Всё больше и больше мне становится лень выбираться на прогулки по улицам Ашхабада, потому-что видел в этом городе уже много чего (на Хитровку разве что не совался) и всегда кажется, что вот в этот раз уже точно ничему не удивлюсь, ничего не увижу новенького, но, слава богу, пока что всё происходит наоборот.
Вот и эта прогулка по новостройкам Московского проспекта должна была быть самой обычной и ничем не примечательной: я давно собирался пройтись здесь и пофотографировать беломраморные жилые высотки, широкую проезжую часть и зашкаливающее количество уличных фонарей (обязательная черта всех новых районов туркменской столицы), а в итоге сначала попал на одну свадьбу, затем на другую свадьбу, а потом разыскал самый настоящий белорусско-туркменский торговый дом.
Итак, под катом - Московский проспект и пара местных ништяков
На современной карте Ашхабада эта широкая улица называется "проспект 10-йыл Абаданчалык" (10 лет чего-то там, но не "Независимости" и "Нейтралитета"), однако, как мы помним, новыми названиями в туркменской столице оперируют разве что несмышлёные туристы, сразу же выдавая свою неосведомлённость местным таксистам. Для всех местных жителей (и русских, и туркмен) Московская так и осталась Московской.
Вид в сторону Ленина. Впереди вырастают спортивные объекты и сооружения предстоящей Азиады-2017.
Вид в сторону Подвойского (проспект Нейтралитета).
Пешеходные тротуары сопровождаются глубокими (более полуметра) каналами-арыками, в которые сметают мусор. Рекламные билборды сообщают о приближающейся Азиаде.
На озеленение пустыни идут можжевельник, туя, иногда сосна
Здание районной поликлиники
Беломраморная высотка и
Главный Флаг Туркменистана, расположившийся в нескольких кварталах отсюда.
Автобусная остановка с кондёром и телевизором. Другие проекты богатых остановок я уже приводил в посте
"Ашхабад пабагатаму" Таксофон имеется при каждой автобусной остановке. Куда же без него в 21-м веке-то?))
Крыши многих жилых домов на Московском проспекте украшены табличками с названиями крупных мировых компаний: Кока-Кола, Вольво, Катерпиллер, Тойота и т.д
"Киа Моторс" и "Полимекс" - малоизвестная в мире турецкая строительная компания, осовившая не одну сотню миллионов долларов на различных стройках в Ашхабаде.
В одном из дворов замечаю наряженный подъезд и целый ряд брезентовых шатров - сегодня-завтра здесь будут справлять свадьбу (по-туркменски "Той")
Ещё минувшим летом я видел подобные штуки
в старых "спальниках" города. Там украшения советских панелек смотрелись уж очень колоритненько
Подхожу поближе, чтобы рассмотреть "конструкцию".
Внутри шатров ставят деревянные помосты, которые застилаются коврами и дастарханами (столами) - места для гостей готовы.
Одним из самых интересных объектов здесь оказалась настоящая туркменская юрта, которая предназначается, как я понимаю для молодых и для самых уважаемых гостей праздника. Такие юрты я встречал пару раз до этого, но внутри до сегодняшнего дня ещё не был.
Тут ко мне подошёл парень и пригласил внутрь юрты, чтобы посидеть отдохнуть да покушать за здоровье молодых.
- А кто молодые? - спросил я.
- А я и есть молодой, - ответил парень - завтра женюсь, а сегодня у нас Худайолы.
Худайолы и Садака - это так называемые благотворительные обеды у мусульман, которые устраиваются по случаю каких-нибудь религиозных праздников или семейных торжеств. На такие обеды может попасть любой желающий или проходящий мимо человек, вот как я сейчас.
Меня усадили за дастархан и вскоре принесли тарелку горячей шурпы с бараниной и тарелку куриного шашлыка.
Жених - парень где-то моих лет (25-27). Зовут Ибрагим. Ибрагим учится на заочке в Москве и говорит, что "у нас там" очень дорого жить:
- Я вот как на сессию еду в Москву, то мне надо минимум 6 тысяч долларов с собой брать, чтобы прожить - жалуется молодой.
- На что же ты их тратишь-то, Ибрагим? - неодумеваю я.
- Ну как же, если хочешь нормально питаться, то в день, как ни крути, а сто долларов потратить придётся. А это я кушаю только в узбекских кафешках - в других не могу.
