К-186 "Омск". Героический экипаж подводной лодки

Oct 20, 2013 19:45

Зашел как то у нас в компании разговор о флоте, вспомнил про нашу подводную лодку "Омск". Как оказалось, многие вообще даже не подозревали о существовании такого судна. Всем, кто желает узнать подробности о заслугах и героическом экипаже, постараюсь интересно рассказать. Погружаемся!


К-186 «Омск» -российский ракетный атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей», входящий в состав Тихоокеанского флота. Был заложен 13 июля 1989 года на «Севмаше» в городе Северодвинск под заводским номером 651. 15 января 1990 года официально зачислен в списки кораблей ВМФ СССР. Спущена на воду 8 или 10 мая 1993 года, 21 января 1994 года вошла в состав 11-й дивизии 1-й флотилии Северного флота.


Почему же атомный подводный ракетный крейсер последнего поколения решили назвать в честь нашего сухопутного города, сегодня уже не узнать. Однако точно известно, что традиция присваивать субмаринам имена городов заложена именно моряками АПРК «Омск». Правда, «омичами» они тогда еще не являлись. До 90-х годов собственные названия имели только надводные корабли,а у подводных лодок был лишь бортовой номер и номер проекта. Имена,да и то неофициальные,подводные лодки получали в том случае, если о них начинали писать журналисты. Например, после масштабной аварии на борту или гибели во время боевой службы. Первым против подобной «дискриминации» выступил капитан первого ранга Александр Астапов, назначенный командиром еще только строящейся субмарины.


Из воспоминаний Леонида Александровича Михеенко. "Нашей лодки тогда еще не было, зато экипаж у нее уже был, меня назначили старшим штурманом нового атомохода. Собрав офицеров, Астапов предложил назвать АПРК в честь первого корабля российского флота - «Орел»."


Подводники подхватили эту идею с энтузиазмом, дело было за малым - получить добро от военных чиновников. На сбор информации в музейных архивах о героическом прошлом легендарного корабля и подготовку всех документов у моряков ушло несколько месяцев. Доказывать, что новому подводному крейсеру свое имя необходимо, как воздух, и что они будут носить его с честью, тихоокеанцам пришлось в штабе Военно-морского флота. Под натиском команды, лодке дали название и передали ее на Северный флот. К тому же в Москве почему-то решили, что «Орел»-это название города. С тех пор все подводные лодки получали имена городов. Тем, что поступали на Черноморский флот, Северный или Балтийский, присваивали имена областных центров из европейской части России; тем, которым предстояло служить на Тихоокеанском, - дальневосточных или сибирских. Как, например, «Омску», сошедшему со стапелей вслед за «Орлом».


Подводный атомоход - это не «Жигули», на самолете или по железной дороге его не доставишь. На Камчатку из Западной Лицы «Омск» нужно было гнать своим ходом, а это свыше семи тысяч километров! Причем большая часть маршрута проходила под толщей арктических льдов. В истории Тихоокеанского флота таких «марш-бросков» еще не было. Александр Астапов сумел убедить адмиралов генштаба, что для экипажа эта задача вполне по плечу.Они согласились, но замучили проверками. Без них не проходило ни дня, а иногда разного рода инспекции поднимались на борт по два-три раза за сутки. За шесть месяцев, отведенных для подготовки к походу, на АПРК «Омск» побывало более 180 комиссий.


Когда вышли в море, подводники наконец-то смогли вздохнуть с облегчением. Впрочем, главные испытания были еще впереди. Протяженность маршрута, как уже говорилось, превышала семь тысяч километров, а над головой - мощный ледяной панцирь. Его толщина достигала 50 метров и плюс огромные айсберги. Правда, весьма необычные: они росли не вверх, а вниз, как сосульки на крыше. Их подводная часть иногда превышала двести метров в длину, и, чтобы не получить такой вот сосулькой по голове, не вписаться в нее на полном ходу, моряки «просвечивали» все окружающее пространство приборами. Они понимали, что любая авария, любое ЧП на борту могли стоить жизни всему экипажу.


В случае крайней необходимости командир имел право отдать команду на всплытие. Дальше - таран, или, если лед слишком толстый, пробить себе путь на поверхность торпедой. Но обошлось, не понадобилось. А на мелочи просто не обращали внимания.


Впрочем, мелочь мелочи рознь. К примеру, уже в первые же сутки вышла из строя одна из двух частей навигационного комплекса. Подводники знают, что в такой ситуации продолжать автономное плавание, к тому же под толщей льда, среди айсбергов - это форменное самоубийство. Но и вернуться на базу, не выполнив своей миссии, моряки не могли. За ними - Москва, вся страна, а значит, может быть только полный вперед!


