Делегация колхозников Ленинского района Московской области передает Красной Армии танковую колонну «Московский колхозник», состоящую из 21 танка КВ-1С.
Истребитель Як-1Б майора Бориса Еремина на площади Чернышевского в Саратове. По просьбе директора краеведческого музея М.П. Голубевой, написавшей письмо И.В. Сталину, и жителей Саратова, истребитель с дарственной надписью «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатого» был отправлен по железной дороге в Саратов и установлен на центральной площади города летом 1944 года.
Герой Советского Союза, капитан Иван Никитович Кожедуб у истребителя Ла-5ФН, построенного на средства пчеловода В.В. Конева сельхозартели «Большевик» Бударинского района Сталинградской области.
В.В. Конев, передавая свои сбережения в Фонд обороны, попросил построить на них самолет имени своего племянника, летчика-истребителя, Героя Советского Союза Георгия Николаевича Конева, погибшего 30 декабря 1942 года. Поэтому помимо надписи на правом борту самолета - «От колхозника Конева Василия Викторовича», на левом борту была надпись «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева».
Самолет был передан Ивану Кожедубу в мае 1944 года. На нем он сбил 8 самолетов противника. После перевода Кожедуба в другую часть на этой машине летал сначала Кирилл Евстигнеев, а затем - Павел Брызгалов, одержавший на этом самолете 12 побед и к концу войны получивший звание Героя Советского Союза.
Самолет У-2 «Казанский комсомолец», переданный комсомольцами Казани в состав 930-го авиаполка.
В августе 1942 года комсомольцы Татарии на сбереженные средства приобрели шесть самолетов У-2 (По-2) и передали их в дар 930 ближнебомбардировочному авиаполку. Самолеты носили имена «Казанский комсомолец», «Комсомолец Татарии», «Пионер Татарии», «Кзыл Татарстан» и «Зеленодольский комсомолец».
Штурмовик Ил-2 с надписью «Герой Советского Союза Олег Кошевой» из состава авиаэскадрильи «Герои Краснодона», построенные по инициативе краснодонцев с участием всех трудящихся области, переданные 766-му штурмовому Краснознаменному ордена Кутузова авиаполку 3-й воздушной армии.
Истребители Як-7, построенные на средства жителей Новосибирской области. На переднем плане Як-7а с надписью «Новосибирский комсомол». В той же эскадрилье были самолеты Як-7а «Комсомол Колымы» и «Комсомол Кузбасса».
Передача самолета Пе-2 «Таганрогский пионер» 135-му гвардейскому Таганрогскому бомбардировочному авиационному полку.
Самолет был построен на деньги, собранные таганрогскими школьниками после освобождения города 30 августа 1943 года. Передача происходила 19 мая 1944 года в День пионерии на аэродроме Веселое в Крыму.
Первый экипаж составили летчик Петр Моисеев, штурман Владимир Пеший и стрелок-радист Владимир Монаев. Кроме Петра Моисеева, на самолете летали Андрей Заплавнов и Николай Бондаренко, написавший впоследствии книгу «Летим на разведку». Все экипажи пережили войну.
Всего «Таганрогский пионер» совершил 73 боевых вылета. Воевал в Крыму, Белоруссии, Литве, Восточной Пруссии. Использовался в основном для разведки. Был списан в 1949 году.
Бронепоезд «Смерть немецким оккупантам», построенный московскими рабочими.
Канадские офицеры у среднего танка Ram (Баран) Mk I, спроектированного на базе американского танка M3. В передней части танка закреплена латунная табличка с надписью «Дар граждан (городов) Китченер и Ватерлоо, Онтарио».
Этот танк был изготовлен в апреле 1942 года. В мае 1942 года Шестой бронетанковый гусарский канадский полк, на вооружение которого поступила эта машина, прибыл Великобританию. В октябре 1944 года танк был выведен из эксплуатации и законсервирован, а в начале 1945 года окончательно списан.
Танки данного типа никогда не принимали участия в боевых действиях, однако широко использовались в канадских и британских войсках в учебных целях.
