Камбоджа. Часть 15. Байон.
Храмовый комплекс Байон - древний центр древнего Ангкор Тома, возведенного королем Джаяварманом YII, который построил наибольшее число храмов, последнего созидающего короля Камбоджи перед падением кхмерской цивилизации, на сегодняшний день - самого почитаемого персонажа камбоджийской истории. Как и все древне-кхмерское, архитектура Байона глубоко символична: к храму с каждой стороны ведет по дороге, вдоль которых стоят с обеих сторон Боги и Демоны. Дороги подходят к центральному храму - самому большому, в виде мистической горы Меру или ступки, с помощью которой Боги/Демоны взбивают океан молока (более подробно о том, как они это делают я рассказывала
в одном из предыдущих постов). О террасах (+ фотографии Богов/Демонов) я раскажу в следующем посте, а сегодня - Байон - чудо архитертурной мысли, на мой взгляд, самый впечатляющий храм Камбоджи из тех, что я видела.
Храм был построен одним из самых последних в конце 12-го - начале 13 веков. Является уникальным, нигде ничего подобного в мире, Вы не увидите. Считается, что по стилю, несколько вычурному для древних кхмеров, его можно отнести к кмерскому барокко.
Фотоаппарат, к сожалению не делает панорамных снимков. Храмовый комплекс целиком представляет собой очень сильное зрелище. Это- фрагмент.
Комплекс Байон - трехуровневое здание с центральной башней 45 метровой высоты и 52-мя башенками различной высоты по-меньше, расположенными на разных уровнях. Основная башня, увы, в объектив не влезла.
Посетитель оказывается в мире каменных лиц как только входит на территорию комплекса через ворота. Лица взирают на него со всех точек пространства глазами вечности, иногда улыбаясь, иногда хмуро, и у каждого каменного хозяина выражение лица абсолютно неповторимое. Я почувствовала себя отскакивающим мячиком, игрушкой в руках Творца, видимо ассоциация была связана с тем, что куда ни кинь свой взор - везде лица. 216 каменных лиц, высотой 1.75 - 2.40 м., говорят - это лица Будды, но на самом деле, и что более вероятно, - лица Джаяварвама YII или Бодхисаттвы Авалокитешвары, с одинаковой степенью вероятности, но мне нравится больше вариант первый. На одной из фотографий, да простят меня мои гости, потому что
ссылка ведет в подзамочный пост, я не удержалась, чтобы не сфотографироваться на фоне лица в воздушном поцелуе. Один из знаконых даже подумал, что лицо - человек, настолько реальной скульптура смотрится на фотографиях.
Можно подойти ближе, потрясающее зрелище.
Или еще. Можно фотографировать каждого, все разные.
Храм известен своими рельефами, изображающими сцены из реальной жизни. Общая длина барельефов около 1200 м. На самом деле, это уникальная информация, единственный сохранившийся источник, по которому можно судить о том, как жили люди, чем занимались, как это выглядело. Дело в том, что в Камбодже письменных источников о жизни простых людей практически не осталось. Письмена нацарапывались на пальмовых листьях, которые во влажном и теплом климате Камбоджи, увы, не сохранились, а вырезанные по камню коротние надписи на храмах - это обычно сухое изложение фактов - подвигов короля.
Здесь - это армия Джаявармана, едет на борьбу с чамами. Наездник на слоне внутренне спокоен, он уверен в себе, даже улыбается. Это же естестественно, его ждет победа, а как же иначе? - Ведь король есть воплощение Бога, не просто король. Дисциплинированная и многочисленная армия полна решимости, в некоторых солдатах угадываются черты людей китайского происхождения.
Сражение: солдаты демонстрируют уверенность и достоинство.
А это - уже победа. Видите, что ожидает врагов Камбоджи? То то! Рыба теперь наестъся досыта, она тоже - героиня цивилизации. Подводному миру в этой цивилизации уделяется особое значение, чтобы показать, что в основании храма расположен океан молока, простирающийся на такую же глубину, как и высота храма - на стенах рельефы с изображением многочисленных рыб и крокодилов.
Петушиные бои - реальные состязания петухов на торговых площадках. А еще мне понравилась сценка с крокодилом, на мой взгляд, очень высокохудожественное изображение.
Это торговля, покупатель и продавец торгуются между собой, сцена слева, а справа - уже женщина, купившая рыбу, принесшая ее домой и занимающаяся ее разделкой.
Танцевальный зал. В ряде храмов есть подобные залы с подобными рельефами на колоннах. В данном случае танцующие женщины изображены по трое, а не парами или по одиночке, как в других храмах Камбоджи. Напоминаю, что танцующие -это апсары, прекрасные женщины, ублажающие короля и Богов.
И последний взгляд на Байон уже у выхода.
До свидания, Байон!
Все фотографии принадлежат tiny_rat. Просьба указывать авторство при копировании.
Продолжение следует.
Перейти на другие посты о Камбодже в этом журнале.