Французские ножи в Северной Америке. Часть 2 - Жамбет ("флатин" и "а-ля дофин")

Aug 19, 2020 14:12



Рис. 1 - Картина примерно 1740 года французского художника Гаспара Гресли (1712 - 1756) «Le Buveur Suisse» («Швейцарский пьяница») показывает человека, держащего кувшин пива и лежащие на столе складной нож, курительную трубку и табакерку (Музей изящных искусств и археологии, Франция).

Пожалуй, ни одна другая страна не известна так хорошо своими складными ножами, как Франция.
Хотя складной нож имеет древние корни и даже использовался римлянами и викингами (самые древние экземпляры датируются серединой железного века (600-500 г. до н. э.), именно Франция превратила складной нож в культурную икону и глобальный коммерческий продукт.
На исходе средних веков, складной нож во Франции широко использовался в качестве столового прибора. Поскольку все французские граждане, крестьяне, дворяне и зарождающееся купечество, пользовались ножами, складной нож стал популярным по нескольким причинам.
Крестьяне всегда были ограничены в ношении наступательного оружия, но нуждались в небольшом легальном инструменте для резки и еды (вилка в то время не использовалась в качестве столового прибора).
Уже в 1620-х годах, в описаниях карманных предметов одежды, всё чаще встречаются складные ножи, в то время как на большинстве европейских картин всё ещё можно встретить свисающие с пояса ножны и поясные сумки.


Для элиты, носящей меч, складной нож также оказался полезен, будучи незаметным и маленьким.
До XVI века во всей Европе существовал обычай идя в гости приносить свой собственный столовый нож, и, хотя более богатые гости все чаще получали нож от хозяина, ношение собственного ножа практиковалось на всей территории Франции, особенно в сельской местности.
Еще в 1749 году шведский ботаник Петер Кальм (Peter Kalm) в своём труде «Путешествия Петера Кальма») отмечал, что этот обычай до сих пор распространен среди жителей Французской Канады: «...дамы и господа имеют свои собственные ножи…»
Во время имперской экспансии 17-го века Франция начала производить свою продукцию в массовом количестве для насыщения колониальных рынков.
Для нас наиболее важной областью в изучении складных ножей являются те, которые были сделаны в городе Сент-Этьене, считавшимся в то время центром производства оружия и столовых приборов.



Рис. 2 - Фронтиспис двухтомника Жака Савари (1622-1690) «Совершенный Негоциант» с изображением французских купцов в морском порту. Складные ножи, предназначенные для Новой Франции, часто приобретались в Сент-Этьене французскими частными торговцами упаковками по двенадцать дюжин («гросс»).

Одним из наиболее экспортируемых продуктов Франции XVII и XVIII веков был недорогой, но эффективный складной нож, обычно называемый жамбет (jambette - ножка, фр.), имевший несколько разновидностей (рис. 3).



Рис. 3 - Французский жамбет 1735-1745 гг. (Музей МакКорд, Монреаль)

Архивные записи, относящиеся к Новой Франции, очень четко выявляют три основные подкатегории жамбетов, называемые флатин (flatin), а-ля дофин (à la dauphine) и сиамский (siamois).

Флатин и а-ля дофин являются самыми ранними типами жамбетов.

Простая конструкция этих ножей позволяла им быть доступными каждому жителю Новой Франции (например, администраторам, жителям, солдатам, морякам, путешественникам и индейцам).
Качество и эффективность этих ножей настолько полюбилась индейцам, что согласно записям Компании Гудзонова Залива (1671-1684 гг.) англичане не только захватывали эти ножи для дальнейшей перепродажи, но и заказывали их из Франции и даже копировали образцы.
Со второй четверти XVII века и до капитуляции Новой Франции в 1760 году жамбеты были завезены в астрономических количествах и не только использовались французскими обывателями, но и фактически стали основным продуктом в меховой торговле с индейцами.
Одна из археологических раскопок поселения племени оджибва в Бэй-Сити, штат Мичиган, 1740-70 гг. (участок Флетчера) показала, что из 85 найденных ножей и фрагментов ножей более 2/3 были складными ножами.
Эта «популярность» даже отмечена французскими военными архивами, в частости Стив Делиль (Steve Delisle) в отчёте «Снаряжение ополчения Новой Франции 1740-1760 гг.» указал, что бойцам французской милиции выдавали два складных ножа и только один бушерон.