Дважды Герой Советского Союза майор А.В. Алелюхин на истребителе Ла-7, подаренном ему трестом №41 НКАП (Народного комиссариата авиационной промышленности). Восточная Пруссия.
Алексей Васильевич Алелюхин - один из самых известных советских летчиков-асов. За войну он совершил около 600 боевых вылетов, провел рекордное число боев - 258, сражался с самолетами немецкого, итальянского, польского, французского, румынского, голландского и английского производства, был ранен, горел, сажал подбитую машину на «вынужденную» и прыгал с парашютом, одержал за войну 57 только официальных побед. В последние месяцы войны летал на именном истребителе Ла-7 с надписью «Алексею Алелюхину от коллектива треста №41 НКАП».
Смотр эскадрильи «Чапаевцы». Эскадрилья Ил-2М3 «Чапаевцы» была построена на средства трудящихся города Чапаевска и передана 1-му Белорусскому фронту.
Летчики у истребителя Ла-5 №60 дважды героя СССР Е.Я. Савицкого эскадрильи «Валерий Чкалов» 159-го истребительного авиаполка, построенного на средства трудящихся Горьковской области. На заднем плане - транспортный самолет Як-6, выпущенный, по некоторым данным, серией 381 машина.
Экипаж советского танка Т-34-76 «Маршал Чойбалсан» (из танковой колонны «Революционная монголия») и приданный десант на отдыхе. Курская дуга.
На фото именной танк «Маршал Чойбалсан» из состава 112-й танковой бригады 6-го танкового корпуса 1-й танковой армии генерала Катукова. С началом боев на Курской дуге 112 тбр находилась во втором эшелоне обороны 1-й танковой армии. 112 тбр вступила в бой 8 июля 1943 года в районе хутора Сырцев.
Танковая колонна «Революционная Монголия» была создана на средства МНР. 12.01.43 г. колонну (32 Т-34, 21 Т-70) принимала 112-я Краснознаменная танковая бригада. Делегацию МНР возглавлял сам маршал Х.Чойбалсан. Один танк он передавал лично. На танковых башнях помимо названия колонны были нанесены надписи, от какого аймака( территориального образования) дарствуется данная машина.
Экипаж танка «Маршал Чойбалсан» : командир танка лейтенант И. М. Леушин, механик-водитель старшина П. Т. Токарев и радист-пулеметчик сержант П. М.Окунев.
Гвардии старший лейтенат, командир танкового взвода 44 гв.ТБР Леушин Иван Михайлович, 1918 года рождения, уроженец Кировской области сгорел в танке в Германии 2 марта 1945 года.
Леонид Утесов на крыле истребителя Ла-5Ф, построенного на средства его ансамбля «Веселые ребята». Момент передачи машины в войска.
Ла-5Ф с бортовым номером «14» белого цвета «Веселые Ребята» старшего лейтенанта Александра Мастеркова, 5-й гвардейский истребительный авиаполк. На правом борту фюзеляжа сделана надпись «От джаз-оркестра Л. Утесова».
Это один из двух истребителей Ла-5Ф, построенных на сбережения артистов джаз-банды Леонида Утесова. Самолеты были переданы летчикам 5-го ГИАП в ноябре 1943 г. Оба самолета летали в составе 5-го ГИАП до самой Победы.
Самолет-истребитель Як-1Б в зимнем камуфляже. На борту самолета - дарственная надпись «Лётчику Сталинградского фронта Гвардии Майору тов. Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого». На этом самолете летал Герой Советского Союза Борис Николаевич Еремин (1913-2005), который в годы войны совершил 342 боевых вылета, провел свыше 100 штурмовок позиций противника, участвовал в 70 воздушных боях, сбил 23 немецких самолета (8 лично, 15 в группе).
Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета - надпись «Мститель».
Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Айрапетовича Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта.
На этом Ил-2 летал Герой Советского Союза, тоже армянин Нельсон Георгиевич Степанян (1913-1944). Н.С. Степанян за время войны совершил 239 успешных боевых вылетов, уничтожил лично и в группе 53 судна противника. Погиб в бою 14 декабря 1944 года около г. Лиепая Латвийской ССР. Посмертно 6 марта 1945 года повторно удостоен звания Героя Советского Союза.
