После заголовка и лида начинается собственно текст. Самым неудачным началом можно было бы назвать конструкцию вроде «7 ноября в Москве прошла демонстрация коммунистов, посвященная годовщине Октябрськой революции». Именно с такого объяснения, что же, собственно, произошло, обычно начинают свои репортажи начинающие журналисты.
Журналисты более опытные начинают репортаж с того, что Дмитрий Соколов-Митрич называет «эмоциональным крючком» - сцены, которая заинтригует читателя, вызовет его интерес, побудит разобраться, что такое перед ним происходит. «Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором - сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки» - советовал начинающим коллегам американский писатель Пол О`Нил.
Вот, например, как сам Соколов-Митрич начал репортаж о жизни, быте и настроениях российских иммигрантов во Франции:
- Ой! - говорит Сергей.
- Где ой? - спрашивают Иван, Егор, его американская жена Анжела и грузин Георгий.
- Вот оно - ой! - Сергей тычет пальцем в свой французский документ. Длинная пауза. Дружный крик «А-а-а-а-а!!!» и громкий ржач на несколько голосов.
Повод для вечеринки в гостях у трейдера Егора Иванова - получение приятелем Сергеем французского гражданства. Вчера ему выдали новый документ, он сунул его в карман, а как следует разглядел только сейчас - и схватился за голову. Неизвестный герой французской бюрократии по ошибке назначил Сергея женщиной.
Следующие полчаса, закусывая французское вино русскими пельменями, вся компания живо обсуждает, кем выгодней быть в этой стране - теткой или дядькой. Но в итоге единодушно приходит к выводу, что карточку гражданина все-таки лучше поменять: никакие пособия не стоят того, чтобы поступиться своим половым достоинством.
Решение логичное, поскольку никто из здесь присутствующих на шее у французского государства и так не сидит. «Мадмуазель» Сергей работает менеджером промышленных систем, закончил Высшую центральную школу в Лионе.
Как видим, текст начинается с восклицания одного из героев, которое само по себе смысла не несет. По крайней мере, читателю этот смысл вот так вот сразу не ясен. Как не несет его и последующий диалог: «- Где ой? - Вот оно - ой!»
Однако читатель, по задумке автора, заинтригован. Ему интересно знать, по поводу чего герои «ойкают». Что, собственно, стряслось? Автор это объясняет и плавно переходит к рассказу о более содержательных вещах - о том, кем выгоднее быть во Франции и о том, как много в русских желания честно работать в этой стране и делать карьеру.
Самый распространенный способ «схватить читателя за глотку» - это поместить его сразу в центр события, окунуть в события с головой. «Начинать репортаж следует со сцены. Эта сцена не обязательно должна совпадать с началом мероприятия или путешествия. Ее цель - привлечь внимание читателя, зацепить его, задать вопрос, на который читатель будет искать ответ в репортаже», - советует по этому поводу в книге «Практическая журналистика» (я часто буду ее в своей методичке цитировать) молодой журналист Александр Колесниченко.
Ровно так и поступает Соколов-Митрич - он не начинает репортаж с того, что подробно знакомит читателя с героями и рассказывает, как они попали во Францию. Он сразу дает читателю яркую и смешную сцену, в которой действуют еще неизвестные нам Сергей, Анжела и другие. Интригует, а уже потом начинает знакомить читателя с героями. Потому что читателю уже интересно с ними познакомиться.
А вот как начал свой репортаж с Сахалина еще один высококлассный журналист «Русского репортера», Игорь Найденов:
- Приехал и влюбился в сахалярку,
Три дня потом водил ее по парку,
За тысячу рублей продал ее в музей,
Она была страшнее всех зверей.
Бывший мент Караченцев по прозвищу Полковник шансонисто мычит блатную песню. Попутно во дворе своего дома, вросшего в холм рядом с океаном, коптит для нас, гостей из Москвы, на самодельном мангале камбалу.
Как видим, Найденов не начинает репортаж с того, как он добирался до Сахалина или с объяснений, что такое Сахалин и кто там живет. Он помещает читателя сразу в середину действия и читатель, оказавшись в незнакомой обстановке, начинает озираться: где он и что происходит.
Александр Колесниченко в «Практической журналистике» приводит классификацию начальных сцен:
1) Запутывание (что это?). Когда происходящее наглядно, но его смысл непонятен.
Вышеприведенный пример из репортажа Соколова-Митрича как раз относится к «запутыванию».
2) Вопрос (и это - это?). Когда смысл происходящего понятен, но его трактовка кажется сомнительной.
Например, когда весь мир говорил о ядерной угрозе со стороны Северной Кореи, журналист начал репортаж из Пхеньяна с описания городского парка, где большинство аттракционов сломаны, а поиграть можно только в городки, причем в случае промаха бита полетит в нарисованного на полотнище американского солдата-агрессора. В результате военная мощь страны начинает восприниматься также карикатурно.
3) Противопоставление (почему это так?). Когда происходящее кажется несправедливым.
Например, репортаж о годовщине бесланской трагедии начинается с цитирования пресс-релиза, согласно которому жизнь в городе налаживается, и затем текст сравнивается с тем, что журналист увидел в Беслане;
4) Человек (почему с ним это происходит?). Когда загадкой является личность
Например, репортаж про московских гастарбайтеров начинается с истории врача-киргиза «с глазами побитой собаки», работающего в Москве дворником, чтобы вернуть деньги, взятые в долг на похороны отца;
5) Комедия (что-то идет не так, но все равно идет). Когда описанное воспринимается как глупость, которую не должны делать, но все равно делают.
Например, репортаж про массовое отравление грибами в одной из областей России начинается с рассказа о человеке, который, несмотря на запрет, собрал и съел грибы, отравился, попал в больницу, был спасен, вернулся домой, доел оставшиеся грибы, чтобы они не пропали, после чего умер.
Хорошее начало - уже полдела. Как говорится, главное - начать. А вот как продолжить - мы и поговорим в следующих главах.
Контрольные вопросы
1) С чего и почему стоит начинать репортаж? Объясните своими словами
2) Какие виды «сильных сцен» вы знаете?
Практические задания
1) Найдите в интернете любой понравившийся вам репортаж. С какой сцены он начат? Почему с ней? Можно ли было выбрать для начала другую сцену?
2) Придумайте «сильную сцену» для начала репортажа, который вы хотели бы написать.
<= 06. Композиция репортажа. Лид => 08. Композиция репортажа. «Шампур» для «кирпича»