Посещая Армению, невозможно отделить нерелигиозную составляющую истории от христианской. Армения соткана из христианских церквей, церкви расположены через каждую сотню метров. Безусловно, как в любой цивилизованной стране, в Армении имеются храмы и других мировых религий, но история страны связана с христианством.
Мне, как человеку нерелигиозному, трудно отделить религию от других национальных обычаев. Стараюсь не затрагивать чувств верующих граждан и описывать религиозный (неотделимый от истории страны) аспект максимально корректно. Как получается, судите сами.
Звартноц.
Входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО, развалины христианской церкви 7 века, счившейся когда-то Чудом света. Стены выполнены по окружности, в основании - крест. Когда-то он представлял собой 3-х ярусную купольную постройку, богато декорированную: на капителях орлы, на камнях - виноград, гранаты, листья. Разрушен землятресением в 10 веке, находился под грунтом до 1901 года, после чего откопали, но восстановить не удалось.
© tiny_rat
Недалеко от г. Арни - церковь 6-го века - самая маленькая из всех мною виденных в Армении, не выше 4 метров, функционирует, в церкви помещается не более 3-х человек.
© tiny_rat
Интересно, что в 7-8 веках храмы строились очень большими, например, храм Аруч (церковь Св. Григория) - постройка середины 7 века.
© tiny_rat
Так она выглядит внутри. Известно имя художника, расписывавшего церковь - Степанос.
© tiny_rat
Кармравор, или Багряная часовня, когда-то входила в состав женского монастыря, по сути - семейная церковь 7 века - единственная в Армении, в которой сохранилась черепичная кровля, черепица вдавлена в известковый раствор и прибита гвоздями. По периметру вырезана надпись, рассказывающая о жителях села, которые пожертвовали деньги на создание часовни.
© tiny_rat
Недалеко от Гарни есть еще одна христианская церковь с одноименным названием. Мне она запомнилась очень нежной, почти что кружевной резьбой по камню, очень красивая.
© tiny_rat
Красивой и совершенной в размерах считается церковь в замке Амберд - бывшем родовом владении князей Пахлавуни (10-13 вв). Ваграм Пахлавуни - знаменитый армянский военначальник, отразивший атаки многих врагов, в частности, одержавший победу над Византией в 1040 году, погиб в бою с турками-сельджуками в возрасте 80 лет.
© tiny_rat
Еще, Амберд это крепость, она была заложена в начале 7 века, Армении, постоянно борящейся за независимость, надо было обороняться, три ущелья с трех сторон служили надежной защитой. В крепость провели глиняный водопровод, была баня, жилые постройки. Как уже говорила, в 11 веке была захвачена турками-сельджуками, отвоевана, но опять захвачена, уже монголами, а потом Тамерланом, а потом сожжена.
Интересно, что на территории замка был найден армянский лаваш 13 века - самый древний хлеб, найденный в Армении.
© tiny_rat
Церковь Рипсиме - также включена в список достопримечательностей, охраняемых ЮНЕСКО. Римпсиме - почитаемая армянская святая, на месте ее мученичества поставили церковь. Настоящая посторойка - авторская работа известнейшего в Армении выдающегося поэта и католикоса Комитаса (Ахцели) - 7 века, двухярусная 8-ми колонная звонница пристроена позже, в 18 веке.
© tiny_rat
Монастырь Ованаванк.
Легенда гласит, что когда Тамерлан подошел к монастыру, настоятель монастыря решил утопиться, подошел к реке, но не тут то было. Река не приняла его, он зашагал по воде, словно по суху. Тамерлан, удивя это, решил не убивать старика, а превратить его в друга. Он предложил выполнить любую просьбу и настоятель попросил:
«Дай мне столько народа моего, сколько церковь вместит».
Все, кто был в городе, все вошли храм.
"Как такое возможно", - удивился Тамерлан и пошел смотреть, что внутри.
Оказалось, вошедшие превращаются в голубей и улетают.
Главная церковь - 13 века, помимо интересного решения в виде закладки разноцветных красных и черных камней в шахматном порядкеинтересной легенды, внутри - очень странный известный барельеф.
