовавшее в 2006 г. к саммиту G8 насыщение этого пространства бутафорскими скульптурами-репликами, которые там никогда не стояли.
Закон фекальной мистики
Именно Стрельна дала третью составляющую разрушительных процессов в архитектуре, градостроении и охране/рестраврации памятников, интенсифицировавшихся в связи с 300-летием. Первая составляющая - внеконтекстная архитектура (проект второго здания Мариинского театра), вторая - канонизация уродства и безобразия (Сенная площадь). Третья составляющая - создание бутафорских новоделов, подделки под старину - была узаконена экстренной стройкой в Стрельне. В свое время я писал об этом очень подробно (Город. 2003. № 20; Московские новости. 2003. № 22; Город. 2006. № 25). Напомню только, что руководивший процессом В. Кожин (начальник управления делами президента) действовал по бессмертному принципу: "Нам не нужно, чтобы это было хорошо, нам нужно, чтобы это было в четверг" (слова, приписываемые английскому юмористу Деннису Нордену). Нам не нужно, чтобы была строго научная реставрация, нам надо, чтобы было пышно, богато, цветасто и точно к концу мая 2003 г. Непоколебимые принципы реставрации в Стрельне были нарушены и дали пример и импульс к дальнейшим действиям. Кто теперь знает, к слову сказать, что мы имеем внутри в Сенате, в Синоде или в Шереметьевском дворце на Шпалерной ул., 18, который А. Ебралидзе уже выставил на продажу?
Но последствия были более обширными. Был сразу и эффективно уничтожен пиетет перед стариной, подлинностью. Пейзаж, городская панорама без следов радикальных вмешательств (интерпретируемых как "развитие", как "амбициозные проекты") как-то вдруг утратили в глазах гунек всякую ценность. Наоборот, самым ценным оказался захват города-музея и его переделка в соотвествии с варварскими фантазиями - как это делали в Стрельнинском дворце. Поэтому создавать новую архитектуру на новом месте - допустим, на необозримых пространствах между Рыбацким и пос. Саперный или на территории станции Московская товарная - неинтересно. Гунек мистически притягивает исторический центр, ибо без разрушения старого, без кощунства, без сортира в алтаре - как обязательно делали большевики, захватывавшие церкви, - неинтересно, не прикольно.
Гуньки всегда действуют однотипно, на то они и гуньки. Оправляться надо в святом месте, таков закон фекальной мистики. Отсюда, например, активный интерес к территории в Зоологическом переулке - то, что после варварской зачистки здесь построят, будет видно и со Стрелки Васильевского острова, и с Дворцовой набережной. Можно не сомневаться, что это будет очередной образец уродства.
История высоты
Естественно, что высота зданий была атакована гуньками сразу. Тем более что до 2004 г. она охранялась всего лишь легендой о том, что строить жилые здания можно не выше карниза Зимнего дворца, а если выше - то только здания, посвященные Богу. Богу, не маммоне! За редкими исключениями даже коммунисты этот принцип не нарушали, чего-то стеснялись.
2002 год, 17 января, в Мариинском театре идет обсуждение проекта Э. Мосса. Реплика председателя КГИОПа Никиты Явейна: "У нас действует пока что неписаный закон: в центре, в охранной зоне, высота зданий по периметру кварталов не выше 30-32 м, в глубине - до 40-42 м. Sky-line Петербурга - горизонтальная линия, над ней возвышаются только культовые здания. Сегодня нам предложили крушить все это идеологически. Не вижу, во имя чего это стоит делать".
Все держалось на морали, закон был неписаным, в 2002 году он еще не нарушался, какие-то проекты возникали, их даже утверждало КГА, возглавляемое О. Харченко, но по ним не строят, их откладывают - "до лучших времен", когда будет все дозволено (а предчувствие этого тогда уже было). Думаю, дело не в деньгах, они тоже были, дело в недостатке решимости нарушить sky-line, переступить неписаный закон, что всегда сложнее, чем переступить закон писаный.
А в 2004 году уже принимают высотный регламент - так в просторечии именуют постановление правительства СПб от 28.04.2004 № 648 "Об утверждении временного регламента застройки земельных участков, устанавливающего параметры высотного регулирования на территории Санкт-Петербурга при осуществлении градостроительной деятельности". Потому что к 2003 г. рухнула старая градостроительная мораль, и "кто-то первый вскочил - выскочил, и все забегали" (М. Жванецкий) с криками: а то, что не запрещено, то разрешено! Причем крушению морали активно способствовал общий аморализм, усилившийся после прихода к власти Путина. И плюс еще усугубившийся антиисторизм. А крушение морали означает только одно: никакой закон уже не спасет, и именно так и случилось.
