"Сто пятая история" это цикл рассказов на основе записей бортового журнала реально существовавшего автомобиля «Волга» ГАЗ - 31105, владельцем которого я имел честь быть в период с 2006 по 2013 год.
Переработанное и дополненное издание.
(Часть восьмая
тут)
ЧАСТЬ 9.
«Ничто не вечно»
[февраль 2012]
Подводя промежуточные итоги, можно сказать следующее: Волга за 7 лет не пожелала отчалить от причала только один раз. Случилось это, когда на улице было -35 градусов февральского мороза. Но вообще-то, она должна была завестись, если бы не моя лень…
Вообще, я свечи менял раз в год, осенью. Я же любил свою машину. И обычно, в -33 на свежих свечах она заводилась с шестой попытки и при выжатом сцеплением. А при -25, заводилась даже на автозапуске, с невыжатой педалькой. Но в ту зиму всё сошлось в одну точку. Я почему-то поленился заменить свечи. То ли понадеялся на дождливые новогодние праздники, то ли хотел проверить, как оно будет работать на копченых поджигателях.
В общем, не завелась…
Отцовский Логан, собака, заводится в -35 без проблем на третий тычок. А в -30 с автозапуска на вторую попытку. Вот он, народный автомобиль! Памятник надо ставить французам. А я в очередной раз ждал оттепели. Но она почему-то не приходила. Впрочем, ремонтировать Волгу зимой стало уже традицией в моей семье. (Надо бы как-то этот феномен отобразить в фамильном гербе, что ли.) Поэтому 20-ти градусный мороз не стал помехой для очередного ремонта на бодрящем прохладой свежем воздухе.
Но без сюрпризов не обошлось…
Для того, чтобы поменять свечи 2-го и 4-го цилиндров, на моей Крысе надо снять кое-какие лишние детальки с двигателя. Например, дроссельный узел. Требуется открутить три болта и отодвинуть в сторону корпус воздушного фильтра, к которому подходит маааааленький резиновый шланг-загогулька, отводящий картерные газы из двигателя. И всё было бы легко и просто если бы…
Если бы не подлая загогулька!
На морозе задубела резина не только загогульки, но и штуцер пластиковой крышки двигателя, на который она была надета. При вполне безобидной попытке сдернуть шланг с места, штуцер отломился. С мясом. Тысячачертей! Открылись чакры 2,4-литрового двигателя и божественный блеск кулачков распредвала озарил мой лик страдальца через сантиметровое отверстие. Всего одно неосторожное движение и - получите, распишитесь! Вот ваш трофей:
Так я и ездил с дырищей пару недель, пока думал как же починить это безобразие. Ведь перспектива замены клапанной крышки (6 тыр + работа) вызывала в моём организме головокружение. В черепке зрел коварный план посадить в пластик металлический штуцер, подходящий по диаметру и замазать всё это дело снаружи эпоксидкой. Нужна была только плюсовая температура. Но ее почему то в феврале не было. И не ожидалось. А масло тем временем, естественным образом улетало без каких либо препятствий в атмосферу. За две недели двигатель скушал пару литров синтетики Mobil и стал похож на убитый в хлам агрегат миллионник, в предсмертной агонии, ожидающий пятой в своей жизни капиталки:
Конечно, Волга иногда ломалась и на другие темы. Например, однажды в летней пробке у меня вдруг заклинило вентилятор радиатора. В магазине ребята сказали, что вообще он у меня долгожитель был. Аж 6 лет на сэкономленной заводом смазке протянул. Чудо! И хорошо, что дым пошел от проводки, а не от убитого перегревом двигателя. И в двойне хорошо, что проводка не успела загореться, а только вспучилась пузырями. И в тройне хорошо, что до дома было близко. Поэтому, я просто отключил вентилятор от сети, полил из бутылки воды на радиатор и доковылял до дома.
А еще, у меня аккум сразу появился новый.
Через неделю после покупки машины я забыл выключить противотуманки. Ну не привыкла к такой роскоши деервенщина. А пиликалки на оставленный свет в машине не предусмотрено. Это ж недоступные нанотехнологии! Вот и сел штатный аккум за пару часов. Ну а я, недолго думая, сгонял в магазин, купил Варту помощнее и горя не знал зимою: на морозе мог до работы на стартере доехать. Вот дочего Варта хороша! Да и детей тогда еще не было, деньги в семье водились лишние. Но всему есть конец. И качественная вещь не может служить вечно. На исходе шестой зимы АКБ сдалась. Умерла. Она служила верой и правдой всю свою короткую, но очень правильную аккумуляторную жизнь…
(Тут я утёр скупую мужскую слезу…)
Также, на шестой год эксплуатации окончательно умерла выхлопная система. Проржавел пламегаситель и окончательно сдох глушитель (его фото ниже). Бывалые Волгари говорят, что шесть лет это потрясающий результат, достойный книги рекордов Гиннеса. А вот резонатор (который последний стоит, у самой выхлопухи) умер уже на третий год. Он просто отвалился по сварке от трубы! Причем, что характерно, когда помер резонатор, звук у машины стал как у дристалёта - высокий и писклявый. А когда в глушителе образовалась дыра размером с кулак двигатель стал благородно бурбулировать. Я даже не сразу сообразил что у меня что-то сломалось и хотел оставить всё как есть.
