Подъем. Все штатно : завтрак, сборы, выезд. Перед
отправлением мы еще раз повстречали товарищей на «буханке», пообщались пару
минут. Дорога позволяет ехать шустро, правда уже на самом перешейке
Кольский-Средний на дороге раз 5 были приличные разливы, приходилось заползать
в воду по втулки или ломиться кустами, где это было возможно. Но это нас не
сильно задержало. Перед подъемом на Муста-Тунтури сделали остановку набираясь
смелости. Верхняя точка перевала 270 метров, стартовали мы метров с 60. Бина
могла въезжать, а не входить в горку только при наличии хорошего покрытия, а
этот подъем хорошим покрытием не отличается. На самых злых кусках, я быстро
въезжал вверх, бросал свой велик, спускался вниз и помогал Бине вкатывать ее
аппарат. В заливе, в этот момент, находилось нечто, напоминающее очертаниями
подводную лодку.
Наконец мы наверху. Отказываемся от настоящего обеда в
пользу обеда в Титовке и пьем чай со сникерсом. Катимся в сторону Титовки. 15
Километров, но дорога дается не очень тяжело, так как по сути мы потихоньку
спускаемся с Муста-Тунтури, хотя участков где Бина входила пешком все же хватало.
Когда дорога пошла вдоль реки Титовка появилось много машин с рыбаками. Ну
такими, цивильными рыбаками, на джипах, которые покупали разрешение на рыбалку
в Титовке. Купить разрешение можно прямо тут - пункт продажи находится рядом с
дорогой. Река в этом месте особенно насыщена рыбаками: практически каждые 50
метров кто то стоит в воде, преимущественно, если память не подводит,
нахлыстовики. Наконец выходим на М18 и поворачиваем направо и доезжаем до
Титовки. Титовка - это перевалочный пункт для машин из Норвегии и в Норвегию. В
выходные здесь почти всегда можно увидеть туристов из Европы. Общаемся с ними
несколько минут. Бину поджидает ужасное известие : Германия продула Испании в
футбол. Траур по всей Германии. Улучшить ее настроение удается только заведя ее
в закусочную в Титовке.
Благодаря наличию иностранных туристов, меню в кафе
существенно лучше, чем в какой-нибудь рыгаловке для рабочих. При виде такого
разнообразия в еде, Бина приходит в возбужденное состояние. Берем по плову, по
курице в панировке из сухариков и с гарниром из пюре, солянку, окрошку и
несколько банок пива. Все приготовлено нормально, мы без претензий. На двоих
630 рублей. Опять же по-божески. Бина категорически не дает мне заплатить. Я
приступаю к еде так активно, что ухитряюсь сразу сломать ложку.
Покупаем пирожков на вечер и выезжаем. Проходим КПП.
Пикировка с контриками на КПП, которым не нравится что летом Рыбачий забит
москвичами и питерцами.
Едем дальше. До этого Бина проезжала только одну асфальтовую
трассу на Кольском - трассу «Лотта». По сравнению с трассой на Киркенес,
«Лотта» - плоская как стол. Известие что мы будем штурмовать горки отсюда и до
Мурманска Бину в восторг не приводит, но едет она все же бодро - качество
асфальта хорошее и на этой дороге ее узкая, сликовая резина дает определенные
преимущества.
Проезжаем поворот на Заозерск и начинаем подыскивать место
под ночевку. Находим такое место метрах в 50 от трассы. Место так себе, но на
что то лучшее в подобных условиях рассчитывать особо не стоит.
трек девятого дня .
М18 и Мурманск.
Подъем, погода отличная, тепло. Выгоняю насекомых из палатки
и начинаем собираться.
Завтрак, выезд. Не смотря на то что светит солнце и тепло, я
чуствую неизбежный дождик. Заявляю об этом Бине, но она не верит. Зря. Не
успеваем доехать до р. Западная Лица, нас начинает поливать. Дальше едем под
дождем. В долине славы заезжаем на мемориал.
Под мостом на 70-м
километре устраиваем обед, потом едем дальше.
Дождь не прекращается, но на улице настолько тепло, что я
еду в футболке. Вообще не думал что такое возможно на Кольском. Темп держим
хороший. Сегодня мы должны заночевать уже в Мурманске, чтобы завтра уже выехать
в сторону Финляндии. Спуски, если ехать в сторону Мурманска, как буд то
интереснее чем ехать наоборот. На одном разгоняюсь до 59,7 км/ч (по ЖПС) практически
без подкрутки педалями.
Показался залив. До нового моста ехать лень - это означает
еще километров 20 (десяток туда и десяток обратно по Мурманску, который
растянулся вдоль Кольского залива). Начинаю прикидывать в уме вариант с катером
идущим от Абрам-мыса. Недалеко от поворота на Абрам-мыс стоит машина,
интересуюсь насчет катера. К счастью, у водителя есть переснятое на мобильник
расписание катера. Выясняется что катер через час с небольшим хвостиком. По
времени получается то на то, но ехать по дороге на которой трафик существенно
вырос, а качество дороги ухудшилось желания никакого. Объясняю Бине ситуацию -
она согласна на катер.
Спускаемся в Абрам-мыс.В каком-то сомнительном магазине закупаемся сомнительными
пирожками. Потом, Бина делает новый заход и выходит с двумя морожеными. На мое
замечание что для морожного как то погода не подходящая и уже начинает немного
холодать, она отвечает что ей все равно - она всю неделю мечтала о мороженом.
