"Metropia"

Jan 16, 2020 00:20

В рамках кинорулетки " Мультфильмы для взрослых" посмотрел полнометражную анимационную ленту "Metropia" 2009 года от Тарика Салеха.




Название как бы намекает на то, что это антиутопия, и вроде формальные признаки есть: ближайшее будущее, на Земле произошла климатическая катастрофа, в результате установилось какое-то дождливое межсезонье (эпизодический персонаж, проповедник-на-ящике, вещает, что "еще помнит настоящие времена года"). В этих обстоятельствах наземная жизнь пребывает в запустении, пусть даже и живут люди в домах; но подземная жизнь расцвела - все системы метро Европы объединились в одну глобальную скоростную сеть, принадлежащую Trexx group.




Возглавляет эту компанию Иван Бан, он же владеет и косметической компанией Dangst, производящей супермодный шампунь:
- У шампуня от перхоти всего один известный побочный эффект: от него появляется перхоть.




Заметили девушку на банке шампуня? Вот в нее заочно влюблен главный герой, простой клерк в колл-центре Роджер Олофссон.




Нет никто и звать никак, живет в маленькой квартирке вместе со своей девушкой, Анной. Жизнь весьма так себе, привычная, никакая.




Единственная радость - ездит на работу и с работы на велосипеде. Это не вполне законно, но и не преследуется.

А в то утро его велосипед поломали. Пришлось ехать на метро. И заверте...

Во-первых, в его голове обнаружился голос. Его? Чужой? Галлюцинации? Или все же?... К тому же его девушка Анна что-то слишком много общается со своим приятелем, уж не роман ли у них? Есть о чем подумать в метро, когда сосед читает газету Under Europe Post (в этом фильме стоит приглядеться к деталям), тем более что не газету он читает, а разглядывает порно с котиками:







Но главное - он увидел её, Нину Цварткрут, девушку из рекламы шампуня:




Их первая встреча:
- Ты за мной следил? Ты за мной следил.




Настоящая нуарная красотка. И почему голос в голове отговаривал идти за ней?

Позже выяснится, что голос в голове это не шизофрения, это ГБэшник, наблюдающий за главным героем. В этом метромире будущего спецслужбы (принадлежащие, кстати, той самой глобальной корпорации) могут подключаться напрямую к сознанию и смотреть глазами объекта слышать его ушами и даже слышать его мысли - по крайней мере те, что в виде внутреннего монолога. И не только слышать, но и внушать.

Стефан Льюнг, ГБшник с печальным взглядом Штирлица.
- Чем дольше работаешь внутри кого-то, тем сложнее становится различать себя и... тебя.




Осталось представить последнего значащего персонажа этой истории. Знакомьтесь, Ральф Паркер, начальник службы безопасности Trexx Group.




Вот этими персонажами разыграна весьма закрученная история. Но пока отложим сюжет в сторону и посмотрим, как это сделано.

Как вы уже заметили из приведенных кадров, персонажи, эти головастики, сделаны на основе фотографий. И что сделано замечательно, так это мимика - глаза поразительно живые, выражения лиц меняются не гротескно, а в оттенках. Цвета картинки линялые, под стать погоде; общая серая гамма, иногда в бирюзовый иногда в оливковый. Главные герои в красных куртках, и этот еле-красный - самый яркий в этом подземном мире.

Впрочем, нет - есть еще телешоу "Убежище", где беженцы с Ближнего Востока должны доказать, что их стоит оставить в Европе (проигравшие вылетают в самом прямом смысле - кресло-катапульта выбрасывает их в море за границу, потому на них спасательные жилеты):




Глобальная сеть метро, контролирующий мысли шампунь и дебильные телешоу плюс подглядывающие телевизоры - добро пожаловать в дивный новый мир. Этот мир не особенно отличается от современности, так что не слишком это и утопия.

На самом деле жанр фильма критически важен - ты думаешь, что смотришь антиутопию, а на самом деле ты смотришь самый что ни есть классический нуар. Но понимаешь это только к концу фильма, тк что при повторном просмотре, когда знаешь, что на самом деле происходит, многие эпизоды наполняются смыслом - вот как это было сделано.

Нина, конечно, реально нуарная красотка. Озвучивает ее Джульетт Льюис, внешностью на красотку она не тянет, разве что на прирожденную убийцу, способную дожить до рассвета от самого заката, но голос, голос у нее самый нуарный. Ну и ее персонаж, когда моргает своими ресницами как веером, это движение воздуха через экран ощущаешь. И что полагается делать нуарной красотке? - Правильно, соблазнять и манипулировать.
















Она борется против глобальной корпорации. Проникнув на всемирный экономический форум, на котором Иван Бан искал партнеров для развития своей сети метро на Востоке, после презентации чудесных возможностей шампуня по управлению мыслями она задает вопрос:
- Возможно ли использовать шампунь для контроля над другим человеком? К примеру, чтобы овладеть девушкой, в сексуальном смысле. Убедить ее против ее воли, заставить ее думать, что она хочет, когда это не так?

Звучит современно, типа me-too, феминистки должны быть довольны. Но заметим, что это говорит нуаровская красотка, которая как раз и занимается ровно тем же самым, внушая это мужчинам. Режиссер не так прост, однако.

Или вот участники экономического форума, возможные инвесторы и партнеры.

Седрик Вандеркларк, генеральный председатель по природе и разуму.




Уэйн Маршалл из Техаса, владелец "Пищеленда", "Здоровой пиццы" и половины Техаса, хотя даже читать не умеет. Весьма колоритный персонаж.




Джозеф Кемпф, тщеславнее шестнадцатилетней девушки, кардинал Климатической Церкви, гуру всех этих недоразвитых климатологов. Замечу, этот персонаж создан за десять лет до Греты Тунберг.




Корпорация действует обычными методами корпораций - подкуп, убийства, шантаж. Этого мужика явно шантажировали как педофила (я повторяю, это мир близкого будущего, отличий от современности почти нет).




Но вот ради чего все это? Контроль над сознанием масс, подслушивание, подглядывание - зачем? Может, давить несогласных? Все намного проще - им просто нравится подглядывать.
- А нагота будет?
- Будет.




Если вы подумали, что это такая сатира, типа на самом деле корпоративные боссы делают все это не тупо из вуайеризма или потрахаться, то вы правы ровно наполовину: прежде всего власть, но во вторую очередь - трахаться и подглядывать. И вот рядовой ГБшник, для которого подглядывать это работа, а не удовольствие, видя такие мотивы своих боссов вполне может проникнуться сочувствием к объекту наблюдения - так произошло в этом фильме, но можно вспомнить и фильм "Жизнь других", о котором я писал год назад.

Разговор двух ГБшников.







Такой вот фильм. Он очень нетороплив, ни одной шутки за весь фильм. Очень интересная пластика персонажей - крупные движения весьма условны, к примеру, ходят они не как в жизни. Ну и экшн, если он тут вообще есть, очень условен - это скорее "тут должен быть экшн, додумайте сами". Зато мимика и мелкая пластика на очень высоком уровне сделаны. Визуально это очень стильная лента, которую надо смотреть от начала до конца, не на быстрой перемотке.

В общем, не зря фильм был награжден в Венеции.

[Еще кадров из фильма]



































[Или посмотреть фильм]

image Click to view


Утопия, Кино

Previous post Next post
Up