Осколок омской промышленности (Часть 2)

Sep 28, 2013 23:47

Продолжая тему омского машиностроения,нельзя упомянуть о попытке производства автобусов VOLVO, наверное самой удачной из всех предпринимаемых. Отдельное спасибо за помощь в подготовке и правильную наводку mib55


В конце 1990-х годов состояние муниципального транспорта в России оставляло желать лучшего, многие подвижные составы накатывали свой второй эксплуатационный срок. Жители Омска наверняка сейчас вспомнят желтые Икарусы,выхлопом которых заволакивало улицу и ЛиАЗ 677 который еле как корячился в горку на Гагарина, даже после ряда ремонтных работ. Но были закуплены турецкие машины Mercedes O345, "гармошки" АКА-6226 Россиянин из Голицыно, чешские автобусы Karosa и дела обстояли гораздо лучше других регионов К примеру, в Ярославле до сих пор ходят старые Икарусы,сам видел!


История проекта исходит к визиту Бориса Немцова в Гетеборг, где бывший вице-премьер во время переговоров призвал Volvo к более активным действиям на российском рынке, образно сравнив концерн со спящим китом.В итоге на свет появилась Сибирско-Скандинавская автобусная компания - сборочное производство без участия капитала Volvo на площадях оборонного ПО Иртыш. В перспективе здесь планировалось собирать весь модельный ряд автобусов Volvo, а за основу решили взять междугородную модель с кузовом Saffle.


Первым компания освоила выпуск междугородного автобуса VOLVO B10M - System 2000 IC. Официальное открытие автобусного завода состоялось 31 августа 1998 года, спустя две недели после августовского дефолта. Кстати, для услады местной публики шведы прихватили с собой на открытие завода хоккейную команду Frelunda Indians из Гетеборга. Местному Авангарду шведы проиграли всухую - 6:0...


Производство раскачивалось тяжело, в 1998 году удалось реализовать только две машины,а в 1999 -пять.
Выпуск автобусов Volvo возобновлен в 2000 году, построены очередные 5 экземпляров. За два с лишним года предприятие собрало всего двадцать автобусов.
За 1998-2000 годы компания прошла этапы от простой сборки автобусов до сложных технологических операций. В это время поступил основной поток производственного оборудования, среди которого получена и смонтирована работающая на природном газе покрасочная камера. Это крупнейший в Западно-Сибирском и Дальневосточном регионах комплекс по мощности и производительности. Теперь завод имеет полную технологическую цепочку изготовления автобусов.


Посетив предприятие в конце 2000 года, шведы заявили: или завод начинает работать, или проект будет свернут во избежание бесполезной траты сил и средств. Администрация области открыла в местном банке новый аккредитив, и производство возобновилось.




Всего к 2002 году выпущено более 30 автобусов междугороднего типа на базе шасси В10М. До конца 2002 года в Омске собрали 35 автобусов, в том числе опытный городской образец. Кстати, этот городской автобус часто появлялся на маршрутах. Я в то время еще учился в начальной школе, когда увидел сюжет по телевизору, специально выходил на остановку рядом с домом, вдруг повезет прокатиться на нем!






Выбор был сделан в пользу Омска по нескольким причинам:
- Шведам понадобился своего рода форпост за Уралом.
- Хотя в европейской части страны много платежеспособных покупателей, не менее перспективен рынок Сибири и Дальнего Востока.
- Именно здесь находятся самые крупные нефте- и газодобывающие компании страны, именно здесь сосредоточена большая часть горнодобывающего комплекса.
- Поэтому не удивительно, что наши автобусы сейчас совершают перевозки по дорогам Тюмени, Владивостока, Нефтеюганска, Находки, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Норильска.










Часть запчастей изготавливается непосредственно в Омске на оборонных предприятиях, в их числе алюминиевые профили, металлическая оснастка, стеклопластик, автошины.
Помимо междугородного автобуса VOLVO B10M омичи показали в 2003 году новинку для российского рынка - городской автобус VOLVO на шасси B10M с двигателем Евро 3. Скандинавы подошли к созданию по сути новой машины с присущей им педантичностью - на создание приспособленного к российским реалиям городского автобуса шведы потратили почти 9 месяцев. Они постарались учесть если не все, то многие нюансы:
- это подогреваемое лобовое стекло,
- двойные стеклопакеты в салоне,
- увеличенное до трех количество печек,
- автоматическая система безопасности при входе и выходе пассажиров.
В результате за достаточно короткий срок научно-исследовательский институт автотранспорта НАМИ вынес вердикт: новый автобус годен.
В апреле получен сертификат качества, а в мае жители Омска могли близко познакомиться с новым городским "Вольво" - машина почти полтора месяца работала на городских маршрутах и за это время без нареканий прошла более 6 тысяч километров.








С 5 по 9 августа 2003 года Сибирско-Скандинавская автобусная компания (SSBC, г. Омск) провела автопробег "Вольво-Тур" по крупнейшим городам Западной Сибири:Новосибирск, Томск, Кемерово.
Два автобуса городского типа шасси B7R и междугородного шасси B10M в общей сложности прошли 2,5 тыс. километров.
Самыми удачными были деловые встречи в Кемерово: мэрия столицы шахтеров Сибири хотела закупить 50 автобусов Volvo городского типа для обновления парка муниципальной техники.
Но радужные перспективы вскоре обросли проблемами. Стоимость автобуса, включая растаможку и НДС -$187600. Для туристических перевозок он не подходит: простой салон, отсутствие кондиционера, «икарусовские» (всего 5 куб. м) багажные отсеки, вдобавок - немодный дизайн и шасси образца 1979 года.
Увы, таков удел всех отечественных производств по сборке западноевропейских грузовиков и автобусов: пока таможенные пошлины на ввоз компонентов равны пошлинам на импорт готовых автомобилей (в данном случае - 20%), сборка внутри страны практически теряет смысл.
Этот проект тоже оказался провальным. С начала его осуществления под эгидой губернатора было собрано из привозных деталей всего лишь около 40 автобусов. Даже о ста "Вольво" в год приходится только мечтать. Из-за непомерно высокой стоимости покупателей на автобусы находятся единицы...


В 2007 году Арбитражный суд города Москвы признал банкротом совместное предприятие «Сибирско-Скандинавская автобусная компания».Как выяснилось, у некогда гремевшего на всю Сибирь СП не осталось никакого имущества, кроме 45 млн. рублей долгов. Что касается «сотен новых рабочих мест», то фактически на сборке машин в цехе было занято всего три десятка человек. Словом, на деле совместное предприятие получилось каким-то странным.Наша область за счет своего скудного бюджета стала финансировать швед-скую фирму, покупая у нее, только в разобранном виде, те самые автобусы. Чтобы, доставляя комплекты за тысячи километров, затем собирать их у себя. И нечего удивляться тому, что автобусы «Вольво» омской сборки оказались не по карману даже крупным компаниям. Стоимость одной машины доходила до 235 тысяч долларов.


Но в ту пору не только оппозиционная пресса, но и некоторые не зависимые от власти СМИ, да и просто здравомыслящие люди выражали обоснованные сомнения в эффективности проекта «Вольво». Не случайно же участники пикета, действовавшего много месяцев в палаточном городке у Законодательного собрания, называли губернатора Полежаева «лучшим шведом России». Имея в виду его заботу о занятости шведских рабочих, в то время как в Омске многотысячные коллективы машиностроительных и других предприятий выбрасывались на улицу.
И вот закономерный конец. Сибирско-Скандинавская автобусная компания признана банкротом.
Previous post Next post
Up