Результат потоков холявного золота и серебра из заморских колоний?
"Утро" на пустой стене в постоянной экспозиции меня не впечатляло. Но однажды, на выставке я увидел его в окружении других картин и поднятым на второй ярус, и оно стало смотреться выразительней.
В данном случае скорее корректоры, если уж объявлять заседание клуба зануд. Но да, в девяностые на тех и других экономили, и они вымерли. А как писали в одном индийском заповеднике, "вымирание - это навсегда".
И все же работа испанских мастеров с ордером совершенно маньеристическая. Римские архитекторы (да и Гварини), например, никогда не украшали ствол колонны. Иногда позволяли себе соломоновы колонны - но только в интерьере, и, главным образом, в алтарях. Никаких перехватов, винтовых каннелюр, гирлянд и орнаментов. Гермовидная пилястра в Италии, кажется, не пережила начала XVII века. А в Испании наоборот, это визитная карточка чурригереско, как и все вышеперечисленное.
Все зависит от времени и места)) В Испании, как вы верно заметили, в архитектуре этого направления уже сильна пространственная составляющая, что придает ей барочный дух. А где-нибудь в Мексике, при том же наборе изобразительных мотивов - чистый маньеризм. Совершенно декоративное плоскостное мышление. Местами неотличимо от нарышкинского стиля)) И дело не просто в провинциализме, а именно в мышлении. Очень поучительно сравнить его с синхронным виленским барокко, которое местами бывает столь же провинциальным, но в то же время это самое чистое барокко за пределами Рима, можно сказать, его квинтэссенция: минимум украшений и сложнейшая пластика фасадов.
Не был в Испании. Может, при ярком солнечном освещении это смотрится вполне органично? Картинка может сильно отличаться от реального вида. Бывшее Германское посольство в СПб в натуре смотрится сильно лучше, чем на всех фото. Про "Виленское барокко". Мне нравится силуэт, плавный подъём, впечатление растворения в пространстве. На фоне неба красиво смотрятся ажурные кованые композиции, похожие на рисунок барочной вазы. Такое где-то ещё встречается?
Интересно, можно ли считать Святодуховскую церковь в Вильне, построенную по схеме Иль Джезу в 1630-х годах, первой православной барочной церковью, хотя отделка её тогда была весьма скромной? Молодой царь Алексей Михайлович во время войны побывал в Вильне, жил в Королевском замке.
Православного барокко и ренессанса довольно много на территории бывшей Речи Посполитой, в бывших владениях Габсбургской монархии на территории современной Венгрии и Сербии, в бывших венецианских владениях на Крите, Кипре, Ионических островах. В каждом регионе со своей спецификой, но иногда появлялись просто поразительные памятники, многие из них очень ранние - середины-конца 16 века.
Вот, например, иконостас "по типу Иль-Джезу" в церкви св. Спиридона на Корфу. Обратите внимание на венецианский резной потолок. Церковь 16 века, иконостас поздний, но повторяет аналогичные сооружения в других храмах Корфу.
Спасибо. Православную архитектуру Венеции я совершенно не знаю. Готические православные церкви ВКЛ 16 века от католических внешне почти не отличались, включая кафедральный Пречистенский собор начала 16 века, как можно видеть на гравюре Томаша Маковского с панорамой Вильны.
Comments 16
Результат потоков холявного золота и серебра из заморских колоний?
"Утро" на пустой стене в постоянной экспозиции меня не впечатляло. Но однажды, на выставке я увидел его в окружении других картин и поднятым на второй ярус, и оно стало смотреться выразительней.
Reply
По моему, разбирать не надо, надо любоваться.
Reply
"Результат потоков холявного золота и серебра из заморских колоний?"
И это тоже, хотя в жизни, как всегда, всё немного сложнее: поток драгметаллов к концу, а, может, и к середине, 17 века уменьшился, насколько я помню.
И уж простите, не могу сдержаться: "хАлявного"
Reply
"провЕдение избавило Мадрид..." Редакторы, увы, не умирающий, а уже вымерший вид.
Reply
Но да, в девяностые на тех и других экономили, и они вымерли. А как писали в одном индийском заповеднике, "вымирание - это навсегда".
Reply
И все же работа испанских мастеров с ордером совершенно маньеристическая. Римские архитекторы (да и Гварини), например, никогда не украшали ствол колонны. Иногда позволяли себе соломоновы колонны - но только в интерьере, и, главным образом, в алтарях. Никаких перехватов, винтовых каннелюр, гирлянд и орнаментов. Гермовидная пилястра в Италии, кажется, не пережила начала XVII века. А в Испании наоборот, это визитная карточка чурригереско, как и все вышеперечисленное.
Reply
Reply
Все зависит от времени и места)) В Испании, как вы верно заметили, в архитектуре этого направления уже сильна пространственная составляющая, что придает ей барочный дух. А где-нибудь в Мексике, при том же наборе изобразительных мотивов - чистый маньеризм. Совершенно декоративное плоскостное мышление. Местами неотличимо от нарышкинского стиля)) И дело не просто в провинциализме, а именно в мышлении. Очень поучительно сравнить его с синхронным виленским барокко, которое местами бывает столь же провинциальным, но в то же время это самое чистое барокко за пределами Рима, можно сказать, его квинтэссенция: минимум украшений и сложнейшая пластика фасадов.
Reply
Reply
Не был в Испании. Может, при ярком солнечном освещении это смотрится вполне органично? Картинка может сильно отличаться от реального вида. Бывшее Германское посольство в СПб в натуре смотрится сильно лучше, чем на всех фото. Про "Виленское барокко". Мне нравится силуэт, плавный подъём, впечатление растворения в пространстве. На фоне неба красиво смотрятся ажурные кованые композиции, похожие на рисунок барочной вазы. Такое где-то ещё встречается?
Интересно, можно ли считать Святодуховскую церковь в Вильне, построенную по схеме Иль Джезу в 1630-х годах, первой православной барочной церковью, хотя отделка её тогда была весьма скромной? Молодой царь Алексей Михайлович во время войны побывал в Вильне, жил в Королевском замке.
Reply
Православного барокко и ренессанса довольно много на территории бывшей Речи Посполитой, в бывших владениях Габсбургской монархии на территории современной Венгрии и Сербии, в бывших венецианских владениях на Крите, Кипре, Ионических островах. В каждом регионе со своей спецификой, но иногда появлялись просто поразительные памятники, многие из них очень ранние - середины-конца 16 века.
Вот, например, иконостас "по типу Иль-Джезу" в церкви св. Спиридона на Корфу. Обратите внимание на венецианский резной потолок. Церковь 16 века, иконостас поздний, но повторяет аналогичные сооружения в других храмах Корфу.
( ... )
Reply
И, конечно, Сан-Джорджо-деи-Гречи, греческая православная церковь св. Георгия в Венеции - один из важнейших памятников 16 века.
( ... )
Reply
Спасибо. Православную архитектуру Венеции я совершенно не знаю. Готические православные церкви ВКЛ 16 века от католических внешне почти не отличались, включая кафедральный Пречистенский собор начала 16 века, как можно видеть на гравюре Томаша Маковского с панорамой Вильны.
Reply
А потом по "украинской" схеме построили Измайловский собор.
Reply
Leave a comment