06. Композиция репортажа. Лид

Mar 13, 2012 17:48


И вот, наконец, весь материал собран, вы не только попали на место, но и благополучно оттуда выбрались, и удобно расположились перед экраном компьютера, чтобы написать свой шедевр.

Как известно, в любом деле главное - начать. Не является исключением и дело написания текстов. А любой текст начинается с заголовка. Но самое интересное, что заголовок лучше всего придумывать в самом конце, когда текст уже написан и вы хорошо представляете себе, о чем он, собственно (да, часто так бывает, что смысл текста во время работы меняется, и вы вдруг понимаете, что ваш текст, допустим, не о человеческой трагедии погорельцев, потерявших свои дома, и нерасторопности государства, которое должно им помочь, а о жадности тех, кто за свои сгоревшие халупы мечтает требует теперь с государства квартиры в центре Москвы.

Первое, что видит читатель после заголовка - это вводка, он же лид, он же, на языке телевизионщиков, подводка.



В разных изданиях существуют разные требования к лидам, но его фукнкция всегда одна и та же. Это короткое объяснение, почему, собственно, мы решили об этом написать и почему читатель все это должен читать. "Нам очень важен заголовок и лид. Важнее, чем сам текст, - заявил как-то на своей лекции главный редактор журнала Esquire Филипп Бахтин. - Иногда мы не ставим хороший текст только потому, что не можем в лиде быстро, коротко и весело объяснить людям, зачем его стоит читать. Если я не могу это объяснить, читателя текстом не заинтересовать".

В изданиях новостного жанра в лиде обычно присутствует привязка к событию. В изданиях еженедельного формата - какое-то иное объяснение, не новостное.

Например, РИА Новости в своих лидах текст обычно как-то привязывает к текущему моменту. Вот как начинался мой репортаж об устройстве грузинской полиции:

Пока в России только обсуждают, как реформировать МВД, соседняя Грузия, которая до недавних пор имела те же проблемы в правоохранительных структурах, смогла их кардинально преобразовать. Теперь рядовые жители закавказской республики и ее гости, будто сговорившись, хвалят обновленную грузинскую полицию. Впрочем, грузинская оппозиция настроена скептически - по ее мнению, МВД приобрело политические функции, а сама Грузия превратилась в полицейское государство с переполненными тюрьмами. Корреспондент РИА Новости попытался проанализировать грузинский опыт.

Конечно, здесь нет четкой даты с указанием, например, когда стартует российская реформа полиции. Но все же читатель понимает, почему этот текст появился именно в тот момент, когда и Россия пытается реформировать свои правоохранительные органы. Мы думаем, что нам делать со своей милицией-полицией, поэтому и опыт нашего соседа, такой же бывшей советской республики, нам особенно интересен.

А вот лид моего коллеги по РИА Новости Максима Кошмарчука:

Работа с утра до позднего вечера в деревне, молитвы и жизнь почти по монашескому уставу. Так священнослужители и добровольцы пытаются справиться с проблемой наркомании и алкоголизма в Новосибирской области. Прожив несколько дней с теми, кто проходит реабилитацию, корреспондент РИА Новости сравнил, чем отличаются методики церкви от тех, что использовал в Нижнем Тагиле руководитель фонда «Город без наркотиков» Егор Бычков, осужденный в ходе нашумевшего процесса за похищение людей и незаконное лишение свободы.

Как видим, Максим «привязал» свой текст к новостному событию - скандалу, аресту и суду над уральским борцом с наркотиками, организовывавшем принудительное лечение наркоманов.

Похожим способом работает и газета «Коммерсантъ», позволяя себе легкую игривость:

Российский премьер Владимир Путин вчера приехал в деревню Верхняя Верея Нижегородской области, как и обещал, на новоселье. С захватывающими бытовыми подробностями из Верхней Вереи - специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ.

или вот еще

Российский премьер Владимир Путин вчера встретился с бывшим и новым главами аппарата правительства, а специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ с изумлением наблюдал за тем, как Вячеслав Володин разрывался между Кремлем и Белым домом.

или вот

Российский премьер Владимир Путин вчера принял участие в работе форума "Чистая вода", а специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ выяснил, что сотрудники компании изобретателя Виктора Петрика "Золотая формула" делают воду из кока-колы и красное вино - белым.

Кстати, характерно и упоминание в вводке имени автора репортажа - этот жанр, как мы уже отмечали, авторский, и неспроста уважаемая газета еще в лиде отмечает, кто автор.

А вот как пишутся лиды в «Русском репортере». Это текст Игоря Найденова о подпольных бойцовских клубах.

