Updated: May 11, 2011
10 июня
«Канальи [подонки] всех сортов - объединяйтесь!» - под крылом
«Тринадцатки». Они формируют религиозный отдел, возглавляемый всем известными воришками, Рабби Блюменфельдом и Глиценштайном (между прочим, никакой не рабби). Он (***отдел***) сотрудничает с цензурой на почте. ---
Что-то странное творится с продовольственными карточками. Вы получаете десять купонов, когда вам положено пятнадцать. Причина: 10 процентов уходит на пособие. До 1-го мая магистрат признал действительными 400000 хлебных карточек. Магистрат отказался признать действительными около 460000. После долгих усилий власти приняли карточки у 16000 переселенцев - при том, что они сами же переселили пятьдесят тысяч человек. В результате, на 460000 человек получилось 420000 карточек, и многим не досталось. ---
Кон и Хеллер ввозят в гетто овощи. Их дело процветает. Ревень в гетто стоит почти в два раза дороже, чем на Той Стороне. ---
Кое-кто называет команду
«Тринадцатки» «людьми
Зубатова». Они скрывают свою отвратительну деятельность за завесой приличия, напоминая Янкеля Шепшовича из «Бога Мести» Шолома Аша, который строит синагогу для прикрытия своей безобразной профессии.
(*** лирическое отступление
Пьеса «Бог Мести» Шолома Аша. Вышла в 1907 году на идиш, переведена на несколько языков, в том числе на
русский и
английский. В 1912-м году по ней в России сняли фильм. А у нас в Штатах в 1923-м после первой же бродвейской постановки, все участники были арестованы - за порнографию и пропаганду лесбийской любви и прочих чуждых нам ценностей! Вот так-то вот :)) Они отделались неслабым по тем временам штрафом.
Крупный город в провинции. Янкель и Сара Шепшович содержат бордель в подвале своего дома, а наверху растят прелестную дочь Рифкеле, саму невинность. Они собираются выдать Рифкеле замуж за талмид-хахама и желают, чтобы их дом (с борделем в подвале) стал хранилищем священного свитка Торы. Вуаля.
P.S. Отличная пьеса! :))
конец лирического отступления ***)
Это объясняет их рвение на ниве культурной деятельности. Когда сие не возымело успех (население не приходило на их мероприятия), они принялись за шумную благотворительную кампанию (Специальная Служба). В их ряды вступали и честные люди, одни на более долгий, другие на более короткий срок. Люди испытывают такой страх перед
«Тринадцаткой», что им не хватает мужества отказаться от ее приглашений. Вот характерный случай для иллюстрации меры ужаса:
Ганцвайх пригласил господина С.П. сотрудничать со Специальной Службой. Последний, не имея другого выхода, слег в постель, хотя был совершенно здоров, вызвал на дом доктора и взял с доктора расписку, удостоверяющую, что господин С.П. страдает болезнью сердца и не может участвовать ни в какой общественной деятельности.
К сожалению многие позволяют себе подпасть под чары уговоров Ганцвайха - его энергичную демонстрацию того, какую прекрасную работу он способен вести на благо евреев, какие пагубные законы он уже смог отвратить, и какие добрые дела он мог бы еще совершить, если бы пользовался поддержкой еврейского общества. Убедительность его речей (он гладко говорит и на идиш и на иврите), однако, быстро испаряется. Люди трезвеют; после него во рту остается горький привкус. ---
Недавно «Тринадцатка» сформировала молодежный отдел Специальной Службы под руководством... подонка Каца. (***не знаю, кто это***) ---
В гетто ходят три валюты: твердая, мягкая и Ганцвайх. ---
Мне донесли, что надзиратель гетто в Кутно обчистил до нитки всех евреев и собрал полтора миллиона марок, четверть миллиона из них - с одного человека.
translated from the book "Notes From The Warsaw Ghetto" The Journal of Emmanuel Ringelblum, ISBN 1-59687-331-0
Дальше в дневнике идет перерыв почти что в два с половиной месяца. Следующая запись датирована концом августа. Либо война, либо эти записи остались в ненайденной части архива.