Расходные материалы
Маятники в рулевой трапеции я перестал считать еще когда у меня была карбюраторная старушка «Белоснежка». Они такой же расходный материал, как воздушный фильтр, свечи и идиотские манжеты в хвостовике коробки. Я не знаю, почему за 50 лет выпуска машины нельзя было как-то доработать конструкцию передней подвески так, что бы каждый год не менять одну и ту же деталь, которая умирала за пять - семь тысяч километров пробега. Мне кажется это ненормальным в 21-ом веке. А вот с колодками мне повезло - их менял только один раз. Патамушта не тормозил. Накатиком всё, накатиком…
Неожиданные поломки
К таким можно было отнести пробитый в луже радиатор (3 тыр). Умерший где-то на четвертом году жизни главный тормозной цилиндр (1,5 тыр). Правая фара в сборе, по причине перекоса отражателя и невозможности пройти техосмотр (4,5 тыр). И всё. Не так уж и много, если не считать выхлопуню систему, замененную корзину сцепления и еще один косяк…
О! Щас про косяк расскажу!
Это даже не косяк, а эпик фэйл. Стала у меня машина при разгоне дергаться. То есть, если плавно ускоряться, то полный расколбас происходит, машину аж трясёт. А если тапку в пол, то почти незаметно, почти ровно тройка моя с бубенцами в даль уходит. И я, как инженер-недоучка, вроде как сразу подумал, что или свеча где-то померла или на свечу не подается лепестричество. Сам я лезть побоялся к Крайслеру, приехал к одним умельцам, которых порекомендовали аборигены и которые единственные в городе согласились посмотреть на Крайслер под капотом. И у них даже компьютер есть на колесиках. Ну не к официалу же ехать!
Но давно известно - скупой платит дважды.
Во втором цилиндре была явная проблема. Молодой паренек сносил мои провода на тестирование в свою берлогу. Вернулся, сказал, что провода в норме. Говорит - свечи поменяй. Ну я поменял (1 тыр). Сам. Ничего не изменилось. Приезжаю снова. Паренек гоняет мой двигатель на своём осциллографе. Хмурит бровь. Говорит - катушку поменяй. Ну я поменял (2,5 тыр). Сам!! Опять безрезультатно. Померяли давление в системе. Говорит - чота мало давления, поменяй бензонасос. Ну я поменял (2,5 тыр). Сам!!! Ноль реакции. Причем абсолютный ноль, который в природе недостижим. Осталось, говорит, только форсунки поменять. Больше вариантов нет.
И вот тут я понял.
Понял, что надо было сразу лезть на форум Волгарей. Там мне сразу сказали - сними провод на этом горшке и внимательно посмотри. Должна быть дорожка белая. Провод твой помер, а ты лошара уже на 6 тыр накупил запчастей. Зашнуровал валенки, выбегаю в труселях во двор, снимаю провод и… Не понимаю, как этот олень мог не увидеть лунную дорожку на проводе и траурный чёрный путь на свече?
Это азы ремонта. Тут даже специнструмента не надо. Только глаза.
Редкий читатель, долиставший многабукаф до сего абзаца спросит меня: а купил бы ты новую Волгу? А я честно отвечу - ДА! Но при одном условии - она не должна за 7 лет проржаветь насквозь. Я ее и продал только потому, что покраска семилетней машины в мои планы никак не входила. Во всём остальном она меня вполне устраивала. Даже комплект резины не успел стереть. Я согласен переплачивать за бензин, за маятники и отсутствие прерывистого режима дворников. Я даже готов умереть в машине без подушек и АБС. Но пусть она начнет ржаветь на двадцатый, а лучше - тридцатый год эксплуатации. Этого было бы достаточно, чтобы я ездил на ней и сейчас. И даже когда мои внуки будут передвигаться с помощью телепортации, я всё еще буду гордо и неторопливо пылить на барже. Волгарю нужно не так уж много для счастья.
Мораль сей басни такова:
не чините машину на морозе, господа!
Продолжение следует...