Антоний Булатович

Sep 23, 2012 22:14

Прочитал статью матушки Кассии об Антонии (Булатовиче) (http://scrinium.academia.edu/KassiaSenina/Papers/1956370/_) и могу теперь сказать, в чем я не согласен с реальным «историческим» имяславием, выразителем которого он является ( Read more... )

Leave a comment

Comments 64

kassia_tatiana September 23 2012, 19:39:45 UTC
брр. что-то умнО сказали, я не вполне поняла ( ... )

Reply

hgr September 23 2012, 19:45:58 UTC
De servo arbitrio обсуждаем, однако ))

Reply

kassia_tatiana September 23 2012, 20:15:37 UTC
ну, положим ))

на самом деле все это уже несколько посторонняя тема. суть ведь не в том, чтобы с Булатовичем были согласны современные философы, а в том, чтобы он был в согласии со св. отцами.
в этом смысле совершенно не важно, насколько его концепция приемлема для кого-то из нас. для меня, напр., неприемлема концепция тотальной богодухновенности Писания, хотя все св. отцы (и Булатович) в это верили, так что ж теперь? я ведь рассматривала Булатовича в сравнении с отцами.
что-то мне не кажется, что отцы верили, будто "нетварная энергия всегда присутствует в мысли, потому что Бог всегда присутствует в своем творении", т.е. она проницает все, разумеется, но мысли человека являются мыслями Бога только в обоженных - они говорят и мыслят от Духа, а обычные люди мыслят от ветра главы своея (или ваще от бесов).

Reply

hgr September 23 2012, 21:27:10 UTC
здесь перепутаны разные виды присутствия. кажется, Тимур склоняется к августинизму антипелагианской полемики, а мы просто принимаем присутствие Божие во всей твари, но вовсе не во всяком движении воли человека. Т.е. мы верим в присутствие Божие в воле лишь настолько, насколько это позволяет воле существовать, но не в самом акте выбора. у нас полупелагианство, с т.зр. западного богословия.

Reply


readership September 23 2012, 23:48:15 UTC
http://lj.rossia.org/users/bronza/269799.html

Выжимка старой дискуссии, мб окажется полезна.

Reply

timothei September 23 2012, 23:59:35 UTC
СПС. Да, вот Шуфрин тоже говорит, что тварные логосы - нетипичное для отцов учение. И кстати приводит аристотелевскую аргументацию без ссылки на Аристотеля.

Reply

readership September 24 2012, 00:40:09 UTC
У меня отложилось обратное, хотя в деталях уже не помню. И не только от Шуфрина. Тварные логосы разве не типическое? Хотелось бы прояснить, это важно. Но сама тема имяславия крайне интересна, в ней многое вскрывается....

Reply


readership September 24 2012, 00:17:31 UTC
=Платон мог уйти от этой аргументации, «исключив» идеи из состава сущего, вынеся их за скобки, сделав неуловимыми для формальной логики («Парменид»). Но идеи Булатовича тварны и потому уязвимы для аристотелевской критики. Подробности см. Аристотель. Метафизика I,9. Вкратце: если идея есть не мысль и не отношение в вещном мире, а «нечто», то для этого нечто также нужна идея, а для этой идеи - третья идея и т.д. до бесконечности.

Не совсем так. Платоновский ход возможен на любой итерации. Просто логически товарная сущность излишня. По-моему ;)

Reply

timothei September 26 2012, 15:23:14 UTC
"товарная сущность излишня" - это, по-моему, что-то из Маркса:)

Если серьезно, не понял суть возражения.

Reply

readership September 26 2012, 22:58:32 UTC
Это айпад чертов меня правит, он слова тварное не знает.

Ну а как еще объяснить, что возможно соорудить n этажей тварных логосов, а потом всю эту хрень изящно завершить? Поэтому и единственный дополнительный этаж логически излишен.

Кстати, ты там выше в ответе матушке тоже ошибаешься - у Булатовича нет тварных сущностей для Божественных имен. Поэтому-то они непосредственно наполняются Божественными энергиями. Это тоже логически малосообразно, но от других имяславцев он по крайне мере тем отличается, что как раз тварным сущностям не придает слишком большого значения. То есть, в его трактовке имяславие это не такая откровенная дурь, как встречается у других.

Reply

readership September 26 2012, 23:01:03 UTC
Так что насчет типичности тварных логосов?

Reply


readership September 24 2012, 17:39:23 UTC
=Для кантианца имяславие - совершеннейшее безумие

Христианство как таковое, скорее. А вот имяславие, напротив, прямой дорогой ведет в кантианство. Право, и там, и там нивелируется онтологическое значение материального мира. И если Кант берет его как данность и пытается объяснить, то имяславцы вообще не ставят подобной задачи, и он получается чуть ли не лишним. Все определяется как бы "верхним миром", где умопостигаемые тварные сущности (идеи, энергии). Кстати, чем не вещи в себе, только наоборот? И поскольку этот мир и тварен, и сверхзадан до скончания мира, то этим моделируются кантовские априори познания, тоже наоборот ;)

В общем, имяславие это работа в кантовской парадигме, своеобразный ее изворот, коих и в философии было множество. То есть, если и был спор с существовавшим "академичиским кантианством", а это еще та штучка, то за кантианство в широком понимании это не вышло.

Reply


вокруг имяславия livejournal September 25 2012, 23:55:40 UTC
Пользователь tugodum сослался на вашу запись в « вокруг имяславия» в контексте: [...] http://timothei.livejournal.com/204666.html?thread=381818#t381818 [...]

Reply


Leave a comment

Up