У британского историка Н. Хеншелла в его работе "Миф абсолютизма" есть одно любопытное место, которое я не могу не процитировать еще раз (этакий маленький бриллиантик):
Подобно большинству европейских монархов, французский король правил не национальным государством, его подданные не обладали развитым национальным самосознанием.
(
Read more... )
Comments 78
Reply
И не вспоминайте, ибо фэнтези.
Ересь выдумал Геннадий, москвич, назначенный белоклобучником по усмирению Новгорода, с целью "поставить в стойло" новгородских иерархов, первоначально обломавший об них зубы в теологических спорах, ибо новгордцы были просто грамотнее и в Писании, и вообще, тех же "низовых".
Главная проблема, когда "дело" уже сляпали, -- найти хоть одного жида на Руси. Но постарались, нашли. ;)
А вполне реальных псковских стригольников даже пальцем не тронули, поскольку Псков был твердым союзником Москвы.
Reply
Геннадий креатор сей ереси, конечно. Она не существовала в том виде (общественно-политическом и антицерковном), как он её расписал в отчётах. Но не забывайте, что Геннадию прислали отзыв о мерах испанской инквизиции по борьбе марранами. И эта идея Геннадию понравилась - садить на лошадь задом наперёд, одеть в островерхие колпаки, в веретьё нарядить, позорная табличка на шею и сжечь потом. Перенял опыт коллег)
Ну и на закуску - в ереси ему было выгодно обвинить тех, кого сам же до того привлекал к переводу Библии. Людей, знающих иврит, латынь, греческий. Чтобы потом все говорили- "геннадиевская Библия". А он лишь начальник комиссии по переводу)
в общем. я о том и писала в своём романе тогда. Сейчас бы у меня иной акцент был - регионализм.
Reply
Экономику пальцем не задавишь. И объективные законы истории тоже. Москва была на взлете и Новгород при любом раскладе водиночку не отмахался бы. Ну а принятие ереси сразу создало бы в Новгороде партию промосковских православных.
Reply
Reply
Не было там никакой ереси, от слова вообще.
Учите матчасть.
Reply
Reply
Reply
Почему-то именно в Православии протестантизм принимал крайне изуверские и религиозно извращенные формы. Западный протестантизм в целом гораздо более позитивен по отношению к миру.
Reply
А какие это примеры изуверского православного протестантизма?
Reply
Вот же, о них и статья.
Reply
Гуситы? А чем они хуже кальвинистов?
Reply
Основная проблема у Новгорода, ИМХО, что господа-новгородцы, в плане элиты, нифига не вояки. Не было у них напора и нахрапистости владимирцев и потом москвичей. Вот ободрать кого-нить, пограбить, поторговать - это да. А вот лезть в дебри и ставить крепосцы, как немцы или как начал несчастливый, увы, Юрий на востоке, подминать местных, крестить и обживать - не могли или не хотели. Ну и народу маловато. Вот была, кстати, интересная мысль, что чисто теоретически могли новгородцы войско купить. Наемников в той же европе. Но что потом с ними делать?
Reply
Дело не в религии.
Reply
Мы обсуждаем гипотетическую ситуацию если что:)))
"Не могли новгородцы европейских наёмников купить - ещё не было их "в магазине" в тот момент. "
В перерывах в Столетке можно было набрать, да хоть и Литву. И тех же немцев.
" Новгород в 14-15 вв. и крепостей множество построил, и камнем их обложил - не помогло. И нанимал всех, кого мог - служилых князей изо всех окрестных земель (и из Литвы для этого же, а не чтобы всем перейти в католичество, жидовство или ещё черт-те куда), и отряды ушкуйников из местных - не хватило. "
Да, только я о том, что начинать надо было в 12-13 вв. Чтобы в 15-ом не было мучительно больно.
"У Новгорода - дефицит продовольствия. Голода из-за нехватки хлеба в 15 в. уже не случалось - распахали достаточно своих земель, но собрать с населения достаточно зерна, чтобы постоянно кормить несколько тысяч наёмников - этого они сделать не могли. "
Наемникам можно деньгами платить, хлеб закупать в том числе. Я расценки как-то видел, там на одну сделку по воску можно было несколько десятков жандармов купить:))) Ну ( ... )
Reply
Reply
Leave a comment