Говоря о крушении морали, я имею в виду четыре группы: 1) власть в узком смысле, гос. чиновников, включая инкорпорированную в нее инстанцию контроля в виде КГИОПа; 2) экспертов; 3) строительную корпорацию, которую я предпочитаю именовать мафией из-за сращивания (в том числе и через родственные связи) с чиновниками; 4) архитекторов.
Чиновники посчитали, что получили город в собственность и стали городом торговать, а предметом торговли стали не только земля, но и "предметы охраны". А все прочие указанные категории стали на этом наживать деньги. Обещая из окон очередной высотки панорамы города, виды на Смольный собор и т.д., строители торговали тем, что входило в список предметов охраны.
Понятно, что если бы без всякого постановления № 648 власть жестко сказала: "Нет! Не будем утверждать те проекты, которые нарушают sky-line", исторические панорамы в невской акватории были бы сохранены.
Но власть этого не сказала. Наоборот, самые непотребные, безобразные проекты были утверждены - например, проект гостиницы "Ренессанс" на Почтамтской ул., 4 (архитектор Е. Подгорнов), уже давно всеми признанной одной из самых уродливых построек Петербурга последнего десятилетия. Более того, власть лояльно отнеслась к демонстративным нарушениям утвержденных проектов - я имею в виду эту же гостиницу, на крыше которой появился дикий пузырь, еще более ужасный, чем был в проекте Е. Подгорнова (его, как утверждает архитектор, нарисовал уже лично гендиректор БСК, "Балтийской строительной компании", Сергей Витальевич Будулак), который виден отовсюду в районе Исаакиевской пл. и особенно сильно испортил вид дома Мятлевых (Исаакиевская пл., 9/2). Стройка велась в 2003 г., закончилась в 2004-м. А это был первый случай, когда отступление от проекта сильно изуродовало исторический центр.
На этот ужас обратила внимание только пресса, власть безмолвствовала. Хотя можно было принять меры и остановить эпидемию. Но этого сделано не было, и вскоре архитектор Е. Герасимов стал городить архитектурного монстра на другой стороне Исаакиевской площади - на месте дома Лобанова - Ростовского.
idelo.ru/518/14.html Теперь все видят, насколько ужасно торчат дома высотой в 60-70 м, как далеко они видны в городе, расположенном на плоскости. А между тем на намывной территории в Финском заливе собираются воздвигнуть небоскребы высотой 200 (2 штуки) и 300 м. Я уж не говорю про 400-метровый газоскреб.
Большая ложь
Новые здания биржи (арх. Д. Ловкачев) и жилого дома "Финансист" (архитектурная мастерская Е. Герасимова), ставшие всемирно знаменитыми не благодаря своей архитектуре (она ничтожно-примитивна), а из-за скандальной высоты, крайне характерны как иллюстрация картины крушения именно градостроительной морали. Сначала, еще в 2000 г., утвердили проект биржи высотой 63 м, потом на основании уже этого, в 2005 г., - проект "Финансиста" высотой 60 м, причем "Финансист" проталкивали на основании того, что биржа уже все юридические нормы нарушила и теперь надо для симметрии построить второе такое же нарушающее высотный регламент здание.
Строительство товарно-фондовой биржи (В.О., 26-я линия, 15, 13 тыс. кв. м) было санкционировано распоряжением мэра от 12 октября 1993 г. Строительство должно было начаться в 1994 г., завершиться в 1996 г. Проект делало СП "ЛенПолпроект", строить должно было АО "Универсальное строительное объединение". Предполагалось, что площадь здания составит 13 тыс. кв. м. Однако за 7 лет ничего не спроектировали и не построили. И 24 апреля 2000 г. появляется распоряжение губернатора В. Яковлева о внесении изменений в инвестиционные условия, окончание проектирования намечено на конец 2000 г., начало строительства - I квартал 2001 г., окончание - I квартал 2004 г. Появляются новые проектная и строительная организации. Видимо, на этом этапе возникает Д. Ловкачев как автор проекта.
