В этом году состоится очередной юбилей
Клуба туристов "Романтик" Уральского Политехнического института, с которым я бездарно проюзала лучшие годы сформировалась как личность у меня связано много разнообразных воспоминаний. Собственно на юбилей я не попадаю, так как в это время буду ходить по Полярному Уралу. Но по этому поводу организаторы напустили на меня молодых туристочек с целью взять у меня интервью :-)). Так как времени у меня и так мало, а в связи с предстоящим походом и совсем нет, я предложила девочкам не встречаться, а задать вопросы "на мыло". Вопросы были самые обычные - что привело в клуб, что запомнилось - но из глубин подсознания вылезла "озабоченная" графоманка и накатала две страницы в Ворде. А потом подумала - раз уж написала, пусть и тут лежит. А то совсем зачахла "жужа" - одни перепосты.
Так что вот:
Как все начиналось…
Нынче в школах знать не знают первоклашки,
Как умели заливать "непроливашки"
Фиолетовыми брызгами скамьи.
Пусть мастика заменила им чернила,
Лишь бы вдаль, как нас, мечта всегда манила,
Лишь бы наши песни пели, как свои!
Геннадий Васильев
В старших классах школы я занималась спортивным ориентированием, и даже имела второй разряд. Когда поступала в институт, указала этот факт в анкете. В октябре меня нашел председатель турсекции радиофака (в те времена на каждом факультете были достаточно многочисленные турсекции) и сказал, что надо бы сбегать на туристическом слете этап «ориентирование». Туристический опыт у меня тогда сводился к проживанию в палатке летом и варке каши на костре. Позвала я с собой товарища по группе, спальник дома был - и мы поехали. По пути прибились к Большим и Опытным второкурсникам, встали с ними лагерем. Народу тогда на слеты ездило очень много. Не то чтобы мне это показалось с «непривычки» - каждый факультет выставлял на соревнования команду в 12-15 человек, а еще были разные конкурсы… Концерт песни меня просто очаровал, до сих пор помню это ощущение - лесная сцена, куча народу на склоне, дружно подпевающая, костры, яркие осенние звезды на черном небе…
В общем, через пару недель я набралась смелости, подошла к тем самым второкурсникам, которые собирались на Денежкин Камень, и сказала: «Возьмите меня в поход! У меня есть спальник и гитара!» Взяли. Вместе со спальником и гитарой.
Погода тогда случилась необычно теплая для ноября, шли без лыж, на дорогах были натуральные лужи, в одну из которых я умудрилась шлепнуться в самый первый день. Про существование туристических ботинок я тогда не знала в принципе, шла в резиновых сапогах, а с собой у меня были кеды. Очень Опытные Второкурсники оказались изрядными разгильдяями - по вечерам мы долго сушили шмотки у костра, утром не хотелось вылезать из палатки, потом неторопливо собирались - в результате большая часть маршрута проходила в темноте. Через пару дней очередное потемнение застало нас на выходе из зоны леса, поднимались со стороны кордона Шарп. С собой у нас была знаменитая Желтая Палатка (обычно ее называли по первым слогам), чтобы ее поставить, нужны были какие-то хотя бы кусты (да-да, палок с собой у нас тоже не было). «Валим на ту сторону!» - сказала суровая руководительница Лена. Если бы сейчас я узнала, что кто-то ТАК водил моих детей - убила бы на месте. А тогда оставалось только идти. Вверх по курумнику со снегом, потом вниз. В темноте. В резиновых, блин, сапогах. В какой-то момент я попыталась завопить: «Оставьте меня здесь, дайте помереть спокойно!» Мне погрозили кулаком и подтолкнули в нужном направлении. В общем, повезло «чайникам», обошлось без травм и переохлаждений. Добравшись до первых кривых кустиков, мы кое-как растянули нашу палатку, какое-то время согревались в ватных спальниках, а потом сладко уснули до полудня. Следующий день выдался морозным и солнечным, и народ массой пошел на восхождение со стороны реки Шегультан. Идет себе народ, прямо на пути стоит палатка. Причем половина вещей уже снаружи, потому что палатка была без дна и вместе с нами тихонько сползала по склону… Один из нас утром поставил брошенные накануне брезентовые штаны и сфотографировался с ними, отдельно стоящими…
Как ни странно, все эти «подвиги» отнюдь не отбили у меня желания ходить в походы. Ходили по четыре раза в год - в зимние каникулы, в летние, в ноябрьские праздники и в майские. В майские ходили на Тянь-Шань - билет на самолет до Ташкента стоил одну стипендию. Два самых ярких впечатления от первого Тянь-Шаня - цветущие тюльпаны на фоне снежных гор и состояние собственной физиономии после того, как целый день шли по снегу. Очки-то надели, а про «морду лица» не подумали - солнце-то в спину светило… Утром вылезли из палатки один другого краше, потом от нас еще долго шарахались преподаватели - зато опыт приобрели на всю жизнь.