Рис. 4 - Фрагмент картуша, показывающий вид Квебека и туземцев на переднем плане, взятый с карты Новой Франции, Жана-Батиста Франклена, 1708г. Ножи, отправленные в Канаду, обычно выгружались в Квебеке, где передавались частным торговцам, на королевские склады и в торговые посты.

Нож Жамбет

Жамбет был эквивалентен английскому крестьянскому грошовому ножу (penny knife).
Этот недорогой, эффективный и удобный складной нож был назван так из-за схожести рукояти с маленькой ножкой.
Французские словари и опубликованные работы, датируемые первой половиной XVIII века, описывали их как «маленький складной нож, который носят в кармане. Внешнее похож на ногу…» («Этимологический словарь французского языка», Жиль Менаж Жу, 1750г.), «...маленький складной нож, состоящий из самшитовой рукояти и остроконечного лезвия», или маленькие ножи с «... деревянными ручками, которые складываются пополам... и не имеют пружин.»

После посещения ряда магазинов ножовщиков в Сент-Этьене в 1763 году французский ученый Огюст-Дени Фужеру де Бондеруа (Fougeroux de Bondaroy) опубликовал книгу «L'Art du coutelier en ouvrages communs» 1780 г., которая считается наиболее полным и подробным описанием французской торговли столовыми приборами этого периода.
Этот член Французской Королевской Академии наук заявил следующее: «Есть основания подозревать, что эти ножи получили в народе имя жамбет, потому что … рукоятка … неточно представляла собой ножку, заканчивающуюся ступней, в которой находится лезвие.»
Хотя этот ученый француз указывал, что обычные складные ножи назывались жамбет по всей сельской местности Франции, он заметил, что в Париже, они носили имя Юсташа Дюбуа (Eustache Dubois - известного ножовщика из Сент-Этьена), тогда как в Сент-Этьене эти ножи были известны как а-ля дофин.

Записанные Бондеруа как произведенные в значительных количествах в Сент-Этьене и в Шамбоне, одном из его пригородов, ножи «жамбет», «а-ля дофин» или «Эсташ Дюбуа» были описаны следующим образом: «некоторые из этих ножей имеют один гвоздь, который, проходя сквозь лезвие, образует штифт, позволяющий лезвию складываться, а открытое лезвие удерживается прямо с рукоятью за пятку, сделанную из лезвия, и эта пятка опирается на ручку».

Многие из этих ножей имели поперечный штифт, позволяющий лезвию вращаться, и «шпенёк» (пятку) в верхней части лезвия, которая служила упором на задней части рукояти при открытии.
Этот железный штифт, как говорили, был укреплен на маленьких плоских латунных шайбах с обеих сторон рукояти.
Эти складные ножи с одним штырем были также задокументированы Бондеруа как имеющие деревянные (самшит или бук) и роговые (овечьи, коровьи или бычьи рога, коровьи или бычьи копыта) рукояти.
В то же время многие из этих недорогих складных ножей имели рукояти, отлитые до определенной формы с помощью горячих металлических прессов.



Рис. 5 - детали гравюры Фужеру де Бондеруа, на которой изображена фигура, названная «нож с одним штифтом».
Бондеруа также отмечает, что шпенёк на вершине обуха лезвия в закрытом положении «... часто сдирает кожу, рвет одежду…». Обратите внимание на форму острия этого конкретного клинка и ярко выраженную выпуклую режущую кромку, хотя это редкость для этих типов лезвий в Северной Америке, но точно соответствует и укладывается в рукоять. Эту особенность также можно увидеть на многих других французских складных ножах.



