Сравнение сложности портретов и многофигурных композиций на примере Гольбейна

Nov 21, 2013 11:16

В комментариях к предыдущему посту френд the_samian заметил, что «портреты и жанровые сцены у художников второго уровня часто гораздо лучше религиозных композиций». Я с этим почти согласен, но с двумя оговорками:
1. Жанровые сцены я бы оставил пока в стороне.
2. Не только у художников второго уровня, но зачастую и первого.
Но не у всех. У трансальпийских - в первую очередь, у итальянцев - в меньшей степени.
Взять, например, такого первоклассного, безусловно, мастера как Ганс Гольбейн Младший. По моему субъективному мнению он входит в десятку, если не в пятерку лучших портретистов сех времен и народов.
Вот широко известный портрет Шарля де Моретта:



А вот не слишком известный, и выбранный мною методом тыка портрет дамы с белкой:



Без комментариев.
А вот религиозные картины Гольбейна:



Тайная вечеря, ок. 1525.



«Noli me tangere» ок. 1532-1533



Аллегория Ветхого и Нового Завета, ок. 1530
Картины слабые не только в сравнении с его портретами, но и с религиозными композициями итальянских современников Гольбейна («первого» и даже «второго» ранга). Отчасти это можно объяснить тем, что творчество художника представляет собой переход от северной традиции (к которой принадлежал, например, Дюрер) к итальянской. Но можно сказать и еще проще: написать реалистичную многофигурную композицию значительно сложнее, чем написать портрет. В последнем главное - лицо, даже знание анатомии не столь принципиально. Посадил натурщика - и пиши (рисуй), сколько потребуется. (Можно тут и о гипотезе Дэвида Хокни вспомнить, но мне она все же кажется несколько сомнительной).
А для того, чтобы создать реалистическую многофигурную композицию, нужно и лицо уметь рисовать и анатомией владеть и перспективой и так далее.
Так вот, если мы возьмем период, начиная с конца 15 в, у итальянцев и портрет и многофигурные (прежде всего религиозные)развиваются примерно синхронно. На севере же лучшие портреты - на уровне лучших итальянских, а вот многофигурные композиции - явно хуже, в плане реализма, по крайней мере, точно.
ИМХО, на «итальянский уровень» многофигурных немцы и фламандцы выходят только к концу 16-началу 17 в., Испанцы - чуть позднее, французы - еще позднее. Но это уже другая история.
Немного в тему:
Про "Матрицу" и Гентский алтарь

портрет, ренессанс, Германия, живопись, 16 век, Италия

Previous post Next post
Up