Огнеметный танк КВ-8С из танковой колонны «Трудовые резервы фронту». Лозунги, нанесённые на боевую машину, имеют важное морально-психологическое значение. В СССР на технику наносились надписи и политического, и личностного характера. В обязательном порядке «именными» становились танковые колонны и отдельные танки, построенные на средства как различных групп населения и коллективов, так и отдельных граждан.
В танке КВ-8 вместо спаренного с пушкой пулемета был установлен огнемёт поршневого типа АТО-41. Габариты огнемёта не позволяли конструкторам разместить его в башне КВ-1 с сохранением штатной 76,2-мм пушки. Поэтому вместо 76,2-мм пушки в танк устанавливали 45-мм орудие образца 1932/38 г. Тонкий ствол этого орудия маскировался ложным кожухом, имитирующим ствол штатной 76,2-мм пушки.
Выпуск КВ-8 начался в 1942 г. Основным преимуществом КВ-8 перед ОТ-34 (огнеметный Т-34) была почти в 5 раз большая ёмкость баков с огнесмесью. Танки КВ-8 и ОТ-34 выделялись в отдельные батальоны огнемётных танков (батальоны химических танков).
В отдельный батальон входили две роты КВ-8 (10 танков) и одна рота ОТ-34 (11 танков). После прекращения выпуска танков КВ-1, огнемётный танк КВ-8 строился на базе танка КВ-1С. В связи с этим, боекомплект пушки увеличили до 114 выстрела, а ёмкость резервуара с огнесмесью уменьшили до 600 литров (60 выстрелов). В ходе производства на танки стали устанавливать новый огнемёт АТО-42. Масса КВ-8с составила 43 тонны, экипаж - 5 человек.
Заместитель командира 12 ГИАП ПВО (6 ИАК ПВО) Филипп Тверезый у самолёта Як-9 с надписью «МАЛЫЙ ТЕАТР - ФРОНТУ», построенного на средства работников Малого театра.
Жительницы Ленинграда П.В. Баринова и ее дочь Е.П. Баринова вместе с пилотом капитаном Г.М. Паршиным, летавшим на самолете Ил-2, подаренным Бариновыми. В кабине штурмовика - воздушный стрелок старший сержант И.Г. Скрипников.
Перед войной семья Прасковьи Васильевны Бариновой состояла из шести человек: муж, три дочери и сын. В 1942 году в блокадном Ленинграде умерли муж Прасковьи Васильевны и младшая, пятилетняя дочь. Сын Виктор, воевавший в ополчении, пропал без вести в боях за оборону города.
27 января 1944 года, в день праздничного салюта в честь полного освобождения Ленинграда от блокады, мать и дочь Бариновы (они обе работали в 27-й Ленинградской поликлинике: мать - санитаркой, дочь Женя - медсестрой) внесли все свои сбережения (в том числе и наследство, оставленное их семье одним из родственников) в фонд обороны страны, и обратились с просьбой к правительству - построить на эти деньги самолет, назвав его «Месть Бариновых».
1 июня 1944 года новый самолет-штурмовик Ил-2 в присутствии Бариновых был торжественно передан лучшему летчику 943-го штурмового авиаполка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта капитану Георгию Михайловичу Паршину. На левой стороне фюзеляжа была надпись «Месть Бариновых», на правой - «За Ленинград». На этом самолете Г.М. Паршин сделал более ста боевых вылетов, принимал участие в освобождении Эстонии, Латвии, Литвы, в штурме Берлина, сбил 10 самолетов, уничтожил большое количество техники и живой силы противника. Ему было дважды присвоено звание Героя Советского Союза - 19.08.1944 и 19.04.1945.
Г.М. Паршин погиб 13 марта 1956 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ил-28. П.В. Баринова умерла в 1974 году, ее дочь Евгения - в 1972.
Оригинал записи на
LiveInternet.ru