Многие наверняка слышали про "фиат-омский", это первая попытка создания серийного бронеавтомобиля в нашем городе. Машины проходили свою службу в разных уголках страны и судьба большинства из них неизвестна. В интернете встречаются только отдельные отрывки истории, например, некоторые из них были замечены на Дальнем Востоке и даже в Японии! Всегда думал что это единственные броневики,судьба которых связанна с Омском. Но не тут то было! Бронедрезина "Бенц",прошу любить и жаловать!
11 ноября 1911 года был заключен договор,о специальном заказе Амурской железной дороги. Российский филиал фирмы “Бенц и К” разработал и изготовил единственный образец “блиндированного автомобиля”, предназначавшегося для использования в качестве бронедрезины. Согласно техническим требованиям, выданным 11 октября 1911 года, эта машина имела бронирование толщиной 4,5 мм и вооружение из одного 7,62-мм пулемета. Бронеавтомобиль также получил шасси от грузовика с колесной формулой 4х2 и 2-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 35-40 л.с. Полная масса составила 1920 кг, что было относительно мало для машины такого типа.
У меня получилось найти отрывок из этого договора, а именно требования к конструкции: "Общий вес машины около 120 пудов, вес брони толщиною 4,5 мм из крупповской стали не должен превышать 30 пудов. Подъемная сила-6- пудов груза или 6 человек и 20 пудов. Шасси грузового типа. Мотор должен быть 4-цилиндровым в 35/40 л.с с отлитыми попарно цилиндрами. Максимальная скорость при нагрузке- 20 верст в час. Автомобиль должен быть снабжен вращающейся башней, непроницаемость брони гарантируется против винтовочных выстрелов"
Судя по всему, перед выдачей заказа фирма "Бенц" представила управлению Амурской железной дороги эскиз, который с незначительными изменениями был утвержден. Можно сказать, что инженеры фирмы “Бенц” подошли к процессу проектирования творчески - корпус бронемашины имел достаточно сложную форму с рациональными углами наклона бронелистов.
4 августа 1912 года машину доставили в Петербург, в российское отделение торгового дома "Бенц и К", оттуда ее отправили в Хабаровск. О её испытаниях сведений не сохранилось, однако дальнейших заказов на железнодорожный “Бенц” не последовало. Отчасти этому способствовала огромная стоимость машины, достигшая 11500 рублей - для сравнения, самый дорогой российский бронеавтомобиль забронированный по проекту прапорщика Вонлярлярского обошелся в 5900 рублей. По документам он также проходил как “бронированный автобус Бенц”. Судя по документам, внешний вид и характеристики соответствовали заданию, однако немецкая фирма не полностью выполнила свои условия. Так броневик не имел боевой вращающийся башни, а грузошины были меньшего радиуса, за что с исполнителя удержали 1203 рубля.
Интерес управления Амурской железной дороги к автомобилю не случаен. Дело в том, что в ходе русско-японской войны выяснилось, что Китайско-Восточная железная дорога, проложенная по территории Манчьжурии, полностью не обеспечивает интересов России. Поэтому в 1906 году было принято решения о строительстве железной дороги от Сретенска до Хабаровска, общей протяженностью 2041 верст. Строительство началось два года спустя, проходило в основном в малонаселенных пунктах. Были нередки случаи нападения на рабочие партии китайских бандитов-хунхузов. Для безопасной работы инженеров и перевозки ценных грузов был заказан бронеавтомобиль.
Прибывший в Хабаровск 15 сентября 1912 года автомобиль был переделан для движения по железнодорожному полотну, так как грунтовых дорог для него было крайне мало, а зимой передвижение вообще невозможно.
После начала Первой мировой войны бронеавтомобиль "Бенц" был принят "В военное Ведомство о военно-автомобильной повинности" по акту №16495 от 5 октября 1914 года. Как следовало из сопроводительных документов, к этому времени "в период службы на постройке в течении 25 месяцев сделал пробег всего лишь 2425 верст".
В октябре 1914 года “Бенц” реквизировало Военное ведомство для отбывания “военно-автомобильной повинности”. Машину погрузили на платформу и отправили на фронт, но за Уралом случилась неисправность (какая именно - не уточняется, возможно бронеавтомобиль получил повреждения при транспортировке) и на несколько лет следы “Бенца” потерялись.
Вновь эта машина появилась в июне 1918 года в Омске. Здесь, за характерную форму корпуса броневик прозвали "Гроб Лобкова". Лобков- один из организаторов отрядов Красной Армии в Омске, председатель комитета РСДРП. Силами Белой армии автомобиль применялся в боях на Восточном фронте Гражданской войны, где ее захватили части Чехословацкого корпуса. Дальнейшая судьба "Бенца" неизвестна.