Стимпанк - признак конца утопии?

Aug 01, 2011 08:55

 

Характерная черта культуры нашего времени - ее пассеистическая, а не футуристическая направленность. Такое ощущение, что будущего нет. Особенно это видно на примере культуры массовой. Чем нас порадует Голливуд в ближайшие недели? «Конан-варвар», «Планета обезьян», «Первый мститель» какой-то, «Ковбои против пришельцев», наконец. Фэнтези, апокалиптика, и два фильма, похоже представляющие собой вариации на тему стимпанка. Либо будущее в прошлом, либо прошлое в будущем, либо просто прошлое, безо всякого будущего. Все - фантастика в широком смысле слова, но фантастика не футуристическая.
Я постарался вспомнить хотя бы один значительный фильм (в т.ч. и сериал) за последние лет 15-20 где было бы представлено «светлое (или хотя бы не темное) будущее». Не получилось. (Может, такое есть в литературе, но фантастическую литературу последних десятилетий я плохо знаю). Вспомнилась «Гаттака», но и это по сути дела вариант «таймпанка». Да и вообще, как-то исчезает вера в то, что будущее за техническим прогрессом, и шире - за рациональным началом. Наоборот, культивируется иррационализм, а прогресс выступает в роли зла. Так было не всегда, ибо классическая научная фантастика, начиная с Жюля Верна, а может и раньше, та в целом за прогресс. Разумеется, есть и Герберт Уэллс, но он скорее исключение. Я уж не говорю про советскую фантастику, тут - сплошной оптимизм в отношении будущего. Пессимизм появляется только в позднесоветское время, у Стругацких, например.
И вот что мне думается, хотя серьезных доказательств этому нет, да и быть не может по ряду причин, о которых сейчас не стоит говорить. Преобладание пассеизма в культуре есть признак конца какой-либо исторической эпохи. Могут, конечно, увидеть в этом моем высказывании апокалиптические нотки, но я все же надеюсь, что мы - свидетели не конца истории, но конца определенного исторического периода. И, соответственно, начала следующего периода.
Наша эпоха началась на рубеже 18-19 веков, и ее условно можно обозначить, как индустриальную или модерн. В плане техническом ее началом стала промышленная революция, в плане идеологическом - романтизм. По сути дела, все художественные течения 19-20 веков имеют корни в Романтизме (я в первую очередь говорю о литературе и изобразительном искусстве, насчет музыки не знаю). Романтики, разумеется, во многом пассеисты, но и против научно-технического прогресса, они, кажется, ничего особенно не имели.

А во второй половине 19 века увлечение прогрессом стало почти всеобщим. Может, конечно, Рёскин и Моррис с компанией отрицали индустриализацию, но и они, в общем-то, кажется, смотрели в будущее с оптимизмом. Веру в утопию на западе сильно подкосила Первая мировая война, еще сильнее - Вторая. Во второй половине 20 столетия антиутопия вытесняет утопию. У нас все это происходило с сильным отставанием, но вектор - тот же. У нас кажется, утопия держалась до 1980-х годов, причем на каком-то наивном уровне. «Слышу голос из прекрасного далека…» - последний писк этого утопизма… Детская песенка…
А потом дети подросли и развернулись на 180 градусов. И куда сейчас ни посмотри - везде ретро. От «первобытности», через средневековье (готы, всякие там кельтские танцы), к раннему модерну в лице викторианской эпохи (тот же стимпанк). Я конечно, сам люблю историю, но никогда не пытался быть пассеистом «по жизни». А многие стали таковыми. Кажется. Культура модерна исчерпала все свои возможности, а новые пути еще не открылись… Откроются ли? Сейчас я их не вижу… Но может, просто кругозор мой слишком узок.
Previous post Next post
Up