Не утихают страсти по «Асану» - и рецензии продолжают писаться, и мне присылают свои точки зрения на роману и на мою критику его. Потому приходится возвращаться к уже опостылевшей мне теме в очередной раз (
http://timur-aliev.livejournal.com/290522.html,
http://timur-aliev.livejournal.com/289585.html,
http://timur-aliev.livejournal.com/286172.html) ).
Еще раз поясню - на неточностях романа я остановился по двум причинам. Первое. Про роман Маканина начали говорить, что это самый правдивый роман о войне в Чечне и автор поддакивал им, утверждая, что очень хорошо знает реалии Чечни. Второе. На фактические неточности намного легче обратить внимание читателей (практически поймать автора на лжи «за руку»), чем объяснить - в чем неправ автор, описывая внутреннюю фабулу романа. В последнем случае и сам автор, и его почитатели могут легко «отмазаться» - дескать, он так видит.
Но гораздо больше, чем неточности, меня задевает понимание Маканиным этой самой войны. И об этом очень много писали и я, и некоторые люди у меня в комментах. Война - как процесс, в ходе которого и на «расходных материалах» которого (бензин, оружие и так далее) его участники делают какие-то деньги, - не просто ошибочное, но крайне вредное на мой взгляд понимание.
Литература о войне должны быть антивоенной, или не должна быть вообще. Я так считаю.
И вот что мои френды
kiveretsky ,
clear_text ,
paslen (если не ошибаюсь) писали об этом романе (текст в моей обработке):
«...обычные фантазии по поводу войны - это не страшно. В конце концов, любая проза (и поэзия тоже) - есть порождение фантазии. По поводу войны, любви, исторического какого-то эпизода... Фантазии по поводу жизни, наконец.
В случае с романом «Асан» беда в том, что люди могут подумать - ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ЧЕЧЕНСКАЯ (или Великая Отечественная, или с Наполеоном) ВОЙНА. Что вот мол, она - правда.
На самом же деле, то, что написал Маканин - даже не литература, а математика. Потому литература в классическом понимании - это попытка добра и любви к людям, а не сушь душевная. У Маканина же полная засуха чувств. От этого очень противно читать его схему войны, которую он по незнанию изобразил еще и подло, и глупо.
Когда через понимание ужасов войны автор старается пробудить в читателе именно чувство любви - любви к ближнему, к страдающим, ко всем, правым и неправым, русским и чеченцам, убитым и убийцам, к невинным людям, вынужденным убивать и быть убитыми; когда автору хочется, чтобы пусть хоть сто-двести человек полюбили бы просто людей, не чеченцев именно, а всех людей и стали противниками войн, понимали как это подло и жутко, когда люди стреляют в людей; когда писатель пытается вызвать у читателя чувство ненависти к войне, - только тогда такую книгу можно назвать настояще литературой о войне.
Во имя чего писал Маканин, понять невозможно. Тональность (месседж, идея, мораль) в книге совершенно отсутствуют - так и не ясно отношение автора к войне, к чеченцам, к людям вообще. Роман дебет-кредит - вот что это».
Данный текст появился как ответ на
http://stotayn.livejournal.com/30020.html