Южный Урал. Челябинская область. Ашинский район.
Город Сим.
С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Симского завода. (Есть три разных снимка с таким названием, и причём сам завод, ни на одном из них практически не видно, дело в том что раньше не было разделения между заводом и обслуживающим его населённым пунктом, они считались одним целым, заводом. Чтобы снимки отличить по названию, добавляю в конце мрачное, от кладбища, оно находится слева за краем и старого и нового снимка, сохранив с этого края свою границу) 1910 год. Моя реставрация -
Кадрированный вариант -
2013 год,
фрагмент Гугл панорамы -
Качеству панорамы конечно далеко до Прокудинского, но зато рядом с истинной точкой съёмки, думаю надо немного назад и правее, и возможно тогда асфальтовая дорога встанет на место грунтовой. Сам же я почему-то обошёл кладбище стороной, снимая то гораздо левее, то правее. Самый похожий ракурс который у меня получился, оказался гораздо правее и выше чем надо.
2016 год -
Причём на месте, полысевшие горы выглядят настолько другими, что я делал по два кадра, правее и левее, чтобы с гарантией не промахнуться. Панорама из двух снимков -
Справа, из-за Доменной горы машет трубой завод, оставшийся на историческом месте.
Слева, видны гаражи, от которых надо было делать фотосравнение.
Приметные домики и стога в ограде, на старом снимке, видны и на дальнем снимке Прокудина-Горского "
Общий вид Симского завода." Фрагмент -
Расстояние между стогами, два из которых на самом деле навесы с крышей покрытой сеном, оказывается очень даже приличное, хотя с другого ракурса, кажется что они стоят рядышком. Лес, у правого края фрагмента, это заросшее кладбище, из-за него выглядывает безымянный холм (на одной из карт этот холм подписан как АЦЗ, но что это значит я не понял) и уже за ним поднимается гора Доменная. Откуда можно посмотреть на эти стога-крыши так, чтобы они казались рядом? Если до леса, то на фрагменте были бы видны зелёные насаждения начинающиеся от ограды, с холма я фотографировал, получилось слишком высоко и гораздо правее чем надо. Остаётся одно единственное место, между кладбищем и холмом. Вот только так мне удалось вычислить точку съёмки. Кадр оказался втиснут в очень узкое место, слева сразу за кадром начинается лес кладбища, а справа, сразу за кадром, начинается возвышенность холма.
Интересны и сами зелёные насаждения, что могут так выращивать? -
Лично я ощущаю запах конопли. А что думают читатели? Это конопля? Да или нет?
нет нет нет, я не собираюсь курить изображение :-) это мне надо для привязки к местности другого фото с коноплёй.
Между коноплёй и домами виден овражек, в котором местами поблёскивает вода, это бежит ручеёк Письмянка. Не думаю что его так назвали из-за того что ходят в него по маленькому, скорее он так извивается, что пишет письма на поляне, которые можно прочесть с горных вершин. (вот так, лишь посмотрел на изображение и уже гоню)
Вдоль ручья, по бывшему конопляному полю, сейчас идёт улица Курчатова.
Перед горами, за домами прячется река Сим. В центре виден её обрывистый берег, в этом месте сейчас сделали автомобильный мост.
Справа за кадром осталась церковь Димитрия Солунского.
В центре снимка гора Лысая, всё же не зря её так назвали, оказывается и в прошлом у неё была небольшая проплешина на голове, и видимо чтобы она наглядней соответствовала названию, её побрили почти на лысо. По её облысевшему склону, сейчас проходит самая короткая, но крутая дорога на Верхние луга -
Выглядит не сильно крутой, а на 99 не смог заехать. Вид с другой стороны -
Облом хорошо запомнил, и с удовольствием повторил бы. Сначала хотел с разгона на второй, но поперёк дороги оказались какие-то рвы, пришлось притормозить, а разгоняться в гору на второй девятка отказалась. Воткнул первую, раскрутил до четырёх-пяти тысяч и уверенно погрёб вверх. Где-то на пол дороги, машина неожиданно начала окутываться клубами пыли и терять скорость, по ощущениям, по приборам ни чего не изменилось. Шлифанул, подумал я. Сбросил газ, зацепился за дорогу и уже неуверенно боясь газовать, но всё-же без замедления, на трёх тысячах пошёл дальше. Опять пыль, на этот раз с набором скорости по приборам, опять зацепляюсь, но оборотов остаётся меньше двух тысяч, мотор вот вот перестанет тянуть, а чтобы не шлифануть надо терять скорость. Даю газ, понимая что это конец пути. Облако пыли накрывает нас с головой и машина сразу же катится назад, хотя по приборам мы бодро прыгаем в перёд. Торможу, пыль рассевается и в зеркало вижу прекрасную картину, прошу жену выйти и сфотографировать автомобиль на её фоне. Дверь не хочет поддаваться, налегая изо всех сил, подруга с трудом её приоткрывает, выглядывает из машины, ойкает, и влетает обратно громко хлопая дверью. Говорит что выходить не будет, потому что сразу упадёт вниз. Пытаюсь зафиксировать машину, что бы выйти самому. Но не тут то было, ручник не держит зад, а мотор, ни на первой ни на задней не держит перед. В общем ногу с педали не убрать и из машины не выйти, не упустив её. Поэтому делаю фото наугад влево -
Дотягиваюсь до правого окна -
Включаю заднюю и не запуская, не спеша ретируюсь, вспоминая поговорку о том, что умный в гору не попрёт, может их от гор не прёт? :-)
Непокорённая дорога, на вершине проходит мимо креста. К нему можно подъехать и по другой дороге, я тупо забыл это сделать, поэтому фото издалека -
Направление на карте -
На Яндекс карте -
https://yandex.ru/maps/-/CGxAr-88 На Гугл панораме -
https://goo.gl/maps/kpApM8x415BtT4316 На Гугл карте -
https://goo.gl/maps/nqk5jeD7Y2ATKMs87 На Паствью карте -
https://pastvu.com/p/1025261 Симская история.
