1.
Херес де ла Фронтера. Церковь картезианского монастыря. Фасад - 1667.
Из книги Н.М. Сим. "Архитектура Южной Испании эпохи барокко". (2018). Много раз видел эту церковь на картинках, но именно на этой барочность чувствуется в полной мере. Дело в том, что тут снимали с довольно близкой точки зрения и заиграла пространственность: видно, что колонны фасада расположены в разных плоскостях, как во многих памятниках барокко, начиная с фасада Карло Мадерны. А пространственность, наряду с массивностью, по моему скромному мнению - главное отличие барокко от маньеризма. который, не смотря на свою порой запредельную вычурность, остаётся двумерных и эфемерным, в противоположность телесному барокко.
В эпоху, когда этот фасад строился (а Веласкес и Сурбаран уже отошли в мир иной), испанское барокко ещё только складывалось, а тут - сразу "ультра", с которым испанская архитектура и ассоциируется. Но ведь в течении более чем столетия, на которое пришёлся наивысший расцвет Испанской империи (с середины 16 до середины 17-го), она была строгой, порой сверхстрогой.
2.
Франсиско Уртадо Искьердо (проект). Ризница картезианского монастыря в Гранаде. С 1730.
А когда стал нарождаться неоклассицизм (в Испании он, насколько могу судить, не был столь силён, как классицизм в России той же эпохи), всё это "ультра" вызывало ожесточённую критику.
Далее - несколько цитат из трактата второй половины 18 в., автор которого ругает барокко почти в тех же выражениях, в которых Вазари ругал готику. (Всё по той же книге Н.М. Сим)
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Автор -
Еухенио Ллагуно и Амирола (1724-1799) Личность не слишком известная - пара предложений в испанской Википедии и пара абзацев в баскской.
9
А портрет, такое ощущение, вдохновил художника Майофиса на создание образа барона Мюнхгаузена, там тоже много барочно-рококошного в иллюстрациях. Хотя Майофис вряд ли его видел.
* В.В. Стасов о картине М.А. Врубеля "Утро"