Долой "экранность"!

Feb 05, 2013 19:12

Что такое кино? Вы сидите там и смотрите на экран, где что-то происходит. Ортодоксальное искусство, в том числе, и кинематограф, - это когда вы сидите и смотрите на вертикальный экран. Это относится к кино, живописи, к балету, театру и ко всем остальным произведениям искусства. То есть мы подчинились этой схеме и поместили все в этот плоский экран.



Что ж, мысль хоть и банальная, но здравая. Вполне допускаю, что с момента появления на свет изобразительного искусства одним из основных его стремлений было стремление к максимальной натуралистичности изображения, «чтобы было все как в жизни». Естественно, что жизнеподобия проще достигнуть в скульптуре, чем в живописи, хотя бы потому, что воспроизводится реальная трехмерная форма предметов, а не их двухмерная проекция. Но скульптура, в сравнении с живописью - искусство затратное, к тому же ее средствами сложно передать достаточно глубокое пространство. А с 15-го века, после открытия перспективы последнее преимущество живописи стало безоговорочным. Именно с этого времени начинает утверждаться схема, описанная Питером Гринуэем: неподвижный зритель созерцает плоский экран.



Естественно, не сразу. И в 16-м и в 17-м, и даже в 18-м веках далеко не все «экраны» были плоскими и вертикальными, да и неподвижность зрителя отнюдь не всегда была непременным условием. Я имею в виду, например, плафонную роспись и в целом фресковые ансамбли эпохи барокко и рококо. Более того, сюда же относятся и диорамы, и их «предшественники», скажем, работы Гауденцио Феррари (1475-1546) и других художников 16-17 вв. из капеллы Сакро Монти ди Варалло, которые помещаю здесь. Но опять же, такое искусство - штука дорогостоящая по сравнгению с обычной станковой картиной.
«Экранность», «картинность» в театре - также изобретение относительно позднее. Античный, средневековый театр, театр эпохи Шекспира ее не знали. Разумеется, подвижность зрителя была затруднена. Наверное, первым театром в современном понимании этого слова был театр Фарнезе в Парме. Начиная с 17-го века сцена строилась, как картина, а картина, в свою очередь, строилась, как театральная сцена, особенно картина классицизирующая и академическая.



Кино и фотография не внесли в эту схему почти ничего нового. Экран кинотеатра, собственно, и мыслился как картина, да и сами фильмы долгое время именно картинами и называли. Даже появление стереоизображений (которые, замечу, появились за два года до официального рождения фотографии) мало что изменило.
Но все же, полагаю, изменения скоро произойдут, точнее уже происходят, а скоро станут необратимыми. Картинное восприятие мира должно неизбежно уйти в прошлое. Или, по крайней мере, стать одним из вариантов.






19 век, перспектива, пространственные построения, зрительное восприятие, техника, ренессанс, живопись, Новое Время, 18 век, случайность, 16 век, 15 век, искусство, кино, 21 век, скульптура, 17 век

Previous post Next post
Up