Рис. 6 - деталь лезвия со шпеньком, обозначенным буквой «b». Издание «L'Art du Coutelier en Ouvrages Communs» 1772 года. Огюст-Дени Фужеру де Бондеруа, табл. II.

Как и во Франции, во французских колониях Северной Америки термин «жамбет», обнаруженный в записях, датируемых по крайней мере с 1638 до начала 1730-х годов, использовался для обозначения складных ножей разного вида.
В одной из записей, сделанной в Монреале в 1662 году, были отмечены «обычные жамбеты», что может означать, что их было несколько разных типов.
Судя по ряду архивных документов, касающихся Новой Франции, это могли быть «флатин», «а-ля дофин» и «сиамский», заменённые на местном уровне описательными или метафорическими терминами, используемыми для различения типов складных ножей.
Этот обычай распространялся не только на французов. Например, в 1754 году абенаки острова Св. Франциска называли жамбеты словом «pepk8asek8ehases», что фактически сравнивало форму ручек с раковиной устрицы ... а не с «маленькой ножкой».



Рис. 7 - Жан Жак Перре (Jean-Jacques Perret) в своём труде «L'Art du Coutelier» 1771-1772 гг, описал нож «Эсташ Дюбуа» как имеющий один штифт и деревянную рукоять.





Рис. 8 - Иллюстрации из книги Огюст-Дени Фужеру де Бондеруа, (сверху): простая рукоять ножа с одним штифтом. Обратите внимание на выемку на задней части рукояти, в которую будет опираться шпенёк, когда лезвие находится в открытом положении; (снизу): железные формы, используемые для формирования роговых и деревянных ручек. Некоторые формы были украшены ручками.

Нож "Флатин"

Вплоть до начала 1740-х годов термин «флатин», часто использовался в Новой Франции для обозначения определенного типа недорогого складного ножа.
Савари описывает этот нож в 1723 году как: «Флатин: маленький складной карманный нож, снабженный роговой или деревянной рукоятью, также называемый жамбетом. Этот вид ножа производится в Форезе (Сент-Этьен) и носит имя рабочего Дени Флатина, который его изобрёл…».
Опись товаров Жана Малью, поставщика из Монреаля, датированная 1697 годом, является дополнительным доказательством того, что флатины на самом деле были жамбетами, так как в списке его товаров были указаны «30 больших жамбетов, называемых флатинами».

Скосы флатинов имели особенность резко опускаться к острию, в то время как само лезвие могло либо подниматься, тем самым увеличивая профиль клинка около острия, либо оставаться параллельным режущей кромке. Эти скруглённые острия имеют несколько популярных терминов, в том числе «овечье копыто», «ястребиный клюв» и «голландская» форма.
Технически они действительно имеют клинок фламандской (или голландской) формы, разговор о которой выходит за рамки данной статьи.
Флатины, независимо от того, имели ли они клеймо Дени Флатина или нет, стали представлять собой складные ножи с определенной формой лезвия и часто упоминались в документах периода Новой Франции до начала 1730-х годов, а затем нечасто до 1742 года.



Рис. 9 - Рисунки четырёх предполагаемых вариаций форм флатинов, основанные на примерах археологических раскопок. Третий сверху клинок был найден в Сен-Мари (около 1634-1649) и отмечен клеймом Пьера Флатина. Обратите внимание, что остриё этого примера и шпенёк были добавлены по образу оригинала, который проржавел. Это же название было также зарегистрировано на лезвии французского складного ножа в форме «ястребиного клюва» найденного на территории Рок-Айленда, штат Иллинойс. Средний угол скоса этих лезвий составляет примерно 45 градусов.



Рис. 10 - Рисунок ножа с французского корабля «La Belle» (принадлежал французскому путешественнику и торговцу Рене-Роберу Кавелье, сеньору де ла Салль) затонувшего в 1684 году у побережья Техаса.