С четвертого курса водила походы, но несложные - не люблю командовать. На пятом оказалась капитаном сборной УПИ по туризму - не то, чтобы очень много знала, но другие знали еще меньше J. Ничего, как-то бегали - тогда эти соревнования еще не назывались «Туристическим многоборьем» и были не очень сложными технически. По ночам регулярно делали газету «Романтик» у кого-нибудь на квартире. В остающееся от всего этого время еще успевали как-то учиться. Вечером накануне защиты диплома, вместо того, чтобы готовиться, я толкала на собрании турклуба пламенную речь на тему «Люди, вас ведь водили, учили, на ноги поставили, почему же вы водить не хотите?» - в те времена было много желающих ходить в походы и постоянно не хватало руководителей.
Уже после окончания института я продолжала несколько лет бегать в сборной УПИ. Добегалась наша сборная не только до призовых мест, но и до создания двух туристских семей. Потом родились дети, началась «перестройка с перестрелкой», непростые девяностые … Мужики наши еще ходили в походы, а кто-то и вообще перестал. На сплавы регулярно выбирались большой семейной компанией с кучей растущих детишек, и до сих пор выбираемся хотя основная масса детишек уже переросла родителей.
…и как ничего не закончилось!
В один прекрасный момент я обнаружила, что младшая детишка уже спокойно может заплести себе косички и пойти в школу самостоятельно. Откуда-то появились мысли, а не пойти ли в поход? Мысли тут же материализовались в виде старого друга, которого доросшая до турклуба УПИ доченька раскрутила на руководство
лыжной «двойкой» на перевал Дятлова. Идти одному с кучей молодежи ему не хотелось, и он позвал меня. Удивительные ощущения были - тот же Северный Урал, что 20 лет назад, тот же друг Игорь, та же палатка «зима», та же печка… как будто в прошлое провалилась. Из прошлого меня регулярно возвращали студенты, обращавшиеся на «Вы». Потом были
Фанские горы летом с этой же компанией, а потом компания по разным обстоятельствам расформировалась. А я уже размечталась про следующую зиму… Начала звонить по старым друзьям, и буквально за две недели до выхода подцепилась к группе из Нижнего Тагила, в которой не хватало человека
в Саяны. И так мы с ними «спелись», что вот уже в четвертый поход вместе собираемся, на Полярный Урал. Жизнь продолжается !
Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо тем, кто меня водил и учил в те давние времена - Андрею Катаеву, Ольге Рябухиной (ныне Огородниковой), Игорю Шелеметьеву, Владиславу Самборскому, Владимиру Белякову, Сергею Маркову aka
mark_s7 ) А также Анатолию Едигарьеву (г. Нижний Тагил) и Сергею Малагамбе, не побоявшимся взять в группу «тетеньку чуть за сорок».
Всем туристам «Романтика» желаю нескучных дорог, нелегких вершин, свежего ветра и надежных друзей!
ЗЫ: Хотела имена убрать, а потом подумала - пусть будут! Может, кому-то приятно будет.:-))