В рамках кинорулетки "
Кино морального беспокойства" мне достался фильм Анджея Вайды от 1976 года "
Человек из мрамора / Czlowiek z marmuru". Фильм длинный, в двух частях, идет почти три часа. Но он стоит того, чтобы потратить на него это время.
Фильм развивается в двух временах: в настоящем времени (примерно 1974-75 год) студентка Агнешка делает свой дипломный фильм "Звезда одного сезона", но не про спортсмена или эстрадного певца, а про строителя-стахановца Матеуша Биркута, который в 1950 году поставил рекорд по укладке кирпича и которого в честь этого изваяли из мрамора.
Эту историю мы видим в снятом тогда документальном фильме и потом в воспоминаниях участников тех событий - это второй пласт времени фильма, прошлое. Мы увидим многих, почти всех персонажей этой истории дважды - тогда и теперь (в 50-м и в 75-м). В настоящем времени мы не увидим только одного человека - самого Матеуша Биркута, в конце фильма мы узнаем, что он несколько лет назад умер.
В каком-то смысле этот фильм сделан по лекалам "Гражданина Кейна", но если у Уэллса за нарядным портретом скрывается мерзавец, то у Вайды все гораздо неожиданней. Конечно, фильм можно рассмотреть с социальной точки зрения (на что и намекает тема кинорулетки "кино морального беспокойства"), и это вполне корректная точка зрения. Тогда получается, что фильм о том, как коммунистические власти Польши сначала делают работягу Биркуа героем, а когда он становится неугоден - вминают его в грязь и небытие. Фильм о античеловечности коммунистических властей сталинской Польши 50-х и неудобности воспоминаний о том времени в Польше 70-х (телевизиронное начальсво, отсмотрев снятый материал, не дает Агнешке закончить фильм; впрочем, последний кадр внушает надежду, что ее фильм будет завершен). Все это верно, но - не интересно; актуальность такого рассмотрения ушла (и слава богу!).
Интересней взглянуть на этот фильм с менее социальной и более человеческой точки зрения - экзестенциальной, что ли, с точки зрения удела человеческого. С этой точки зрения фильм можно считать развернутым воплощением метафоры "наивность - страшная сила". Звучит несколько загадочно, но я попытаюсь расшифровать.
Итак, как начиналась эта история. Был молодой амбициозный кинодокументалист, прикомандированный к одной из строек Новой Хуты - большого нового района города, по сути - города-спутника.
Очень ему хотелось снять ударный фильм про очередной рекорд (старички, пожившие в СССР, вспоминают термин "социалистическое соревнование", более молодые могут погуглить), но вот незадача - всех передовиков расхватали более маститые документалисты и его не подпускают. Тогда он убеждает начальника стройки, что им надо найти здесь, среди рабочих, нового передовика, основательно подготовиться и побить предыдущие рекорды.
Поискав, они находят молодого каменщика Матеуша Биркута - он должен выдержать бешеный темп работы в течение смены.
Матеуш - Матеуш истинно наивный человек. Он искренне вдохновляется этой идеей. Его друг и напарник Винченцо говорит ему "ты действительно хочешь участвовать в этом цирке? ты что, не понимаешь, что все это для фильма? - да при чем тут фильм! если так организовать работу, мы действительно быстрее строить будем! люди скорее получат жилье!"
Матеуш Биркут наивен - наивен, потому что он целен, он воплощенный герой древнегреческих мифов (не случайно потом его изваяют из мрамора). Он честно бьет рекорд - за смену его бригада укладывает тридцать тысяч кирпичей. Вот он сидит по окончании с последним кирпичем, который решил оставить на память (этот кирпич сыграет роль чеховского ружья, но позже).
Биркут стал героем, его награждают, его семье дают новую квартиру, он ездит по стройкам (вдвоем с Винченцо) и учит других строителей новой организации труда. Он счастлив, он занят своим делом.
Но на одной из строек ему подсовывают раскаленный кирпич и он сильно обжигает себе руки. Он не понимает - как же так, неужели рабочий рабочему может подложить такую подлянку, почему?! Винченцо объясняет ему, что из-за его деятельности повышают нормы выработки, а каменщики этим не довольны.
Работать каменщиком он теперь не может, но находит себя в улучшении условий труда - добивается защитной обуви и т.п. Все могло бы так продолжаться, но... Местная гб не может допустить, чтобы покушение на жизнь и здоровье ударника труда осталось безнаказанным, надо кого-то обвинить. Да вот же напарник Матиуша Биркута Винченцо Витек - мало того, что он родился в Испании, так он во время войны был в концлагере. Там-то его и завербовали!
Ситуация усугубляется тем, что Биркут решает сопровождать своего друга Витека, когда тот идет по вызову в гб. Там он и пропадает.
Вот тут даже до наивного Матиуша Биркута доходит, что происходит что-то не то. Что с его другом обошлись несправедливо. Что того надо спасать - всеми силами. Ехать в Варшаву. Когда там отделаются пустыми фразами - выступить на собрании. И увидеть, как все - все его друзья, все друзья и коллеги Витека отведут глаза и предпочтут не услышать.