Рис. 11 - Четыре образца одноштифтовых складных ножей из Сент-Этьена найденных на месте королевских складов (Palais de l'Intendant) в Квебеке. Большинство лезвий, найденных в этом месте, демонстрируют резкий скос к острию, что соответствует лезвиям, используемым во флатинах. Флатины регулярно отмечались в инвентарных списках, составленных на королевских складах в Квебеке с 1737 по 1742 год.



Рис. 12 - Современная реплика флатинов 17-18 веков, найденных в районе Великих Озёр.

Нож "А-ля дофин".

Другой особый тип ножа, описываемый как «à la dauphine» («а-ля дофин» или иногда «дофин») - буквально означающий «похожий на дельфина» или «дельфин» - периодически появляется в исторических документах, относящихся к французским колониям Северной Америки, чьи корни можно проследить до Сент-Этьена.
Возможно, термин «а-ля дофин» был связан с именем ножовщика из этого города, однако ремесленников того времени, носящих это конкретное имя, найти не удалось.



Рис. 13 - Распространённый французский нож 17-го века фламандского стиля с фиксированной ручкой в сравнении с предполагаемым лезвием типа флатин. Дени Флатин, возможно использовал эту популярную европейскую форму лезвия ножа для создания своих, ставших впоследствии известными, складных ножей.

Считается, что основная причина использования названия «à la dauphine» заключалась в том, что нож имел физическое сходство с самим животным.
Дельфин (дофин), объявленный «королевской рыбой» в соответствии с французским морским указом 1681 года и описанный как «морская рыба с изогнутой спиной… имеющая длинную и круглую морду», был в 17-м веке узнаваемым символом.
Кроме того, дельфин был, что немаловажно, главным символом герба графства Форез (ранее Форез был провинцией Франции и включал в себя город Сент-Этьен).
Неудивительно, что это конкретное обозначение было специально использовано рабочими Сент-Этьена для идентификации этого типа складных ножей и что Бондеруа, во время посещения Сент-Этьена в 1763 году, отметил «лезвия в стиле а-ля дофин» на «одноштифтовых» складных ножах, продаваемых ножовщиком по имени Лафорж.



Рис. 14 - Древний герб графов Форез, изображающий золотого дельфина, найденного нарисованным на потолке Собора Нотр-Дам (построенного в 1296 году) в Монбризоне, Франция, главном городе графства Форез. Произошёл ли он от местного геральдического символа, или от настоящего млекопитающего, или от того и другого, есть веские основания предполагать, что именно дельфин с изогнутой спиной и острым носом стал источником вдохновения как для названия, так и для формы ножей «à la dauphine»

Многочисленные лезвия французских складных ножей, обнаруженные во время археологических раскопок в Северной Америке, имеют профиль, напоминающий голову дельфина, что соответствует ножам «а-ля дофин», перечисленным в ряде записей, связанных с Новой Францией.
Хотя этот конкретный тип лезвия имеет острое, постепенно сужающееся остриё, которое чем-то напоминает голову и морду дельфина, можно также увидеть «дельфина» не только в лезвии, но и в общем профиле раскрытого ножа, особенно при использовании рукояти традиционной для этого типа лезвия.

Доказательства отличительной формы этих ножей были так же обнаружены в едином инвентарном списке, включающего не менее четырех складных ножей с отчетливыми названиями, которые продавались в ряде фортов и постов вокруг озера Онтарио в 1722-23 годах.
Они были описаны как «сиамские ножи с роговыми рукоятками и собачьими головами», «обычные сиамские ножи», «флатины» и «а-ля дофины».



Рис. 15 - Рисунок ножа XVIII века с клеймом ножовщика из Сент-Этьена (коллекция Кристиана Лемассона (Christian Lemasson), иллюстрирующий, как конкретный профиль лезвия ножа «à la dauphine», может напоминать профиль дельфина. «Беременная» рукоять в этом примере, слегка вздутая в средней части, может дополнительно ассоциировать эту форму с животным.