Проходит еще четыре года, проект вроде бы есть, но строить не начинали. 2 ноября 2004 г. подписано постановление правительства Петербурга за подписью В. Матвиенко. Теперь 1-ю очередь - 16-этажное здание - велено поставить в декабре 2005 г., а 2-ю очередь - 6-этажное здание - в сентябре 2007 г. С инвестора взимают штраф за несоблюдение сроков. Наконец, 15 мая 2007 г. появляется еще одно постановление правительства Петербурга: опять штраф за срыв сроков строительства, 1-я очередь - сентябрь 2008 г., 2-я очередь - декабрь 2009 г. После второго штрафа ребята поднажали - и все закончилось скандалом.
Занятно: в распоряжении Собчака 1993 г. речь шла о 13 тыс. кв. м - сейчас биржа имеет 25 тыс. кв. м. В двух постановлениях правительства, подписанных Матвиенко, речь идет о 16 этажах - сейчас их 18, а это уже явное нарушение, позволяющее требовать снижения высоты на два этажа.
Еще любопытный нюанс: "отмазывая" биржу с проектной высотой 63 м, чиновники говорят, что проект был утвержден до принятия постановления № 648 и поэтому сделать уже, дескать, ничего нельзя. Однако это ложь: постановление № 648 касается не проектов, а строящихся и реконструируемых зданий и сооружений. О проектах в документе вообще нет ни слова. И если после 28 апреля 2004 г. здание биржи строили с высотой, уже противоречившей постановлению № 648, то надо было - именно согласно этому постановлению - приостановить строительство и, невзирая на истерику строителей и инвесторов, через суд заставить изменить проект, снизив высоту до законных 42 метров. Или даже до 32 метров. В частности, такая возможность была, когда 2 ноября 2004 г. Матвиенко подписала постановление правительства № 1804 о продолжении строительства (а имела законное право и вовсе его прекратить), даже не обратив внимание на проектную высоту.
Отсюда вывод: есть прямая вина В. Матвиенко в том, что построена эта биржа высотой 67 м, которая испортила панораму, вина совершенно очевидная, документально подтвержденная, с хорошей судебной перспективой. Отсюда-то и вся кутерьма.
Проект "Финансиста" утвердили уже позже 28 апреля 2004 г. Согласно высотному регламенту, место, где хотят строить "Финансист", - это территория 3, участок 13. Предельная высота зданий и сооружений по уличному фронту 32 м, внутри квартала 32 м; при проведении историко-культурной экспертизы и положительном решении - 42 м. Место для биржи и "Финансиста" - 26-27-я линии - находится фактически на самой границе с объединенной охранной зоной, которая проведена по Клубному пер.
Историко-культурную экспертизу делало ООО "Архитектурная мастерская Т.А. Славиной". На самом деле эту экспертизу надо назвать антиисторично-антикультурной. Вы думаете, эксперты не знали постановления № 648, не понимали, что здание высотой 63 м сделает с панорамой города, с видом на биржу Тома де Томона? Отлично знали (про 42 м как максимум высоты в заключении написано особо) и все понимали: "строение, которое может появиться на изучаемом участке, будет восприниматься на фоне сложившейся застройки набережной Лейтенанта Шмидта и Стрелки Васильевского острова, будучи видимым с Английской и части Адмиралтейской набережной, с площади Декабристов, с Троицкого моста и моста Лейтенанта Шмидта; на его фоне будут видны следующие известные здания и сооружения: Успенская церковь, Морской кадетский корпус, частично Академия художеств, Биржа, северная Ростральная колонна, кроншпиц Петропавловской крепости; в таких условиях визуального восприятия появление нового объекта высотой 60 м может быть признано допустимым при условии корректного архитектурного решения, которое органично включалось бы в объемно-пространственную структуру исторических панорам Васильевского острова".
Вот тут и заключено лукавство: во-первых, не новые здания - биржа и "Финансист" - будут восприниматься на фоне старых, а, наоборот, старые - на фоне новых, которые будут над ними уродливо торчать, закрывая небо; во-вторых, нет - и это всем теперь понятно - такого архитектурного решения, которое сделало бы эти два новых дома-гиганта незаметными, не может быть "корректного архитектурного решения" в принципе. Это наглая ложь, симптом крушения морали. Но итогом лжи становится циничное разрешение поставить на самой границе объединенной охранной зоны очередную дурынду высотой более 60 м. Ясно, что расчет на то и был, чтобы отовсюду было видно, чтобы о себе, о своей дурацкой бирже заявить.