Командир лишь спросил, можно ли устранить поломку самостоятельно и отдал приказ продолжать автономное плавание. Подводники своего командира не подвели, и до самой Камчатки навигационный комплекс работал без сбоев. Они доказали, что моряки Тихоокеанского флота, моряки с «Омска» - самые лучшие!


«Вернуться» и «почти вернуться» домой - для моряков суть вещи разные. И уж тем более для подводников. Чтобы пришвартоваться на базе, им еще предстояло пройти через коварный Берингов пролив, миновать желоб Геральда, где подводные лодки нередко плющат и мнут свои рубки. Глубина небольшая, всего лишь пятьдесят метров. При этом восемнадцать из них - это лед, восемнадцать - высота лодки, а на свободу маневра остается четырнадцать. Свобода, надо сказать, небольшая, но ведь и экипаж «Омска» был лучшим из лучших. Опасный участок прошли без аварий и повреждений.
"Под водой ты идешь по приборам, поэтому можешь слегка отклониться от курса. Для более точного определения положения лодки в пространстве на дне желоба Геральда когда-то были установлены специальные глубоководные маячки. Они могли бы существенно облегчить мою работу как штурмана, если бы оказались на месте."


Однако еще перед выходом на маршрут коллеги-североморцы предупредили Михеенко, что маячков этих на положенном месте уже или нет, или же они вышли из строя. Во всяком случае, год назад моряки их найти не смогли. Впрочем, омич не очень-то верил коллегам, больше надеясь на собственный опыт и мастерство. Внес координаты, штурман получил вполне четкий ответ-маяки на месте. А североморцы их не нашли, потому что существенно отклонились в сторону и просто-напросто не смогли подойти к маячкам на дистанцию, необходимую для качественного радиообмена. К слову, АПРК «Омск» тоже слегка отклонился от заданного маршрута, но благодаря мастерству нашего земляка - ненамного.


«Марш-бросок» по дну Арктики завершился 15 сентября 1994 года. АПРК «Омск» всплыл на поверхность лишь перед входом в Авачинскую губу, где находится база подводных лодок Тихоокеанского флота. Героев, как и положено, встречали с оркестром, а командующий Тихоокеанским флотом по старой традиции вынес прямо на пирс поднос с жареным поросенком. Чуть позже морякам вручили награды. Командиру корабля Александру Астапову было присвоено звание Героя России, старший штурман АПРК «Омск» Леонид Михеенко получил медаль Ушакова. В нашем городе он единственный морской офицер, которому эту награду вручили в мирное время.






Не так давно экипаж атомного подводного ракетного крейсера «Омск» занял первое место среди кораблей подобного класса, входящих в состав Тихоокеанского флота. Также экипаж крейсера завоевал вымпел начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил по результатам оперативно-стратегического учения, которое стало основным событием боевой подготовки для всех вооруженных сил.


"Омск" всегда доблестно несет свою службу. В прошлом году на Камчатке в главной базе подводных сил Тихоокеанского флота городе Вилючинске торжественно встретили экипаж, успешно выполнившего учебно-боевые стрельбы. После проведения швартовки и доклада командира подводного крейсера капитана 1 ранга Романа Величенко об успешном выполнении поставленных задач, к экипажу с приветственным словом обратился временно исполняющий обязанности командующего Краснознаменными подводными силами Тихоокеанского флота контр-адмирал Виктор Кочемазов и вручил специальный приз главнокомандующего ВМФ, завоеванный подводниками в ходе учений по поиску, слежению и уничтожению субмарин условного противника.


В этом году атомный подводный ракетный крейсер «Омск» отметит 20-летие своего вступления в Военно-морской Флот России. На встрече губернатора Виктора Назарова и командира подлодки, капитана I ранга Валерия Савона обсуждались планы модернизации субмарины, успехи экипажа и дальнейшее сотрудничество правительства Омской области и подшефного крейсера «Омск».


15 декабря 2013 года исполняется 20 лет со дня вступления атомного подводного ракетного крейсера «Омск» в состав Военно-Морского Флота России. Командир субмарины пригласил Виктора Назарова лично принять участие в предстоящих юбилейных мероприятиях. Скоро лодка зайдет в бухту для проведения глубокой модернизации. А в настоящее время личный состав экипажа крейсера «Омск» насчитывает 140 человек. В числе военных моряков-подводников на субмарине служат пять омичей. Северный флот,только вперед!
Previous post Next post
Up