Почему-то в советских книгах по искусству 17 века, говоря про Испанию (и про другие страны тоже, но Испании это касается в большей степени), принято было ограничиваться определенным набором имен: Эль Греко-Рибера-Сурбаран-Веласкес-Мурильо. Изредка в этот список добавлялся еще кто-то, типа Алонсо Кано или Коэльо. Но это несправедливо, ибо в Испании в то время работало много художников, хороших и разных. На то и Золотой век.
О переменах в живописи на рубеже 16-17 вв..
Сошествие Св. Духа
Воскресение Христа,
Это испанский художник фра Хуан Баттиста Майно (1581-1649). Ученик Эль Греко, кстати, но он очень далеко ушл от манеры своего учителя. Очевидно, господствовавший доселе маньеризм (применяю этот термин в расширенном плане) в 17-м столетии стал неактуален, на смену ему из Италии шло нове искусство. Впрочем, и Теотокопулис в Италии ведь учился, но время наступало другое. Еще картины дель Майно:
Иоанн Евангелист на острове Патмос.
Поклонение пастухов, ок. 1613 г. Картина из Эрмитажа, поэтому попадала в некоторые обзоры испанского искусства 17 в. Старик между пастухом и Марией словно "украден" у Эль Греко.
Кающаяся Магдалина, ок. 1615.
В конце концов, влияния Караваджо он тоже не избежал, возможно встречался с одним из первых караваджистов Орацио Джентиллески. Но скорее его живопись напоминает раннюю манеру Караваджо. Живопись такая, какую принято называть словом «добротная», хотя и несколько жестковатая, по-моему.
Еще один последователь Эль Греко, Луис Тристан де Эскамилья (1586-1624). Здесь влияние учителя проступает более явственно, хотя манера уже совсем другая:
Франсиско Рибальта (1565-1628).
Распятие, 1582.
Мученичество Св. Екатерины, ок 1600
Видение Св. Франциска (?), 1620.
Христос и Св. Бернард. Ок. 1625-27.
Поначалу писал картины в духе позднего ренессанса (чувствуется влияние венецианцев), но уже в зрелом возрасте попадает подж влияние Караваджо и его манера кардинально меняется. И, надо сказать, результат впечатляет.