Jun 04, 2016 10:02
Я еще застал в силе романтику казенного спирта, которую новым поколениям вряд ли возможно понять. Широко простирал он свои душистые руки в дела человеческие ! Во-первых, распределение - кому и сколько. Во-вторых, изготовление настоек и сравнение вкусов. Недостаточно утонченные и мучимые жаждой ограничивались разбавлением водой. Далее, казенный спирт играл огромную роль в отношениях народа и интеллигенции. Принимал участие в туризме-альпинизме. Народная медицина и самолечение - тут только ректификат.
Мемуар М.Ф. Турчинского:
Еще одно воспоминание связано с именем Славы Жвирблиса. До своего ухода в редакцию журнала «Химия и жизнь» он успел приобрести широкую известность сначала в нашей Лаборатории, а потом и за ее пределами как несравненный изготовитель совершенно необыкновенных напитков на основе казенного спирта. «Коктейли Жвирблиса», в отличие от «коктейля Молотова», ежели что и воспламеняли, то наши сердца и души. К каждому лабораторному празднеству он, как истинный творец, создавал что-то новое. Я уже не помню, как назывались эти напитки, но их вкус до сих пор жив в памяти.
Особенно замечательна история создания «ультрафиолетовки», которая должна была в корне изменить все устоявшиеся рецепты изготовления коньяка. Как известно, коньяки, бренди и прочие напитки этого типа получают, выдерживая виноградныи спирт в дубовых бочках. При этом из дерева экстрагируются всевозможные полифенольные соединения, которые придают коньякам с небольшими сроками выдержки характервый «клопиный» запах и вкус. Жвирблис рассуждал, как истинный химик. Что происходит в процессе выдержки коньяка? Естественно, образование этиловых эфиров полифенольных соединений. Они-то и придают выдержанному коньяку тот изумительныи вкус и аромат, который мы так ценим. Как ускорить этот процесс? Кислотный катализ явно не подходит. И тут Жвирблиса осенила идея: ультрафиолет - вот что должно резко ускорить образование желаемых эфиров.
Итак, процесс получения нового напитка по Жвирблису состоял в следующем. Сначала на свалке возле дома находили старое фортепиано. В середине шестидесятых годов это было сделать несложно - переезжая в новые малогабаритные квартиры, многие выкидывали старые инструменты. Фортепианную ножку, освобожденную от лака, превращали в опилки, которые обрызгивали соляной кислотой и помещали в сушильный шкаф, дабы освободить связанные полифенолы. Затем опилки экстрагировали спиртом в аппарате Сокслета. Полученный экстракт разводили водой до нужного градуса, фильтровали и облучали в кварцевой колбе ртутной лампой высокого давления (замечу в скобках, что этот прибор по внешнему виду очень напоминал патефон). Путем кропотливых экспериментов Слава установил, что один час облучения эквивалентен году выдержки. Я и сам пробовал сей напиток. И вкус, и запах у него были, как у хорошо выдержанного коньяка. С уходом Жвирблиса опыты прекратились. А жаль ...