Страх исчезает в самом начале боя, после первого удара, извещающего, что ты - велком, твою мать! - снова на территории самцов. Неважно, твоего первого удара или соперника. Страх исчезает, чуть только твоя плоть сталкивается с чужой плотью. И это не любовные ласки, по обоюдному желанию перешедшие в рукоприкладство. Страх исчезает, едва собственная переносица напарывается - черт, как больно! - на посторонний локоть. И это - не час пик в общественном транспорте. На страх нет времени. Провозишься со своим страхом - будешь повержен: с головы снимут скальп, клыки пойдут на ожерелье, твою женщину изнасилуют, а детей изжарят и сожрут. Если бы инстинкты можно было добывать, как нефть, сюда стоило бы провести трубопровод.

или вот еще - в тексте об иранском рок-подполье

В идеологически выдержанной телепрограмме "Шок", которая выходит раз в неделю поздно вечером на государственном иранском телеканале, рокеров называют геями и сатанистами. С официальной точки зрения они не люди, а, скорее, марсиане - нечто инородное, непонятное и опасное. Программа "Шок" в Тегеране очень популярна, как "До и после полуночи" у нас в 80-е. Посмотреть на отклонения от исламской ориентации хочется всем. Одни, глядя на "сатанистов", плюются, другие ими восхищаются, и число последних с каждым месяцем растет. Тегеран все больше напоминает Москву или Питер перестроечных времен: одни так жить больше не хотят, другие делают вид, что этого не замечают. Корреспондент "РР" провел неделю в иранском рок-андеграунде и услышал в песнях местных неформалов до боли знакомые мотивы

Как видим, в лидах еженедельника «Русский репортер»  нет четкого информационного повода (в отличие от «Коммерсанта», который является, как известно, ежедневной газетой). Но объяснение, о чем пойдет речь в тексте и почему этот текст вообще появился на страницах журнала - присутствует.

Ну и для сравнения - парочка неудачных примеров.

Последние февральские дни в Москве пасмурные, на улице слякоть. Вышла из подземной суеты  и направилась в танцевальную студию. Там меня ждала Катя Суркова, dance-директор сети танцевальных студий в Москве. В помещении царила противоположная улице атмосфера: яркое освещение, светло-синее оформление стен,  с фотографиями хореографов. На ресепшене, встретили приветливые, спокойные девушки. В студию просто так не пройдешь - турникеты. В танцевальных залах проходили занятия, доносилась зажигательная музыка, сразу захотелось присоединиться  к группе. Ожидание было недолгим. Появилась Катя и проводила меня в небольшую комнату, где мы побеседовали о развитии танцевальной индустрии в России, популярности танцев и о предстоящей Первой Всероссийской танцевальной премии.

Это лид одного из интервью, которое по моему заданию взяли магистранты факультета журналистики одного из московских вузов. Студенты учатся на последних курсах, грамотно используют репортажные вставки в интервью, вот только лиды, которые бы заинтриговали читателей и объясняли, зачем надо читать дальше, писать пока не научились.

Николая Савина я знаю давно. Ещё с тех времён, когда он делал первый в своей жизни квартирник в 2009 году. Площадкой для выступления была моя однушка. Он носил рубашки и длинные волосы, играл социальные песни под гитару и любил Игоря Талькова. Потом он переехал в Москву, начал ездить по городам с концертами.

- пишет еще одна студентка. Это лид материала о довольно интересном человеке - современном молодом барде, дающем подпольные «квартирные» концерты. Но о том, какой это интересный человек, становится известно только из материала. А не из лида. Будет ли незаинтересованный читатель продираться через «многабукв» в поисках интересного?

Подобную ошибку совершила и другая студентка, которая решила написать статью о человеке, создавшем портал для поэтов. Поэты-графоманы и энтузиасты, создающие для них сайты - казалось бы, тема благодатная. Однако в лиде это никак не отражено.

Когда поступило задание подготовить интервью, я ни минуты не сомневалась, к кому я приду с диктофоном и поговорю по душам за чашкой чая. Как можно описать этого человека? Валера - мой коллега, интеллигентный мужчина средних лет, хорошо разбирающийся в истории и готовый шутить с тобой чуть ли не на каждом слове.

«Когда поступило задание подготовить интервью, я ни минуты не сомневалась, к кому я приду с диктофоном и поговорю по душам за чашкой чая» - так можно любой материал начать. Только вот понимания, почему именно этого героя мы выбрали, и почему читатель должен о нем читать, такой лид не дает.

Контрольные вопросы

1) Что такое лид и чем он отличается от подводки?

2) Для каких целей существует лид?

3) В чем отличие требований к лидам в новостном издании от еженедельников?

Практические задания

1) Возьмите печатное или интернет-издание, которое вам нравится. Найдите в нем лиды. По каким принципам они написаны? Каким задачам отвечают? Можно ли придумать более удачный лид?

2) Придумайте тему для репортажа и напишите для него лид. Есть ли в вашем лиде информационный повод?

<= 05. Выбор темы для репортажа и где искать свежие темы
=> 07. Композиция. «Крючок» для читателя, или Главное - начать

Previous post Next post
Up