Находим пирс от которого должен отправиться катер. На пирсе швартовщик убивающий время
рыбной ловлей, и мокрый, дружелюбный пес. Стоило мне оставить рюкзак без
присмотра, пес тут же к нему притерся, после чего мой рюкзак начал источать
аромат мокрой псины. Потихоньку стал подтягиваться народ. Дождик тем временем
прекратился. Залив и вид на город, в этот момент полностью отвечали моим
представлениям о Мурманске.
С опозданием подали катер. Сходни чудовищно узкие - руль
велосипеда не проходит. Приходится поднимать велик выше уровня перил и так
проносить. Места на катере для великов не ахти, но упаковались.
Переправа на катере через Кольский залив понравилась. Бина
тоже в восторге, и сказала что идея воспользоваться катером была хорошей.
Высаживаемся и оплачиваем проезд. 17 р. 50 к. с человека, с нас берут вдвое
больше - за велики.
У нас есть договоренность о ночевку в Мурманске. Добираться
недалеко : квартира находится недалеко от вокзала, а вокзал недалеко от порта,
а мы как раз в порту. Чтобы попасть от порта на вокзал приходится перетаскивать
велики через пешеходный мост.
В Мурманске с ночевкой все получилось совсем не как
планировалось, ну уж получилось, как получилось. По крайней мере было забавно и
мы насладились северным гостеприимством. Отдельная тема.
трек десятого дня Мурманск - Тулома
Стартовали утром. По дороге заезжаем в ОКей, местный
мегамаркет.
Завтракаем там. Я закупаюсь дополнительно продуктами и
выезжаем. Через город до нового моста, по мосту и дальше по Р-11.
Трасса «Лотта». По ней 230 км. до границы с Финляндией.
Дорога в этом месте не очень : узкая, а трафик ввиду выходного дня высокий.
Дорога для меня тяжела вдвойне : в результате северного гостеприимства я
мучаюсь от недосыпа и похмелья.
В Туломе придорожная торговля. Закупаемся зеленью. Я покупаю
себе пакет местного молока (в Туломе налажено производство молока и молочных
продуктов).
Крутим дальше. Дорога улучшается, трафик пропадает. Кольский
в районе Туломы и чуть дальше ни фига не Кольский : очень много подмосковных
пейзажей и заполярье вообще не ощущается. Проехав относительно немного
(километров 60 всего по трассе) начинаем подыскивать место для привала. Нам
нужна вода, но район дачный и от реки Тулома нас отделяют дачи. Спускаемся к
дачам у Туломы, провожу разведку. Дачи отставников из военных, милиции и
администрации. Проезжаем немного, видим группу людей, подъезжаем. Группа людей
решает как им праздновать день рыбака. На Кольском это самый настоящий
праздник, который отмечают все (теперь то мне стал понятен ажиотаж в
продуктовой части мегамаркета сегодня утром). Не часто приходится тут видеть немецко-подмосковный
тандем из велосипедистов. Тут же получаем приглашение поселиться в уютной
бытовке, а так же приглашение вечером за стол. Отказываемся, нам нужно лишь
место под палатки. Объясняют где лучше всего встать. Вообще, единственной
причиной моего отказа от застолья в тот момент было состояние похмелья и
слишком маленький пройденный за день километраж. Если бы я еще и во второй день
ехать не смог, то в третий пришлось бы давать сильно много километров -
запасных дней у нас уже не было. Устраиваемся на симпатичном лугу около реки
Тулома.
Водичка не холодная (хотя на второй неделе купаний в заполярье
перестаешь понимать какая вода холодная, а какая не очень). Шикарный ужин - у
нас с Мурманска много ништяков. Отбой.
трек одинадцатого дня Верхнетуломский.
Утро, сборы, все штатно. Погода радует. По просьбе Бины
узнаю у дачников результат игры Германия-Уругвай. Германия выиграла, Бина
счастлива. Выезжаем на асфальт, крутим дальше.
Катиться легко, трафика нет, дорога почти без рельефа и покрыта неплохим
асфальтом … но немного скучно. Доезжаем до поворота на Верхнетуломский,
сворачиваем и доезжаем до заправки. Заходим в магазин на заправке. Кофе,
круасаны, пиво. Покупаем бутылку огненной воды. Бина хочет купить русских
сигарет своему знакомому, но выясняется что сигарет уже неделю нет, а на
прилавке пустые пачки. Продавщица нас успокаивает, что перед границей есть еще
одна заправка с магазином где можно купить сигарет. По этой же причине мы
решаем не покупать еще одну бутылку огненной воды, чтобы не тащить лишнего.
Едем дальше.
Имеем небольшой мордник, но он погоды не делает. Обед у какой то
речки. Еще сколько то километров. На подлете к повороту на Никель начинаем
искать место под ночевку, но места какие то или подболоченные, или засранные.
Теряем время проверяя пару мест, потом выходим на асфальт и едем дальше.
Проезжаем поворот на Приречный. Сворачиваем с дороги наугад, пытаясь подсечь
реку Акким, которую я вижу на ЖПСе. Метров 50 пешки и велопоносинга и видим
зачетное место. Остатки застарелого кострища, позже обнаруживается висящая на
ветке стопка.
Иду мыться. Река в этом месте с подвохом : узкая и глубокая. Вода
не бурлит на камнях и поэтому быстрое течение не заметно. Хватаюсь за кусты и
отчаянно захожу в воду. По развилку зайти не удается : с ног сбивает, стоять
никак. Потом обратил течение себе во благо : ухватился за куст и позволил себе
свободно полоскаться по течению. Как в стиральной машинке. Минуту полоскания и
я чист и доволен.
Ужин, немного спиртного, отбой.
трек двенадцатого дня
Click to view
читать окончание