© tiny_rat
Каждый христианин знает сюжет мудрых и неразумных дев - мудрые смотрят на Христа и он их благословляет, а неразумные отвернули головы и достойны порицания. Здесь этот сюжет получил неожиданный поворот, если присмотреться, то станет непонятно: по какой причине здесь девы изображены с бородами.
© tiny_rat
Стены, помимо разноцветия, несут в себе элементы чисто армянского дизайна - в стены встроены хачкары.
© tiny_rat
Хачкары везде, как я уже говорила, это уникальный для Армении вид ремесла (искусства).
© tiny_rat
Когда приезжаешь в страну, в первую очередь смотришь достопримечательности, о которых писано-переписано, но ощущение "и я тоже там был" непреодолимо тянет оставить в жж свою строчку. С Эчмиадзином, я, пожалуй, и воздержусь, но с Гегардом не могу - это мощно.
Гегард, охраняется ЮНЕСКО. Вначале это был Айриванк, место, облюбленное Григорием Просветителем, тем, кто обратил Армению в христианство. От первоначального монастыря ничего не осталось, данный комплекс - 12 - 13 века. Название Гегард в переводе "копье", потому что в нем хранилось копье, которым, по преданию, пронзили Христа на кресте, сейчас это копье в Эчмиадзине.
В Гегарде сливаются ниточки армянкой и грузинской истории. В то время, как Армения в начале 13 века была почти полностью захвачена турками-сельджуками, Грузия переживала рассцвет правления царицы Тамар. На службе у прославленной царицы были фавориты - армянские князья - братья Закаре и Иване Закариды (Захаряны, Мхаргрдзели), князья перешли на службу после падения династии Кюрикидов, Закаре получил титул главнокомандующего, а Иване -управляющего двором. С помощью братьев Тамара отвоевала северо-восточные территории, которые после попали в управление братьев. Братья прославили Тамару и прославились сами, но не только тем, что некоторое время управляли частью армянских земель, но и тем, что занимались строительством христианских церквей повсеместно, в том числе и в монастыре Гегард.
Интересно, что при духовном и политическом единомыслии, братья следовали разным конфессиям: Закаре был миафизитом, т.е принадлежал армянской церки, а Иване перешел в халкедонизм, т.е. греко-православную церквь, по тогдашней терминологии - грузинскую.
Главная церковь Катогике, несмотря на то, что есть надписи, датируемые 1160 г., время ее постройки - 1215 г. и постороена она под покровительством братьев Закаридов.
© tiny_rat
Катогике стоит у неприступной стены, часовня Св. Григория Просветителя выдолблена частично в скале, а церковь Авазан - полностью вырезана в скале.
© tiny_rat
Во внешние стены вставлены хачкары, поверность скалы также орнаментирована.
© tiny_rat
© tiny_rat
© tiny_rat
© tiny_rat
© tiny_rat
Во второй половине 13 века монастырь был куплен Прошянами, князь пристроил ряд пещерных сооружений, принесших Гегарду заслуженную славу, сейчас в восточной части Авазана расположена родовая Усыпальница Прошянов.
Рельеф с сюжетом о львах с цепью на шеях и драконами, вместо хвостов, орелом ниже с ягненком в когтях - вероятно, герб княжеского рода, ставший впоследствии символом Армении и проникший полностью или частично в разные другие объекты, как религиозные, так и секулярные, по всей стране.
© tiny_rat
Обычно, в церквях внутри темно, они малоосвещаемы, но зато прохладные, что немаловажно. На улицу открываются яркие романтические виды, порой, как на картинах Возрождения, как например, этот вид - из пристройки церкви Санаин. Ах, какое наслаждение было бы посидеть в, например, такой кофейне, с пободным видом.
© tiny_rat
Многие церкви очень древние почти полностью разрушены, например, от этой, Птгни, осталась одна стена с рельефными медальонами, они мне показались интересными.
© tiny_rat
Ереванский собор Св.Григория Просветителя - основная современная церковь города Еревана, построена в 2001г. по проекту архитектора С.Кюркчяна. Собор ограмный, говорят, он может вместить в себя до 2-х тыс человек, внутри сидят. Собор вписался в пейзаж города, как влитой, очень красивое исполнение, на мой взгляд, очень армянское.