Это - ключевой момент в его судьбе. До того его жизнь была проста - он, как и всякий герой, следовал своей судьбе, а его судьба была служить людям. Это был сильный, наивный и очень чистый человек - и многое он мог сделать. Его любили. Его любили люди, на благо которых он трудился. Его любило руководство - наивность и искренняя бескорыстность подкупают. Даже гбшник, приставленный к нему, пытается его предупредить и отговорить от некоторых действий.
Его пытается отговорить беременная жена. Все бесполезно. Античный герой не сомневается - он следует своему долгу, своей судьбе. А его долг - выручить друга. И не важно, чем это грозит ему. Не важно, чем это грозит его семье. Наивность - страшная сила. И "страшная" в смысле мощная - он многое мог, многое сделал. И страшная в смысле разрушительная - разрушительная прежде всего для него самого и для его близких.
История любого героя это в конечном итоге история поражения - всех пожрет смерть. Как говорил Менандр "тот, кого любят боги, умирает молодым". Какова же судьба героя, что она ему принесла?
Конспективно доскажем его историю. Разочаровавшись в людях, с помощью того самого кирпича он совершил "террористический акт" - разбил стеклянную дверь гэбни.
Его посадили, сидел дольше, чем Витек. По возвращании из тюрьмы остался один - его жена ушла. Жизнь разбита, судьба его, которой он был предназначен, подошла к концу. Дальше он влачил "посмертное" существование - он был жив, но даже его друзья не знали, где он и что он. Его геройская сила не принесла ему счастья.
А что стало с другими персонажами этой истории, тем более что их мы видим и в прошлом, и в настоящем времени. А вот многим из них его геройская сила или просто причастность к нему принесли немало.
Режиссер, который "придумал его" и снял о нем фильм, поднялся - мы видим его возвращающимся с международного фестиваля, где он был в жюри.
Его друг и напарник Винченцо Витек стал большим строительным начальником.
Гбшник, ему симпатизировавший - ныне директор престижного ресторана (не уверен, что это связано со скрещением их судеб с Биркутом - гбшники всегда падают на четыре лапы).
Разве что бывший директор стройки не столь успешен - похоже, он слишком близок был к прежней власти, при новых порядках его оттеснили.
Бывшая жена Биркута стала алкоголичкой. С античным героем надо быть рядом, но не слишком близко.
.............................................
В своем изложении я умудрился ничего не сказать о главной героине фильма, об Агнешке, которая и ведет это журналистское расследование. Признаюсь, я сделал это специально - о ней мне хотелось поговорить отдельно. Ее играет Кристина Янда, это ее первая роль в кино.
Фильм стилистически очень разнообразно снят: черно-белый фильм о Биркуте и ролики о суде над "вредителями и террористами" точнейше выдержаны в стилистике сталинского кинематографа; современность с Агнешкой - новая волна: короткий монтаж, ручная камера, случайно подсмотренные кадры. Рассказы и воспоминания - добротный реализм.
К чему это я. Весь фильм журналистку Агнешку снимают с низкой точки - от уровня груди или ниже. В результате она всегда смотрит на нас свысока,
даже когда лежит
Джинсы клеш с завышенной талией - в 70-е понимали в женской красоте! Она весь фильм рассекает в джинсовом костюме - писк моды времен моего школьного детства. Но это я отвлекся.
Весь фильм меня раздражало, что это она так по-хамски себя ведет, как будто все от нее что-то скрывают и вообще все враги. Может, она что-то такое знает, чего мы, зрители, пока не знаем? Типа она дочь Биркута (напомню, он попал в тюрьму, когда его жена была беременна) и пытается узнать судьбу отца? (я смотрел фильм на работе, в несколько приемов за несколько дней, было время пофантазировать) Нет, это не так. Так в чем же дело?
Первый ответ на этот вопрос в том, что она - журналист, репортер. Как говорил Александр Невзоров времен передачи "600 секунд" (СССР, перестройка, гласность, программа "Взгляд"): "Репортер - этот тот, кто в доме повешенного говорит о веревке". Т.е. бесцеремонность и определенная наглость входят в профессиональные обязаности журналиста. (мы ведь не обязаны их любить, верно?)
Агнешка в этом смысле настоящий журналист - все ради интересного материала. Правда, журналистский раж не убил еще человеческие чувства - как меняется выражение ее лица, когда в разговоре с бывшей женой Биркута она вдруг понимает, что та стала алкоголичкой (не смогла простить себя, что публично отреклась от мужа).
Второй же ответ на вопрос, по какому такому праву Агнешка относится к окружающим, связанным с прошлым, с таким презрением, пришел ко мне по дороге с работы домой. Я просто вспомнил себя в студенческие годы и как я относился к людям, связанным с советским официозом. Да вот примерно так и относился - и так же безо всяких на то прав. Теперь стыдно, особенно если знаю точно, что этого человека обидел. Но теперь уже не извинишься, да.
Такие вот размышления над классическим польским фильмом.