Примитивисты-3. (Художники "нетрадиционной ориетации"-5) Джованни Баттиста Сальви и Карло Дольчи

Aug 24, 2013 20:57




Как думаете, кто автор этой картины, и, самое главное, в какое время он жил? Кто-то из последователей Рафаэля? Или, может, более искушенные читатели увидят руку одного из назарейцев? Ни то и ни другое. Но обо всем по порядку.
Я уже писал неоднократно, что тяга к примитивам возникает после того, как достигнуто пресыщение (См. здесь, например, и здесь). Хочется чего-то простого, наивного, безо всяких там изощрений-извращений. В европейском искусстве (если брать глобально) оно было достигнуто в 17-18 вв., в эпоху барокко и рококо. Реакцией на это стал неоклассицизм, который сам, в свою очередь, подвергся нападкам со стороны художников, жаждавших еще большей простоты, назарейцев, в первую очередь, но не только их (см. 1, 2).
Но это если брать всю Европу. А в самой передовой европейской стране - Италии указанные процессы происходили значительно раньше. Почти на два века.
Собственно, позднее творчество братьев Карраччи, и, наиболее талантливого из них, Аннибале, уже есть возвращение к истокам, уже во многом носит классицизирующий характер. Но в большей степени этот характер проявляется в живописи их последователей: Гвидо Рени, Доменикино и других академистов, вплоть до Пуссена.
Итальянский академизм 17 столетия стал реакцией не столько на поздний маньеризм, сколько на «натурализм» Караваджо и его последователей. Хотя и Гвидо Рени, и Доменикино и Гверчино и даже Пуссен не избежали воздействия живописи Микеланджело Меризи. Но рано или поздно правильность, да что там, слащавость их работ тоже приелась. Иным художникам мало было Рафаэля (идеала академистов) им захотелось прерафаэлитов.
Речь идет прежде всего о двух художниках: Карло Дольчи (1616-1686) и Джованни Баттиста Сальви, прозванного Сассоферрато, по месту рождения (1609-1685). Количество работ, принадлежащих и приписываемых обоим художникам очень велико, и, разумеется, в их творчестве можно проследить самые разные влияния: академизм, караваджизм, поздний маньеризм. Многие их работы можно было бы назвать натуралистичными или гиперреалистичными, но это гиперреализм не 17 , а 15-начала 16 в., с тщательной проработкой деталей и повышенным вниманием к фактуре. Но объединяет этих, довольно разных и по уровню таланта и по манере мастеров интерес к прерафаэлитскому искусству: Филиппо Липпи, Перуджино и другим мастерам кватроченто. Карло Дольчи экспрессивнее и склонен скорее к маньеризму, Сассоферрато спокойнее и классичнее. Я бы сказал, что второй, как художник слабее первого, но «имитировать» стиль прошлых веков у него получалось лучше. Вплоть до того, что в 18 в. его считали современником Рафаэля (ау, новохронологи!))

И еще. Работ этих художников очень много, и многие из них достойны внимания, но здась я собрал наиболее "архаизирующие"

Карло Дольчи



Автопортрет, 1674



Св. Екатерина Сиенская, ок. 1665-1670



Ecce Homo, ок. 1635



Св. Себастьян. Оба художника отдали дань маньеризму.



Мужской портрет. (Обр. внимание на одежду)



Мадонна с лилией, 1642



Благовещение, ок. 1650. Надо сказать, Дольчи даже в наиболее архаизирующих вещах остается художником своего времени

Сассоферрато



Автопортрет, ок. 1650



Мадонна со спящим младенцем



Святое Семейство, между 1640 и 1650



Маденна с Младенцем, ок. 1650. Снова маньеризм



Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Св. Елизаветой



Три возраста человека, вольная копия с Тициана



Мадонна. Вольная копия с Рафаэля (Мадонна Конестабиле



Крещение Христа. Копия с Перуджино

Биография Карло Дольчи (англ.); рус.
Биография Джованни Баттиста Сальви (англ.); рус.

ренессанс, живопись, цикличность, примитив, барокко, Италия, 17 век, маньеризм

Previous post Next post
Up