© tiny_rat
А это самая древняя церковь Еревана - церковь Катогике Сурб Аствацацин (Св. Богородицы), она построена в 13 в. Когда я была в Ереване, она была на реставрации.
__________________________________
Церкви, о которых пойдет речь ниже - древние сохранившиеся церкви с фресками. Чаще всего, они действующие, некоторые открываются в христианские праздники, например, Ахтала - ключ от главной церкви был у одной из жительниц поселка, она любезно согласилась открыть церковь за небольшую плату.
Монастырь Сагмосованк построен в 13 веке, чуть позже, чем Оганованк, напоминает его и внешне и расположением, знаменит книгохранилищем, для чего, видимо, и был построен, что не совсем обычно для церквей того периода.
© tiny_rat
Стены декорированы хачкарами
© tiny_rat
Фрески, в основном, не сохранились.
© tiny_rat
© tiny_rat
В монастырском комплексе Кечарис (11-13 вв) состояние фресок не лучше, хотя фреска над входом в церковь Св. Григория Просветителя - сохранилась довольно хорошо.
© tiny_rat
© tiny_rat
Монастырь Кобайра прославлен высокохудожественными фресками. Несмотря на непривлекательное для туристов расположение, то, что нужно лезть по горе битый час и то, что он практически разрушен, к нему рвутся толпы паломников, с рюкзаками и альпинистским снаряжением.
Монастырь построен в 12-13 веках, в нем проводились активные восстановительные работы.
© tiny_rat
© tiny_rat
© tiny_rat
Комплекс состоит из трех церквей, колокольни, столовой, часовен, хачкаров и руинов крепостной стены. В окружающих скалах находятся труднодоступные пещеры и убежища. Фрески постепенно реставрируются.
Так выглядят неотреставрированные участки.
© tiny_rat
© tiny_rat
© tiny_rat
Это - фрески в процессе реставрации.
© tiny_rat
© tiny_rat
© tiny_rat © tiny_rat
Ниже -
из википедии - стена целиком, которая у меня по кусочкам.
Монастырь Ахтала ( до 15 века Птгаванк (или Пхиндзаанк) - очень близок грузинским монастырям и в зодческой традиции и в традиции росписей.
В начале 13 века владельцами монастыря были Закариды, о них писала выше. Говорят, братья исповедовали гражданское равенство представителей всех конфессий. Иване, с присоединением к халкедонитской (грузинской) церкви, не переставал быть армянином, монастырь оставался армянским, с переходом к армянам-халкедонитам для монастыря облегчалось лишь культурное общение с грузинами.
Главная церковь Сурб Аствацацин (Св. Бородицы) построена в 1188 году, точная дата росписей 1205 - 1216 гг. Работа над росписями началась, когда монастырь принадлежал миафизитам. Предполагают, что Иване мог участвовать в составлении иконографического построения росписей лично. Исследование выявило, что в работе участвовало не менее 8 художников, в том числе мастера из Грузии: на западной стене изображены грузинские святые, например, Св.Нино, распространительница христианства в Грузии, евангелисты в парусах в медальонах - тоже, по-видимому, грузинское влияние, также, грузинскими выглядят кресты и обрамления окон.
Птгаванк оставался культурным центром Армении, в то же время административно являлся центром Грузинской православной церкви. В начале 18 века Ахтала пришёл в запустение, в 1801 г. указом императора Александра I его преобразовали в центр Греческой православной церкви. В настоящее время греки ежегодно приезжают сюда отмечать Рождество Девы Мариии, говорят, что бывает много паломников.
© tiny_rat
В 80-е годы прошлого века правительство провело реставрационные работы. Краски живые, впечатление, что нарисовано все вчера.
Сюжеты Ветхого и Нового заветов.
© tiny_rat
© tiny_rat
© tiny_rat
© tiny_rat
В заключение, хочу показать вам фреску, которая мне понравилась больше всех. Она перенесена на переносную основу. К сожалению, я теперь уже не помню из какой она церкви, кажется, из Аруч.
© tiny_rat