Рис. 16 - Различные формы ножа а-ля дофин на основе примеров из археологических раскопок, отличающиеся длинной наклонной задней кромкой, направленной вниз к острию. Профили полотен флатина и а-ля дофина отличаются, скос лезвия а-ля дофина начинается от точки, находящейся дальше на обухе, чем у флатина, и это скос длиннее и плавнее. Средний угол падения этих скосов составляет примерно 30 градусов. Возможно, «острота» острия а-ля дофина возникла из-за необходимости чистить трубки для табака.



Рис. 17 - Выдержка из оригинального французского документа 1722-1923 годов, в котором перечислены четыре типа складных ножей, продававшихся в фортах и торговых постах вокруг озера Онтарио (Библиотека и архивы Канады). Два последних - флатин и а-ля дофин.



Рис. 18 - Найденный во время раскопок в Луисбурге нож с уцелевшей рукоятью и частично целым лезвием (возможно представляющим собой лезвие а-ля дофин) закрепленным на рукояти в форме ноги. Этот конкретный артефакт демонстрирует чернёную рукоять (возможно, из бука), которая, была окрашена помощью горячих железных форм на производстве во Франции. Обратите внимание, что откололся шпенёк в верхней части задней части лезвия, как показано ниже, а древесина в какой-то момент раскололась посередине задней части рукояти. Этот артефакт был датирован 1732-1740 гг. (Парки Канады / Крепость Луисбург).





Рис. 19 - Складные ножи с одним штифтом, найденные в форте Босежур в современном Нью-Брансуике, Канада. Эти редкие выкопанные ножи, найденные в контексте 1750-1751 годов, сохранив свои сохранившиеся рукояти и фрагменты лезвий, вероятно являются вариациями лезвий типа а-ля дофин. Пунктирные линии были добавлены, чтобы показать, как изначально могла выглядеть форма одного из лезвий.

Следующие четыре французских складных ножа конструкции «с одним штифтом» с сохранившимися деревянными рукоятями имеют либо частично, либо полностью проржавевшие лезвия. Из-за тенденции многих форм рукоятей к «зеркальному» виду соответствующих лезвий в закрытом состоянии или совпадению плоского края с плоской, часто узкой ручкой, можно предположить, что их первоначальная форма лезвия была либо «флатин», либо «а-ля дофин».



Рис. 20 - Складной нож с одним штифтом, деревянная рукоять (вероятно, самшит) и фрагмент лезвия из Луисбурга. На одной стороне рукояти сохранилась латунная шайба вокруг головки штифта.



Рис. 21 - Деревянная рукоять складного ножа с одним штифтом, найденная на обломках каперского корабля «Машу» (Machault), затонувшего во время битвы при Рестигуше в 1760 году. Рукоять сужается к тонкому концу и вероятно, имела лезвие типа а-ля дофин.



Рис. 22 - Прямая деревянная рукоять (вероятно, самшит) от складного ножа с одним штифтом, также найденного в обломках «Машу». Лезвие полностью разрушилось из-за длительного воздействия морской воды.



Рис. 23 - Найденный в Луисбурге складной одноштифтовый нож с неповрежденной деревянной рукоятью (возможно, из бука) и сломанным лезвием, на котором виден оставшийся шпенёк на обратной стороне лезвия. Обратите внимание на ножкообразную форму рукояти и выемку в верхней части, которая была добавлена для размещения шпенька. На лезвии частично сохранились буквы «AN / CO», которые могут соответствовать знаку IEAN / IACO (JEAN JACOD или JACOB), найденному на свинцовой таблице 1737 года, содержащей клейма ножовщиков Сент-Этьена.

Третий тип жамбетов Новой Франции - сиамский нож, представлен в следующей статье.

дофин, флатин, woodland, искусство, история, культура, ножи, традиции

Previous post Next post
Up