Когда я делал пост про рокайльного Давида, всплыло имя его учителя, Вьенна. Кажется, сейчас этот художник обойден вниманием, хотя в свое время пользовался большой популярностью. Вьенн - один из тех, кто стоял у истоков неоклассицизма, хотя, кажется, в целом стиль этот был чужд для него. Даже в самых классицистских работах Вьенна чувствуется сильное влияние рококо. Проявляется это, в частности, в идеале женской красоты, исповедуемом художником: девушки у него юные и нежные, почти как у Грёза. Да и само построение картин отличается прихотливостью, идущей вразрез со строгой простотой классицизма.
Автопортрет, 1744.
Дюплесси. Портрет Вьенна. 1784.
Конный портрет архитектора Barthélemy Michel Hazon, одетого, как турецкий муфтий, 1748.
Святой Франциск Ксавьер. 1753
Начинал Вьенн в русле рококо был учеником Натуара, но в конце 1750-х резко порвал с рокайльной традицией, вдохновившись раскопками в Геркулануме (они же вдохновляли и немцев, как теоретиков (Винкельман), так и практиков (Менгс)).
Продавщица амуров, 1763. "Манифест неоклассицизма" с чисто рокайльным сюжетом.
Гречанка в термах (или в бане?), 1763.
Марк Аврелий раздает хлеб народу. 1765.
Впрочем, разрыв этот не был полным и окончательным. В 1770-х Вьенн вновь создает работы в стилистике рококо.
Примечателен Жозеф-Мари Вьенн также как учитель множества художников, самым известным из которых является Жак-Луи Давид. Вот его портрет, написанный Вьенном:
Вьенн прожил необычйно долгую по тем (да и по нынешним) временам жизнь. Родился, когда еще был жив буше, а умер, когда входил в силу Энгр. И похоже, до последних лет был способен на создание вполне добротных работ (выдающихся шедевров он и в молодости не создавал).
Наполеон - первый консул, ср. с аналогичным портретом работы Энгра:
Портрет Годена, министра финансов при Наполеоне I, 1806.
Так что, при жизни ему везло. Не повезло после смерти, когда затмили более талантливые мастера, как рококо так и неоклассицизма.
Дедал и Икар, 1754.