Сейчас люди, которые знают Т. Славину по прежней работе и пытаются ее защищать, говорят, что она уже старая, реально давно отошла от дел, а всем занимается В. Полетайкин, генеральный директор ООО "Архитектурная мастерская Т.А. Славиной". Но какая разница? Значит, это В. Полетайкин, заработав на экспертизе деньги, одновременно разрушил петербургскую уникальность, sky-line, "соразмерность водных просторов, низменного равнинного пространства, строго уравновешенной и единой в своем разнообразии архитектуры", а Славина - его соучастник. Это и есть симптомы крушения морали.
Комплекс документов по "Финансисту" показывает: 60-метровую высоту "Финансиста" обосновывали, опираясь уже на 63-метровую высоту биржи. Эти документы датированы мартом (когда была подписана экспертиза Славиной) - июнем 2005 г. (23 июня утвержден временный регламент застройки ВРЗ-1180 с 60 метрами высоты). Но ведь в это время биржа еще не достигла 60-метровой отметки, она не достигла ее и к декабрю 2005 г., и к маю 2007 г., что зафиксировано постановлением правительства от 15 мая 2007 г. Значит, это была еще одна ложь: все чиновники писали, что оба здания надо сделать одинаковой высоты, но у биржи никакой высоты еще не было вовсе! Ссылки на 63-метровую биржу были чистой фикцией.
Все дозволено
Притом эта экспертиза, на основании которой выдавались разрешительные документы на строительство, вообще незаконна, поскольку нарушила постановление правительства СПб № 648 от 28.04.2004. А нарушать № 648 запрещено безусловно, поэтому и экспертиза Славиной - Полетайкина, и все документы, основанные на этой экспертизе (в частности, бумаги КГИОПа), юридически ничтожны. С таким же успехом Полетайкин мог за плату разрешить снос Исаакиевского собора. Или Адмиралтейства. Понятно, что гос. чиновникам отлично была ясна незаконность экспертного заключения Славиной-Полетайкина, но если морали нет, то все дозволено.
7 апреля 2005 г. свое согласие на строительство "Финансиста" высотой 60 м дает и КГИОП, письмо подписано В. Дементьевой. Она, понятное дело, ссылается на экспертизу мастерской Славиной. Причем именно в это время КГИОП занимается активным промоутированием проекта новых охранных зон, и в это время, весной 2005 г., меня лично пригласила к себе В. Дементьева и просила посодействовать в популяризации нового проекта, в помощи в благородном деле защиты исторического облика СПб.
Я, понятное дело, помогаю, готовлю статью, публикую ее, но тогда же замечаю, что проект охранных зон содержит странную особенность: эта часть В.О. относится к ЗРЗ 2 - зоне регулируемой застройки № 2, где максимальная высота 28 м по уличному фронту и 40 м внутри квартала. А вокруг ДК им. Кирова зияет дырка: нет никакой зоны вообще! Все дозволено! И теперь понятно почему: КГИОП соучаствовал в том, чтобы разрешить строительство тут зданий высотой более 60 м и потому под аккомпанемент сладких речей об охране, предметах охраны и панорамах заранее оставил лазейки для биржи и "Финансиста". О морали господ строителей и архитекторов Е. Герасимова и Д. Ловкачева (их мастерские воздвигли одиозные здания) я уж и не говорю: какая там мораль! Хотя если бы сначала эксперты, а потом и архитекторы отказались выполнять безумные запросы строительной мафии, отказались губить sky-line и петербургские виды и панорамы, дружно бы высмеяли тот бред, который постоянно несут чиновники - о том, что Петербург не может развиваться без строительства небоскребов, - не случилось бы никаких градостроительных катастроф.
Однако преступления и нарушения в сфере архитектуры и градостроительства власть даже не рассматривает как преступления и нарушения. Поэтому ждали, когда все будет построено, чтобы потом говорить о необратимости. Между тем из недавнего доклада директора "НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга" С. Митягина следует: для того, чтобы два небоскреба не портили панораму Стрелки В.О., необходимо понизить их до 42 м. То есть как раз до той высоты, которая была определена регламентом 2004 г.
Кстати, говоря о многострадальной Стрелке Васильевского острова, нельзя забывать еще и про многофункциональный комплекс (МФК) "У Ростральных колонн", спроектированный авторским коллективом под руководством вездесущего Е. Герасимова. Этот МФК хотя и не торчит так сильно, как новая биржа и "Финансист", тоже исключительно уродлив и портит внутренние виды этой части острова.
окончание статьи