Одной из предпосылок возникновения перспективы была необходимость изображать одновременно потолок и пол в интерьере. Вопрос с первым решался просто, если кессоны или балки потолка изображались параллельными, под углом к лучу зрения и вертикали, соответственно. С полом было несколько сложнее.
Якопо Торрити. Брак в Кане. Верхняя базилика Св. Франциска
Скажем во фреске Якопо Торрити архитектурная конструкция изображается в виде балдахина и очевидно, что и пирующие и слуги на переднем плане находятся под потолком его, но основание передней колонны, которое, в таком случае должно находится у края картины, поставлено значительно дальше, так что получается, что весь балдахин накрывает лишь пирующих. При этом драпировка, подвешенная на передних колоннах, оказывается за спинами сидящих за столом людей и, таким образом получается еще одна «невозможная» конструкция, подобная тем, что были описаны в
предыдущем посте.
Пол и столешница здесь довольно сильно развернуты на зрителя
Вообще, изображение стола - также проблема крайне сложная: художник должен показать то, что стоит на столе (при этом приходится разворачивать столешницу на зрителя) и не дать ножкам «оторваться от пола». Получается, что столешница развернута на зрителя сильнее, чем пол.
Мозаика флорентийского баптистерия. Обратите внимание, что посуда сдвинута к переднему краю, дабы не выходить за рамки очерченные краями стола.
Пьетро Каваллини. Сретение
На этой мозаике верхняя часть балдахина и его основание изображены почти в идеальной фронтальной диметрической проекции, но с разных точек зрения: снизу и сверху соответственно. Верхние и нижние ребра попарно сойдутся в одной точке, если их продолжить. Плоскость стола развернута на зрителя сильнее, чем плоскость основания, что приводит к эффекту обратной перспективы. Архитектурная конструкция справа также изображена во фронтально-диметрической проекции (точнее¸ близко к ней), но низ ее предусмотрительно скрыт.
Пьетро Каваллини Благовещение.
Здесь видим развитие принципов, о которых сказано выше. Верх архитектурной конструкции - в виде снизу, низ - в виде сверху, проблема «отрыва от земли», дающая «обратную перспективу». Обратите внимание, сколь трудную задачу представляет для художника изображение кессонов в полукруглой арке и в конхе.
Во фресках францисканского цикла Верхней Базилики Св. Франциска в Ассизи представлено множество различных решений проблемы изображения интерьера (и экстерьера тоже). Отметим те, что касаются проблемы обозначенной в заголовке (про остальные будет отдельный пост, надеюсь).
Сон о дворце. Ср. дворец с архитектурной конструкцией из «Благовещения» Каваллини
Видение небесных престолов. Сами престолы - в правильной фронтальной параллельной проекции
Мастер истории Исаака. Это не из францисканского цикла, но рядом же.
Юродивый предсказывает Св. Франциску грядущую славу. Применение тех же принципов к изображению улицы. По центру - античный храм Минервы в Ассизи. Обратите внимание на кессоны портика.
Мастер Св. Цецилии. Воскрешение нераскаявшейся грешницы
Мастер Св. Цецилии. Исцеление раненного из Лериды. Боковые нефы изображаются по способу, описанному здесь, т.е. в параллельной проекции (их пол и потолок). Параллельные линии на потолке сходятся в одной точке. До настоящей перспективы еще пара-тройка шагов
Рождение перспективы-1. Проблема потолка