К диалогу подключается ещё один братан, оказывается он жил в Минске на улице Варвашени, когда проходил практику на тракторном заводе:
- Ай, дорого у вас. Я в клюб с другом сходил - тысячу долларов за вечер потратили вдвоём. Но люди у вас хорошие, хотя некоторые и чурками обзывают. Обидно бывает...
Не помню как, но сменили тему на другую. Ибрагим с гордостью сказал, что он представитель племени нохуров (текинские "евреи" с какими-то иранскими корнями), а я подхватил:
- Да, я знаю основные туркменские племена! Текинцы, нохуры, эрсары, човдуры, йолмуды...
Сидевшие поодаль "уважаемые" мужички расхохотались, услышав последних:
- Човдуры? Йолмуды? Ха-ха! Даже не разговаривай с ними! Ха-ха! Они - базарный народ. Они ничего не стоят. Ха-ха!
Буквально за месяц до этой беседы я читал о нарастающем трайбализме в нынешнем туркменском обществе. Мол якобы Текинцы (племя живущее в Ашхабаде и его окрестностях) становятся привелигированным племенем, а живущие в Чарджоу Эрсары или прикаспийские Йолмуды становятся низшей кастой и годятся разве что в уборщики белмраморных улиц и широких проспектов столицы, да в продавцы на базарах.
Сегодня вот таким образом я нашёл некоторое подтверждение этим слухам, а потом привязал сюда ещё кое-какие приобретённые ранее знания: знакомая девушка рассказывала мне, что эрсары, например, никогда не отдадут замуж свою девушку за текинца. От такой межплеменной неприязни внутри страны уже не удивительно звучит то, что до сих пор в 21 веке в туркмении имеют место быть внутрисемейные браки, когда брат берёт в жёны сестру. Впрочем ладно - мы здесь всего лишь сторонние наблюдатели.
Ибрагим приглашал меня и на основные дни свадьбы, но увы у меня не получилось на них присутствовать. Распрощались с ним как хорошие друзья.
Друзья жениха.
Раз уж оказался с дворовой стороны беломраморных высоток, то почему бы и не посмотреть как у них тут что устроено?
Абсолютно все новостройки по Московской имеют свои подземные паркинги, спортиные плащадки (как правило, футбольные коробки с искусственным покрытием), отдельным зданием стоит компрессорная станция (слева в кадре), обеспечивающая кондиционирование всего жилого дома.
Так же при каждом дворе есть строения, предназначенные именно для подготовки к свадьбам, поминкам и прочим массовым мероприятиям. В них, как я понимаю есть кухни (оттуда мне выносли суп и шашлык), хозяйственные помещения, может даже и обеденные залы.
Вот как это выглядит сверху.
Вскоре набредаю ещё на одну свадьбу.
Здесь Худайолы ещё не начался, но мне предлагают остаться на часок-другой. Благодарю за приглашение, но отказываюсь - есть ещё планы до заката солнца успеть попасть на один монументик.
В этом дворе обстановка по проще - готовить угощения для гостей приходится не в специальных зданиях, а на полевой кухне
Уже почти стемнело, когда я вышел к торговому дому "Чандыбиль". Мне уже давно про него говорила
ler222 и вот я, наконец, добрался.
Вот оно! Элитная (или если сказать по-туркменски "наибашейшая") белорусская мебель из Пинска))
Рядом магазин наибашейших товаров. Внутри фотографировать почему-то запретили, может потому, что хозяин магазина - белорус, или что. При мне продавщицы звонили ему и пересказывали мои намерения, но тот железно отвечал отказом.
На прилавках в этот день отыскались: водка и вина кристалловского разлива, шоколад и конфеты "Коммунарка" и "Спартак", сгущёнка рогачёвская (что отрадно), борисовские колбасы, сыры от "Савушкина-Продукта", какой-то трикотаж и галантерея, стекло "Нёман" и ещё много чего.
Людей в магазине не много, но все, кто приходит - приходят сюда постоянно и целенаправленно. Рекламировать к посещению не буду, ибо на хозяина обиделся, да.
Перекрёсток с Подвойского, в центре которого красуется огромный градусник.
Вот Московский проспект и подошёл к концу. Вернее только эта его часть. В октябре я ошивался в противоположной части возле знаменитой
Пятиножки, но это была уже совсем другая история.