За одного оптимиста двух пессимистов дают

May 28, 2016 19:02



У меня есть подозрения, что поработала здесь не широта русской души или вроде что, а советская власть, мастерица по части извращений всякого рода.  Но оптимизм все равно лучше



Глеб Кузнецов
23 мая в 13:45 ·

Зашел сегодня в книжный магазин и купил книгу отечественного историка Ирины Варьяш "Сарацины под властью арагонских королей. Исследования правового пространства XiV века". Думаю, что напишу на нее рецензию через некоторое время. С месяц назад с огромным любопытством прочитал работу самарца Малкина про британское военное присутствие в Шотландии в XVII-XVIII века "Мятеж и колониальное знание в Великобритании в век Просвещения".

Так вот. Я горжусь, что я живу в стране и в культуре, где возможны такие работы и такие исследователи. Чистая абстракция. Ничего относящегося к практике или интересам повседневности. Такие книжки невозможны в Португалии, например. Там ты увидишь миллион книг про каждый год богатой их истории и каждого короля, но никто не будет изучать на португальском языке каких-нибудь ирландцев, если только не задастся гипотезой о том, что они те же португальцы.

Или в Индии, где доминирующее течение мысли требует отказаться от вписывания страны в мировой контекст и в "мировую историю", считая эту мировую историю выдумкой проклятых колонизаторов. И именно такие исследования и делают Россию мировой державой.

Я знаю врачей, которые в стране, где от туберкулеза умирает больше людей, чем во всей Европе вместе взятой, тем не менее исследуют "сложные" болезни, болезни, требующие "дорогой" диагностики и лечения, сложнодоступной для большинства областей России. Эти исследования и работы спасают жизни. 10, 20, 50 человек в год. По некоторым очень редким нозологиям неожиданно поднимая уровень России до не просто среднемирового, а до передового мирового.

Уверен, такие исследователи есть - несмотря на все сложности - в каждой области науки. И именно они - а вовсе не танцы дипломатов, или истерика СМИ, и даже не агрессивная внешняя политика - сохраняют надежду на величие России.

Потому что величие и мировое значение - это умение подняться до настоящих мировых проблем. Исследовать то, что никакого отношения к повседневности не имеет. Интересоваться тем, что не принесет ни ПР-эффекта, ни славы, ни дохода.

И эти настоящие мировые проблемы, само рассмотрение которых выводит культуру в высшую лигу - вовсе не то что происходит на Ближнем Востоке прямо сейчас, или кому принадлежит та или иная провинция пограничная - тебе или соседу. Это "история исламского права в Латинском мире" или атипичный гемолитико-уремический синдром. Ну или математические абстракции, о которых я в силу малой образованности ничего даже предположить не могу.
Previous post Next post
Up