1759 - На реке Сим основан Симский завод, симбирскими купцами-заводчиками братьями Иваном Борисовичем, Яковом Борисовичем и Петром Борисовичем Твердышевыми, вместе с Иваном Семёновичем Мясниковым по Указу императрицы Елизаветы.
1761 - На Симском заводе получено первое железо, из чугуна привезённого с Юрюзанского и Катав-Ивановского заводов.
1762 - Построена каменная церковь Димитрия Солунского.
1774 - Завод, фабрика с плотиной, церковь и заводское селение были сожжены. Отряд башкир-повстанцев во главе с пугачёвским полковником Салаватом Юлаевым и его отцом Юлаем Азналиным напал на Симский завод. Было убито около 60 заводских служителей, работных людей и крестьян. Нападение произошло из-за того, что земли, на которых его построили, 15 годами ранее были отчуждены у семьи напавших башкир.
1777 - Завод восстановлен после пожара.
1780 - Получен первый чугун, отлитый в домне.
1821 - Капитально перестроена церковь Димитрия Солунского.
1893 - На Симском заводе начато производство стали мартеновским способом.
1895 - Начала работать первая публичная библиотека.
1898 - Открыта низшая ремесленная школа на 40 учащихся.
1897 - Построен народный дом общества трезвости с библиотекой, буфетом, драматическими кружками.
1898 - В 9 км от Сима была проложена железная дорога Самара - Златоуст. Это резко отразилось на экономике завода и поселения. От Сима до станции Симской была построена конная железная узкоколейная дорога.
1903 - На Симском заводе родился Курчатов Игорь Васильевич, родоначальник советской атомной бомбы.
1903 - В посёлке начали действовать первые революционные рабочие кружки.
1910 - Сим фотографировал Прокудин-Горский.
1913 - Начато производство сельскохозяйственных машин и орудий.
1914 - Завод перешёл на производство предметов вооружения.
1917 - Симский завод национализирован советской властью.
1924 - Симский завод вошёл в состав Миньярского района Уральской области.
1928 - Завод Сим переименован в рабочий посёлок.
1929 - Закрыта церковь Димитрия Солунского, венчания сломаны. Использовалась как пожарная часть, столовая.
1934 - Рабочий посёлок Сим переместился из Минньярской в Челябинскую область.
1935 - Завод переименован в Симский обозный завод. Основной продукцией завода были пароконные хода, санитарные и пулемётные двуколки, кузова для автомашин, походные кухни, автоприцепы.
193? - Построена дорога М-5 «Урал»
1941 - В Сим эвакуированы московские агрегатные заводы № 132 и 444, на базе которых образован Симский механический завод № 132. Начался выпуск агрегатов для самолётов.
1942 - Рабочий посёлок Сим, стал городом.
1944 - Основан Симский механический техникум.
19?? - Построена кирпичная заводская труба.
1973 - Построена новая плотина, пруд отступил от завода.
19?? - Построена ретрансляторная вышка на Шелывагиной шишке.
1976 - Завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.
19?? - Построена большая заводская труба.
1992 - Церковь Димитрия Солунского возвращена верующим.
2004 - Утверждены флаг и герб города Сима, а Шелывагина шишка стала памятником природы.
Симский механический завод -
https://arhistrazh.livejournal.com/149353.html Ураловед.Река Сим.
https://uraloved.ru/mesta/chelyabinskaya-obl/reka-sim